РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/34 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении рекламы тарифа «Рублевый», содержащей недостоверные сведения о стоимости исходящего вызова и возможности звонить на все мобильные по единой цене, в присутствии представителей ЗАО «Мобиком - Хабаровск»,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе отделом рекламы и недобросовестной конкуренции в январе - феврале 2008 года была отслежена реклама тарифа «Рублевый» компании «Мегафон» оператора сотовой связи ЗАО «Мобиком - Хабаровск», распространяемая в эфире радио «Европа плюс», «Авторадио», «Ретро FM», следующего содержания: «Долой высшую математику из мобильных тарифов! Мегафон все упрощает! Новый тариф «Рублевый»! Минута любого местного разговора стоит один рубль. И каждое SMS стоит ровно рубль. Тариф «Рублевый» от Мегафона. Звони по рублю! Подробности в офисах продаж и по телефону в Хабаровске 750 – 500».
Кроме указанной рекламы в феврале 2008 года распространялась спонсорская реклама: «Программу представляет ЗАО «Мобиком - Хабаровск». Мегафон на Дальнем Востоке представляет новый уникальный тариф «Рублевый»! С тарифом «Рублевый» вы можете звонить на все номера по единой низкой цене. Звонок на мобильный телефон стоит 1 рубль, звонок на домашний телефон стоит один рубль и СМС стоит 1 рубль! Для получения подробной информации о тарифе звоните в Хабаровске 750 -500! Мегафон, будущее зависит от тебя».
Как следует из рекламы, стоимость каждой минуты исходящего вызова составляет один рубль. Между тем, реальная стоимость исходящего вызова складывается из однократно взимаемой фиксированной составляющей к тарифу за первую минуту разговора и стоимости вызова. При этом стоимость вызовы составляет 1 рубль, а однократно взимаемая фиксированная составляющая к тарифу за первую минуту разговора также составляет один рубль. Учитывая изложенное, суммарная стоимость первой минуты исходящего вызова составляет 2 рубля, а не рубль, как указано в рекламе.
Информация о стоимости первой минуты (любой минуты) разговора исходящего вызова, включающая фиксированную плату, является существенной информацией, отсутствие которой вводит потребителя в заблуждение относительно минуты исходящего вызова. Таким образом, стоимость исходящего вызова в размере один рубль в рекламе тарифа «Рублевый» оператора связи ЗАО «Мобиком - Хабаровск» указана без учета фиксированной составляющей, в связи с чем, указанная информация вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости минуты исходящего вызова. Кроме того, в спонсорской рекламе указана информация, что «…с тарифом «Рублевый» можно звонить на все номера по единой низкой цене. Звонок на мобильный телефон стоит 1 рубль, звонок на домашний телефон стоит один рубль и СМС стоит 1 рубль». Вместе с тем, анализ условий тарифного плана «Рублевый» показал, что рекламируемая цена в совокупности с другими ценовыми условиями, определенными в тарифном плане, применяется не для всех мобильных звонков, а лишь для исходящих звонков на номера Федеральной сети «Мегафон», операторов мобильной и фиксированной связи Хабаровского края. На прочие номера Дальнего Востока, Восточной Сибири и номера России цена определена 6 и 10 рублей соответственно.
Следовательно, содержащиеся в рекламе сведения о «единой цене на все номера» не соответствует действительности, чем вводятся в заблуждение потребители рекламы. В процессе рассмотрения дела представитель ЗАО «Мобиком-Хабаровск» пояснила, что в рекламе была предоставлена информация о подробностях тарифа в офисах продаж и по указанному телефону. Однако данный довод не принимается, так как сведения являются поясняющими к рекламному слогану информацией, а не рекламой., требования содержания которой определены законом. Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Реклама тарифа «Рублевый» оператора связи ЗАО «Мобиком-Хабаровск», которая распространялась в январе - феврале 2008 года в электронных средствах массовой информации, противоречит требованиям пункта 4 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Реклама в указанных частях признается ненадлежащей.
Согласно пункту 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение частей 2-8 статьи 5 несёт рекламодатель, лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы. Рекламодателем, осуществившим размещение ненадлежащей рекламы, является ЗАО «Мобиком - Хабаровск». Данный факт подтверждается: договором от 27.02.2007 г., заключенным между ЗАО «Мобиком - Хабаровск» и ООО «Медиа Сеть», согласно которому последний размещает рекламу ЗАО «Мобиком–Хабаровск» в СМИ, согласованием договорного проекта № 030 от 31.01.2008 года с Приложением, согласованием договорного проекта № 054 от 29.02.2008 года, актами выполненных работ от 31.01.2008, 29.02 2008 года, платежными поручениями. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу тарифа «Рублевый» ЗАО «Мобиком Хабаровск», распространяемую в эфире радио «Европа плюс», «Авторадио», «Ретро FM», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ЗАО «Мобиком - Хабаровск» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 24 апреля 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).