Решение №8-01/63 Решение по жалобе ООО «Согласие» на действия Государствен... от 10 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии  – заместителя руководителя управления,   членов Комиссии -  –  начальника отдела контроля органов власти,– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии от:                                     

- от    Государственного учреждения – Хабаровского регионального отделения Фонда  социального страхования Российской Федерации, от  Омской областной организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», ООО «Забота», ООО «Согласие», ООО «Спецтехцентр ДВ» - о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили,

 

рассмотрев дело №8-01/63 по признакам нарушения   Государственным учреждением - Хабаровским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации  части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  предоставлении участнику закупки Омской областной организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» преимущественных условий участия  в электронном аукционе на поставку абсорбирующего белья (пеленок) для обеспечения инвалидов в 2018 году (извещение №0222100000218000001),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение с жалобой ООО «Согласие» на действия    Государственного учреждения – Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с заключением 09.02.2018 г. государственного контракта №122 по результатам проведенной закупки (извещение № 022210000021800001).

Из жалобы следует, что Омской областной организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» при участии в данной закупке необоснованно предоставлена преференция в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе, поскольку организация не является общероссийской общественной организацией.

Приказом Хабаровского УФАС России от 30.05.2018 №333 возбуждено дело по признакам нарушения  Государственным учреждением – Хабаровским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации антимонопольного законодательства.

Определением от 14.08.2018 рассмотрение дела №8-01/63 приостанавливалось до вступления в законную силу решений арбитражных судов Хабаровского края по делам №А73-9630/2018, А73-9631/2018. Решение арбитражного суда Хабаровского края по указанным делам принято 18.04.2019 г., вступило в законную силу.

Определением от  15.08.2019 рассмотрение дела №8-01/63 возобновлено.

Рассмотрев материалы дела, комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

09.01.2018 на официальном сайте в Единой информационной системе Хабаровским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) размещено извещение №0222100000218000001 о проведении электронного аукциона на поставку абсорбирующего белья (пеленок) для обеспечения инвалидов в 2018 г. Начальная (максимальная) цена контракта – 2 425 108,20 руб.

Согласно пункту 15 аукционной документации организациям инвалидов – субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям  в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе предоставляется преимущество 15%.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.01.2018, поступило 3 ценовых предложения, наименьшее предложение о цене контракта сделано участником с порядковым номером 2 – 1 891 584,41 руб.

В результате рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией признаны соответствующими положениям аукционной документации, законодательства о контрактной  системе заявки 3 участников. Победителем аукциона признана Омская областная организация общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (далее – Организация) с предложением о цене контракта 1 891 584,41 руб.

09.02.2018 между заказчиком и Организацией заключен контракт №122 на сумму 2 175 322,07 руб. (цена контракта, предложенная Организацией, с учетом преференции в размере 15%).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -  Закон о контрактной системе) организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе установлено, что указанные преимущества предоставляются общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

Таким образом, статьей 29 Закона о контрактной системе установлена возможность предоставления преимущества исключительно лицам, соответствующим критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях) установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе, в форме общественной организации. В соответствии со статьей 8 Закона об общественных объединениях общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

При этом согласно статье 14 Закона об общественных объединениях, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, структурные подразделения общественной организации могут быть разными по форме, а именно: организациями, отделениями, филиалами, представительствами. Основное, что их объединяет - это юридическая и фактическая взаимосвязь с головной общественной организацией. Организация деятельности общероссийских общественных организаций основана на осуществление деятельности через структурные подразделения, прежде всего, в субъектах Российской Федерации.

Правила предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта».

Контракт с организацией инвалидов, признанной победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (пункт 5 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Правил для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Как следует из документов, поданных в составе заявки на участие в закупке, в подпункте 3 пункта 1 Положения о региональной организации (отделении) Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» указано, что в соответствии с Законом об общественных объединениях и уставом Организации  региональная организация является структурным подразделением ВОС - отделением ВОС.

Региональная организация ВОС приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации и самостоятельная в определении своей внутренней структуры в рамках устава ВОС и других нормативных актов ВОС (пункт 3 указанного Положения).

В силу статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Согласно статье 1 Устава Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийской ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» (далее - ОООИ ВОС) - организация, основанная на добровольном членстве граждан РФ - инвалидов по зрению, их законных представителей, других граждан, активно принимающих участие в жизни организации, и созданная для защиты прав и интересов инвалидов по зрению. ОООИ ВОС осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации и действует в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О социальной защите инвалидов в РФ», иными законодательными актами РФ о социальной защите населения и настоящим Уставом. В соответствии с Разделом 3 Устава «Структура ВОС» ОООИ ВОС, как общероссийская общественная организация действует на всей территории Российской Федерации.

Структуру ОООИ ВОС образуют его региональные организации (отделения), местные организации (филиалы региональных отделений). Статьей 8 Устава определено, что для осуществления уставных задач в субъектах РФ решением постоянно действующего руководящего органа ОООИ ВОС - Центрального правления ВОС (далее - ЦП ОООИ ВОС), создаются республиканские, краевые, областные, Московская городская и Санкт-Петербургская объединяющая инвалидов по зрению, проживающих в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области, региональные организации (отделения) ВОС. Региональные организации ОООИ ВОС (далее - РО ОООИ ВОС) действуют на основании единого Устава ОООИ ВОС, подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и после регистрации являются юридическими лицами (статья 9 Устава). ОООИ ВОС в лице президента ВОС, и региональные организации, в лице их председателей, представляют ВОС в органах государственной власти РФ и субъектов РФ, органах местного самоуправления и других организациях без доверенности.

Пунктом 1 Положения о региональной организации (отделении) ОООИ

ВОС определено, что региональная организация ВОС осуществляет свою деятельность на основании законодательства РФ, единого устава – Устава ВОС, настоящего Положения и других нормативных актов Всероссийского общества слепых.

Поскольку, для признания общественной организации в качестве общероссийской необходимо осуществление ее деятельности на территориях более, чем половины субъектов РФ, именно областные, региональные организации, находящиеся в структуре ОООИ ВОС, определяют ее общероссийский статус. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте РФ о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения (статья 21 Закона об общественных объединениях). Следовательно, региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, являющееся самостоятельным юридическим лицом, вправе воспользоваться льготой, если его уставные

документы и документы о государственной регистрации подтверждают, что отделение является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов, и при условии численности инвалидов и их законных представителей, установленной частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе (инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов). Омская Областная Организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийской ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» зарегистрирована в качестве юридического лица на основании решения Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области от 19.10.1992 № 72, о чем в Единый государственный реестр внесена запись 30.07.2002 (ОГРН 1025500000130, ИНН/КПП 5502027855/550301001).

Единственный учредитель Омской организации – Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» (сокращенное наименование - ВОС). Складочный капитал отсутствует.

Омская организация действует на основании Устава Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» (в редакции от 15.11.2011 года).

Численность членов ВОС инвалиды по зрению и их законные представители составляют 95,4%. В Омской областной организации количество инвалидов, состоящих на учете, и их законные представители составляют 93,5 %. Омская областная организация определена реестром информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации в качестве общественного объединения. Данное объединение является региональным, имеет ОКОГУ: 4220003 - Региональные и местные общественные объединения.

Таким образом, в соответствии с Законом об общественных объединениях и Уставом ОООИ ВОС региональная организация является структурным подразделением ОООИ ВОС - отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийской ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

Кроме того, целостность указанной общероссийской организации инвалидов и ее структурных подразделений подтверждается порядком управления и ведения финансово-хозяйственной деятельности. Согласно статье 20 Устава ОООИ ВОС Центральное правление ВОС в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом ВОС принимает постановления, утверждает положения, инструкции и другие нормативные акты ВОС.

Постановления Центрального правления ВОС и нормативные акты ВОС являются обязательными для исполнения президентом и другими должностными лицами ВОС, всеми структурными подразделениями общества.

Оперативное руководство и исполнительно-распорядительную деятельность ВОС осуществляет Президент ВОС (статья 21 Устава ВОС), он же организует работу по управлению региональными организациями (пункт 21.11 статьи 21 Устава ВОС). Постановлением Центрального правления ОООИ ВОС от 27.06.2017 №7-16 одобрено совершение сделок Омской областной организации, заключаемых по результатам открытого аукциона в электронной форме на электронной торговой площадке. Пунктом 3 Постановления на Председателя Омской областной организации возложена обязанность по обеспечению исполнения государственных контрактов. Пунктом 4 Постановления контроль за его исполнением возложен на вице-президента ВОС.

Следовательно, Омская областная организация вправе осуществлять права и нести обязанности при участии в торгах (закупках) от имени Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийской ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

Анализ перечисленных выше норм права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае Омская областная организация, являясь структурным подразделением ВОС - отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийской ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» является общероссийской общественной организацией и имеет право на получение преференций в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, на предмет их соответствия требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

При этом в составе второй части заявки содержатся в том числе копии учредительных документов участника закупки, выписка из ЕГРЮЛ или копия такой выписки.

Таким образом, если участник закупки заявляет свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе проверяет в том числе информацию, содержащуюся в копиях учредительных документов участника закупки, в выписке из ЕГРЮЛ в целях установления соответствия участника аукциона критериям, установленным в статье 29 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Омская областная организация ОООИ ВОС в декларации участника о соответствии требованиям законодательства и документации о закупке и в информационном письме от 02.02.2018 №15 подтвердила свое соответствие требованиям статьи 29 Закона о контрактной системе в части того, что уставной (складочный) капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.

В связи  с чем аукционная комиссия Фонда обоснованно признала заявку Омской областной организации ОООИ ВОС соответствующей установленной требованиям, выбрав организацию победителем закупки с предоставлением преференции в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Поскольку в действиях аукционной комиссии Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации нарушений, повлиявших на результат аукциона, не установлено, указанная организация инвалидов является общероссийской (данные обстоятельства подтверждены судебными актами), комиссией Хабаровского УФАС России  принято решение рассмотрение дела прекратить.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела  в отношении Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившегося в  предоставлении участнику закупки Омской областной организации общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» преимущественных условий участия  в электронном аукционе на поставку абсорбирующего белья (пеленок) для обеспечения инвалидов в 2018 году (извещение №0222100000218000001), прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения части 2 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны