Решение б/н Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 24

                                                            

Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2011 года. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Муниципального унитарного предприятия «Распределительные сети Хабаровского муниципального района», рассмотрев дело № 08-01/87 по признакам нарушения Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании поручения ФАС России от 03.02.2011 № 01-007-ИА/пр Хабаровским УФАС России проведена проверка постановлений Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – комитет), которыми для сетевых организаций края установлена плата за технологическое присоединение к сетям таких организаций на предмет соответствия Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В ходе проведенной проверки установлено, что постановлением комитета от 04.03.2009 № 9/1 установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям Муниципального унитарного предприятия «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района». В соответствии с заключением экспертизы обоснованности размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям данного предприятия в расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению включена инвестиционная составляющая (расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии) из утвержденной инвестиционной программы, в размере 6586,86 тыс. руб.

 

С 01.01.2011 согласно Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети. Указанные затраты учитываются в тарифах сетевой организации на услуги по передаче электрической энергии. В плату за технологическое присоединение включаются расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.  Хабаровским УФАС России возбуждено настоящее дело.

 

В заседании Комиссии представители комитета пояснили, что указанное постановление в установленном порядке будет признано утратившим силу, так как инвестиционная программа, в соответствии с которой в плату за технологическое присоединение включена инвестиционная составляющая, реализована в полном объеме.  Представитель муниципального предприятия пояснил, что на 2011 году обществу утверждена новая инвестиционная программа, а также заявил ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела, с целью предоставления дополнительных документов в заседание Комиссии, обосновывающих реконструкцию объектов, включенных в указанную программу. Ходатайство Комиссией удовлетворено, определением от 20.04.2011 рассмотрение дела откладывалось до 17.05.2011.

 

После возобновления рассмотрения дела муниципальное предприятие дополнительно представило заключение Регионального учебно-научного инновационного центра энергосбережения при ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет». Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.  Постановлением комитета от 04.03.2009 № 9/1 установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям Муниципального унитарного предприятия «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района» в размере: присоединяемая мощность заявителя до 15 кВт – 550 рублей для юридических лиц, от 15 до 30 кВт – 5573,03 руб./кВт, от 30 до 100 кВт – 5472,24 руб./кВт. В соответствии с заключением экспертизы обоснованности размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям данного предприятия в расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению включена инвестиционная составляющая (расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, за исключением компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии) из утвержденной инвестиционной программы, в размере 6586,86 тыс. руб.

 

Постановлением Комитета от 30.09.2009 № 42/14 в указанное постановления внесены изменения, в части размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке мощности), а также для заявителей физических лиц. Согласно пункту 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

 

Указанное законоположение установлено Федеральным законом от 26.07.2010 № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 187-ФЗ» и вступило в силу 29.07.2010. Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5 утверждены методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, разделом V которых установлен порядок определения состава расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

Согласно пункту 28 методических указаний состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется в соответствии с мероприятиями, определенными Приложением 5 к Методическим указаниям в зависимости от:

- присоединения объектов заявителя к ячейке трансформаторной подстанции (ТП), распределительной трансформаторной подстанции (РТП), распределительного пункта (РП), подстанции (ПС).

- присоединения объектов заявителя к линии электропередачи (ЛЭП).

 

В приложении 5 к методическим указаниям определен состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в зависимости от способа технологического присоединения:

- строительство воздушных и (или) кабельных линий,

- строительство пунктов секционирования,

- строительство комплексных трансформаторных подстанций (КТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с классом напряжения до 35 кВ,

- строительство центров питания, подстанций классом напряжения 35 кВ и выше (ПС),

- организация автоматизированного учета электроэнергии,

- организация телемеханики (телеуправление, телеизмерение),

- организация устройств релейной защиты и ПА, организация связи, компенсация емкостных токов.

 

Из инвестиционной программы по модернизации сетей Муниципального унитарного предприятия «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района» на 2009 год следует, данная программа разработана в том числе с целью технического перевооружения и реконструкции объектов электросетевого хозяйства предприятия. К программе приложены локальные сметные расчеты на замену ТМ 63 кВА на ТМ 160 кВа в ТП 2085 с. Князе-Волконское на сумму 151034,73 руб., замену ТМ 100 кВА на ТМ 250 кВа в ТП 2086 с. Князе-Волконское на сумму 241042,73 руб., замену ТМ 630 кВА на ТМ 1000 кВа в ТП 0173 с. Осиновая речка на сумму 703091,63 руб.

 

Проанализировав содержание инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия на 2009 год Комиссия приходит к выводу, что программа предусматривает затраты не только на новой строительство объектов электросетевого хозяйства, но и покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры электросетевого хозяйства муниципального предприятия, что с 01.01.2011 является недопустимым.

 

По общим правилам статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пункт 1). Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (пункт 2).

 

В заседании Комиссии представители комитета подтвердили, что установленная для общества плата за технологическое присоединение к электрическим сетям является действующей. Такая плата взимается с лиц, обратившихся к обществу с целью присоединения к его сетям. Постановление Комитета в соответствие с действующими нормами Закона № 35-ФЗ не приводилось. Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами власти актов, которые приводят или могут привести к недопущению ограничению или устранению конкуренции. При указанных обстоятельствах, установленный в графе второй таблицы, являющейся приложением к постановлению комитета от 04.03.2009 № 9/1, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района» является необоснованным, так как создает необоснованное препятствование в осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности, возлагая на них обязанность оплачивать расходы сетевой организации на развитие и реконструкцию инфраструктуры электросетевого хозяйства, создает определенные преимущества в осуществлении МУП «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района»  в сравнении с иными хозяйствующими субъектами на рынке услуг технологического присоединения к электрическим сетям, что может привести к последствиям, указанным в статье 15 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия не может согласиться с правовой позицией комитета о неприменении статьи 23.2 Закона № 35-ФЗ к ранее установленному размеру платы за технологическое присоединение, со ссылкой на статью 4 Закона № 187-ФЗ, так как указанная в данной статье оговорка к порядку применения положений Закона № 187-ФЗ при тарифном регулировании на 2011 и последующие годы не применяется к статье 23.2 Закона № 35-ФЗ. Более того, Законом № 184-ФЗ установлена прямая обязанность органов власти субъекта Российской Федерации в установленный срок привести в соответствие с Федеральным законодательством свои нормативные правовые акты.

 

Также Комиссией не может быть принято во внимание представленное муниципальным предприятием заключение Регионального учебно-научного инновационного центра энергосбережения при ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», так как данное заключение не содержит оценки инвестиционной программы 2009 года. В заседание Комиссии представителем комитета дополнительно представлено постановление комитета от 20.04.2011 № 12/5, которым признаны утратившими силу постановление от 04.03.2009 № 9/1, постановление от 30.09.2009 № 42/14, что расценивается Комиссией как устранение нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке до вынесения Комиссией соответствующего решения по делу.

 

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом, при прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по указанному основанию, Комиссия обязана отразить в резолютивной части решения сведения об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства. На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                             

РЕШИЛА:

 

1. Признать установленный в приложении к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 04.03.2009 № 9/1 (в редакции постановления от 30.09.2009 № 42/14) размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей с присоединяемой мощностью от 15 до 30 кВт в размере 5573,03 руб./кВт, от 30 до 100 кВт в размере 5472,24 руб./кВт к распределительным электрическим сетям Муниципального унитарного предприятия «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района», в части включения в размер платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела № 8-01/87 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны