Решение №б/н Решение по жалобе ООО «Вода Евразии» на действия ООО «Водока... от 27 февраля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 8-01/26

27 февраля 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России

в присутствии представителей:

- ООО «Водоканал» - генеральный директор – <…> по решению,

- ООО «Вода Евразии» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечило,

рассмотрев жалобу ООО «Вода Евразии» на действия ООО «Водоканал» при проведении открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия) (извещение №31907425673), материалы дела 8-01/26,

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Вода Евразии» на действия ООО «Водоканал» при проведении открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия) (извещение №31907425673).

Из жалобы следует, что проведение заказчиком закупки противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с объединением закупку двух видов химреагентов в один лот.

Из письменных возражений ООО «Водоканал» от 21.02.2019 следует, что при размещении извещения о проведении закупки в форме открытого конкурса на поставку химреагентов и объединения жидкого хлора, оксихлорида алюминия в один лот не противоречит законодательству, так как при формировании лота заказчик исходил из того, что включенные в объект закупки реагенты имеют единое назначение, являются технологически и функционально связанными между собой и используются для одной цели – получения хозяйственно - питьевой воды, регулируются СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденным приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. №635/14. Как указал ответчик, обеззараживание воды поверхностных водоисточников реагентными методами осуществляется по двухступенчатой схеме, с дополнительной точкой ввода перед смесителями. ООО «Водоканал» осуществляет забор воды из поверхностного водоисточника. В соответствии с постоянным технологическим регламентом ООО «Водоканал» - на первой ступени производится первичное хлорирование исходной воды, совмещая процессы первичного обеззараживания воды с процессом коагулирования. По своим целям первичное хлорирование служит не только для обеззараживания воды, но и для интенсификации процессов очистки воды от примесей при коагулировании. При этом используются большие дозы хлора. Коагулирование воды – процесс осветления и обесцвечивания воды с применением оксихлорида алюминия, который при взаимодействии с гидрозолями и растворимыми примесями воды образуют осадок. Используется при очистке водопроводной воды перед отстаиванием и фильтрацией. Следовательно, оба включенных в лот реагента взаимодействуют между собой в процессе очистки воды на первой ступени и используются с одной целью.

Доводы, изложенные в возражениях, представитель ООО «Водоканал» в заседании комиссии поддержал в полном объеме.

Заслушав представителя общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон №223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3); требования к участникам такой закупки (п. 9).

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор торгов) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющихся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

18.01.2019 ООО «Водоканал» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №31907425673 о проведении открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия). Дата и время окончания срока подачи заявок – 06.02.2019 года в 10 ч. 00 мин. Дата, время и место вскрытия конвертов – 06.02.2019 года в 10 ч. 00 мин. Дата, время и место рассмотрения заявок – 07.02.2019 года в 09 ч. 00 мин. Дата, время и место подведения итогов – 08.02.2019 года в 09 ч. 00 мин.

Разделом 2 конкурсной документации для проведения открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид) (далее – документация) установлен общий порядок проведения открытого конкурса.

Пунктом 2.2 раздела 2 документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки, поданной участником.

Требования к участникам закупки установлены пунктом 2.3 раздела 2 документации.

Пункт 2.4 раздела 2 документации содержит условия допуска к участию и отстранению от участия в закупках. Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 2.3 настоящей документации;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.

Пунктом 1 раздела 4 документации установлен порядок оценки заявок участников конкурса. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

1) цена – 70%;

2) срок оплаты – 10%;

3) срок (период) поставки – 40%.

Совокупная значимость выбранных критериев должна составлять 100 баллов.

Пунктом 6 информационной карты установлено количество требуемого к поставке товара: хлор жидкий – 25,52 тонны, оксихлорид алюминия – 288 тонн.

В соответствии с протоколом от 06.02.2019 №18/1 заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками открытого конкурса конкурсной комиссией принято решение признать открытый конкурс на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия) – несостоявшимся, в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок, указанного в извещении не подано ни одной заявки. Также принято решение внести изменения в извещение и документацию, продлить срок подачи заявок по 18.02.2019 и повысить начальную (максимальную) цену договора с 11 113 384 руб., в т.ч. НДС 20% 1 852 230,67 руб. до 12 294 800 руб., в т.ч. НДС 20% - 2 049 133,33 руб.

В соответствии с протоколом от 18.02.2019 №18/2 заседания комиссии по вскрытию конвертов с заявками открытого конкурса на участие в открытом конкурсе подана заявка ООО «Метахим» с ценовым предложением 12 293 545,92 руб. На основании раздела 7 п. 4 конкурсной документации открытый конкурс на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия) признан несостоявшимся, в связи с тем, что подана одна заявка.

В соответствии с протоколом от 18.02.2019 №18/3 заседания комиссии по рассмотрению заявок открытого конкурса единственный участник признан участником конкурса, его заявка – соответствующей требованиям документации. Принято решение заключить с единственным участником договор на условиях и по цене, предложенных участником и предусмотренных документацией с ООО «Метахим» с ценой договора – 12 293 545,92 руб.

В соответствии с СП 31.13330.2012 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/14) обеззараживание воды подземных водоисточников реагентными методами следует осуществлять, как правило, по одноступенчатой схеме с вводом реагента перед контактными резервуарами, а поверхностных – по двухступенчатой, с дополнительной точкой ввода перед смесителями (п. 9.115); Использование жидкого хлора следует предусматривать на объектах при расходе хлора не менее 40 кг/сут. (п. 9.116); Организация расходных складов жидкого хлора производится в соответствии с требованиями правил безопасности при производстве, хранении, транспортировки и применении хлора (ПБ) (п. 9.117).

Из выписки из постоянного технологического регламента подготовки воды ООО «Водоканал» (утв. 31.12.2010 г.) следует, что технологический процесс заключается в том, что вода для ее очистки поступает из протоки Старый Амур с водозаборного ковша насосной станции 1-го подъема и после очистки используется для хозяйственно-питьевых нужд города.

Из выписки из постоянного технологического регламента фильтро-очистных сооружений ООО «Водоканал» (утв. 31.12.2010 г.) следует, что при очистке воды в фильтро-очистных сооружений используется хлорная вода и коагулянт (оксихлорид алюминия). Вода обрабатывается двумя реагентами.

Таким образом, материалами дела подтверждается потребность заказчика ООО «Водоканал» в приобретении двух химреагентов одновременно для очистки воды, при этом хлора закупается меньшее количество относительно оксихлорида алюминия, в связи с чем выделение жидкого хлора в отдельный лот может привести к отсутствию заинтересованности у поставщиков и невозможности приобретения жидкого хлора в таком количестве в требуемые заказчику сроки

Поскольку нормами Закона №223-ФЗ не установлен прямой запрет на объединение в один лот нескольких товаров, заказчик ООО «Водоканал» обосновал необходимость объединения в один лот закупку двух химреагентов, комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу признать жалобу необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Вода Евразии» на действия ООО «Водоканал» при проведении открытого конкурса на поставку химреагентов (жидкий хлор, оксихлорид алюминия) (извещение №31907425673) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

ООО "ВОДА ЕВРАЗИИ"
ИНН 6670464256, ОГРН 1186658012210
ООО "ВОДОКАНАЛ"
ИНН 2706027738, ОГРН 1062706008012