Решение №6750 Признать жалобу ООО «Каскад-ДВ» на действия заказчика – КГА... от 20 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/108
(027/10/18.1-984/2024)
20 июня 2024 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>, <...>,
в отсутствии представителей от:
- ООО «Каскад-ДВ»: представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
- КГАУ ДО «Спортивная школа «Краевой центр единоборств»: представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО «Каскад-ДВ», материалы дела №7-11/108 (027/10/18.1-984/2024),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Каскад-ДВ» на действия заказчика – КГАУ ДО «Спортивная школа «Краевой центр единоборств» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки спортивного инвентаря, экипировки по виду спорта «Киокусинкай» (извещение № 32413615699 от 21.05.2024).
Из жалобы ООО «Каскад-ДВ» следует, что заявка заявителя отклонена неправомерно.
Жалоба рассматривается Комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия Хабаровским УФАС России жалобы ООО «Каскад-ДВ» к рассмотрению.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Согласно части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи (часть 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках).
В документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром (пункт 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках).
В соответствии с частью 19.7 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления.
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
Рассматриваемая закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа «Краевой центр единоборств», версия 3 от 23.12.2022 (далее – Положение о закупке).
21.05.2024 КГАУ ДО «Спортивная школа «Краевой центр единоборств» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» размещено извещение о закупке № 32413615699 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки спортивного инвентаря, экипировки по виду спорта «Киокусинкай».
Дата начала срока подачи заявок: 21.05.2024.
Дата и время окончания подачи заявок: 29.05.2024 10:00.
Дата подведения итогов: 30.05.2024.
Начальная (максимальная) цена договора – 1 096 033, 33 руб.
В п. 4.1 извещения о запросе котировок установлены требования к содержанию состава заявки.
В пп. 10 п. 4.1 извещения о запросе котировок установлено, что заявка на участие должна содержать: копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Пунктом 1.4 приложения № 1 к извещению о проведении запроса котировок «Описание объекта закупки» установлено, что обязательным условием поставки товара является наличие сертификатов соответствия и безопасности, сертификатов качества товаров либо иных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации или иных документов подтверждающих, что данный товар не подлежит сертификации.
Поставляемый товар, подлежащий обязательной сертификации, должен иметь сертификат соответствия и знак соответствия, выданные уполномоченным органом: - Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Пунктом 1.7 приложения № 1 к извещению о проведении запроса котировок «Описание объекта закупки»).
Аналогичные требования установлены в п. 1.4, п. 1.7 в приложении №2 к договору поставки «Техническая часть», «Сведения об объекте закупки».
При этом, из п. 4.6 договора следует, что при поставке Товара Поставщик представляет следующую документацию:
а) заверенную копию сертификата или декларации соответствия, выданного уполномоченными органами (организациями), по товарам, подлежащим обязательной сертификации;
б) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
в) документ (ы) о приёмке Товара, счёт и/или счёт-фактуру (один экземпляр для Заказчика, один экземпляр для Поставщика);
г) гарантию Изготовителя на Товар, оформленную в виде отдельного документа.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 30.05.2024 №32413615699 заявка № 7 - ООО «Каскад-ДВ» (заявитель) отклонена по основанию: несоответствия заявки требованиям технического задания п. 1.4, п. 1.7.
Заказчиком - КГАУ ДО «Спортивная школа «Краевой центр единоборств» представлены письменные возражения от 14.06.2024 №01-11/114 (вх. от 14.06.2024 №9657-ЭП/24), согласно которым просит оставить жалобу без рассмотрения.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла следующим выводам.
Объектом (предметом) закупки является: поставка спортивного инвентаря, экипировки по виду спорта «Киокусинкай» (лапа боксерская; макивара; перчатки (шингарды); защитные накладки на ноги; протектор паховый; шлем для киокусинкай).
Отношения, возникающие при оценке соответствия, в том числе связанные с формами подтверждения соответствия, урегулированы Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. №2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию» (далее - Постановление № 2425), товары, являющиеся предметом закупки, отсутствуют в перечне обязательной сертификации продукции, установленном пунктом 1 Постановления № 2425, который является исчерпывающим, следовательно, не подлежат обязательной сертификации.
Статьей 20 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер; добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации; обязательное подтверждение соответствия осуществляется, в том числе в форме обязательной сертификации.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ одним из принципов подтверждения соответствия является недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия.
Комиссия отмечает, что добровольные сертификаты соответствия не влияют на исполнение договоров поставки и не могут являться документами, которые обязаны предоставлять Поставщики или Производители в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Наличие или отсутствие добровольного сертификата соответствия не влияет на оборот и использование продукции, на который такой сертификат оформлен или не оформлен.
Таким образом, учитывая изложенное, сертификаты соответствия в рассматриваемом случае не могут быть отнесены к документам, предусмотренным пунктом 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках и пп. 10 п. 4.1 извещения о запросе котировок, установленное в документации о закупке Заказчиком требование, о предоставлении в обязательном порядке в составе заявки сертификатов соответствия и безопасности, сертификатов качества товаров либо иных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации или иных документов подтверждающих, что данный товар не подлежит сертификации, является неправомерным.
Действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя на участие в запросе котировок, ограничивают количество участников закупки, противоречат положениям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу предписание КГАУ ДО «Спортивная школа «Краевой центр единоборств» не выдавать, поскольку по результатам закупки заключен договор от 10.06.2024 №224.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Каскад-ДВ» на действия заказчика – КГАУ ДО «Спортивная школа «Краевой центр единоборств» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки спортивного инвентаря, экипировки по виду спорта «Киокусинкай» (извещение № 32413615699 от 21.05.2024) - обоснованной.
2. Признать действия закупочной комиссии КГАУ ДО «Спортивная школа «Краевой центр единоборств» при проведении указанной закупки нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.