Решение №4/10509 Решение по жалобе ООО «Альфа-Консалтинг» (вх. № 4/21739 от ... от 5 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 027/10/18.1-1268/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 сентября 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2022 года.

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалоб на   нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,  порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее – Комиссия), в составе:

 

председателя комиссии:               

 

Врио руководителя управления;

 

членов комиссии:                            

 

главного специалиста  - эксперта  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

 

 

главного специалиста  - эксперта  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

в присутствии:

-    заявителя – ООО «Альфа-Консалтинг» - гр* представитель по доверенности, гр* представитель по доверенности;

- организатора торгов – Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края представитель по доверенности;

          -  третьего лица (победителя торгов) (лот № 5)  – представитель по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Альфа-Консалтинг» (вх. № 4/21739 от 21.09.2022) на действия Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края – организатора торгов на право заключения договоров аренды лесных участков (извещение № 080822/0926093/01 от 08.08.2022, лот № 5, № 6, № 7, № 8). Адрес официального сайта в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов - http://torgi.gov.ru/, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.04.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «Альфа-Консалтинг» (вх. № 4/21739 от 21.09.2022) на действия Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края – организатора торгов на право заключения договоров аренды лесных участков (извещение № 080822/0926093/01 от 08.08.2022, лот № 5, № 6, № 7, № 8).

Уведомлением от 22.09.2022 рассмотрение жалобы назначено на 29.09.2022. Заявитель не явился, заявив ходатайство об отложении рассмотрения на более позднее время, в связи с невозможностью явки представителя.

В рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 30.09.2022.

 

Доводы  жалобы Заявителя сводятся к следующему:

В информационном сообщении о проведении  торгов № 080822/0926093/1, процедура № 96318 в составе аукционной документации размещены проектные документации выставленных на аукцион лесных участков. При этом в проектных документациях (раздел № 8 таблица 6) по лотам №№ 6,7,8 неверно указана площадь особо защитных участков.

Осуществление хозяйственной деятельности на особо защитных участках лесов существенно ограничено законодательством и является одним из основополагающих факторов, влияющих на принятие решения  по аренде и использованию лесных участков.

 

       Организатор торгов с доводами жалобы не  согласился, пояснив, что в Проектной документации лесных участков (по лотам 6,7,8) в таблице 6 допущена техническая ошибка, которая не была замечена при утверждении Проектной документации.

       Допущенная в Проектной документации лесных участков (по лотам 6,7,8) техническая ошибка в таблице 6 раздела 8 не привела к нарушению прав заявителя либо иных участников аукциона, а также не привела к сокращению числа потенциальных участников. Информация о фактической площади особо защитных участков по всем лотам размещена в проектах договоров и в таблице № 2 проектной документации лесных участков. Заявитель участвовал в аукционе и не обращался за разъяснениями к организатору торгов, следовательно, в момент принятия решения об участии в аукционе понимал, какова реальная площадь особо защитных участков по вышеуказанным лотам.

Кроме того,  на начальную цену аукциона, предметом которого является договор аренды лесного участка для целей ведения сельского хозяйства (сенокошение), наличие особо защитных участков не влияет.

При таком виде использования лесов как ведение сельского хозяйства (сенокошение) законодательством установлены одинаковые ограничения при использовании защитных лесов, ценных лесов (запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов) и особо защитных участков лесов.

 

Победители аукциона: гр*  (лот № 7), гр* (лот № 8), гр* (лот № 6), гр* (лот № 5) направили возражения на жалобу ООО «Альфа-Консалтинг». С доводами жалобы не согласились, указав, что заявитель, будучи участником аукциона, согласился со всеми условиями проектной документации, в том числе  относительно площади особо защитных участков. В период подачи заявок за разъяснениями к организатору торгов не обращался,  следовательно, положения проектной документации были ему известны и понятны.

Обращение с жалобой после подведения итогов и требование об отмене результатов аукциона  нарушает права победителей аукциона.

В настоящем случае допустимо применение аналогии закона, а именно: положений ч. 4 ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Кроме того нарушения, допущенные организатором торгов, не носят существенный характер и не повлияли на результаты публичных торгов, не привели к нарушению прав Заявителя.

 

Комиссия Хабаровского УФАС установила следующее.

 

08 августа 2022 года на сайте https://www.torgi.gov.ru (извещение № 080822/0926093/01)  размещено извещение о проведении Торгов.

Согласно извещению дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения 08.08.2022, дата окончания подачи заявок 12 сентября 2022 года, 04:00 (время московское), дата и время проведения аукциона 15 сентября 2022, 03:00 (время московское).

Предметом аукциона  по лоту № 6 является право на заключение договора аренды лесного участка площадью 0,2090 га. для ведения сельского хозяйства (сенокашение).

        Ограничения использования лесов: при осуществлении разрешенного вида использования лесов  соблюдение правового режима защитных лесов (ценные леса-запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов).

       Местоположение лесного участка: Хабаровский край, Ванинский муниципальный район, Тумнинское лесничество, Сизиманское участковое лесничество, квартал № 54 [выделы 12 (часть), 13 (часть)].

        Кадастровый номер лесного участка: 27:04:0000000:70/129.

        Общая площадь лесного участка – 0,2090 га.

        Срок аренды лесного участка: 49 лет.

        Вид использования лесов: для ведения сельского хозяйства (сенокошение).

        Обременения лесного участка: квартал № 54 [выделы 12 (часть), 13 (часть)] Сизиманского участкового лесничества Тумнинского лесничества обременен правами аренды лесного участка по договору № 0086/2013 от 31.12.2013 г. (для заготовки древесины), предоставленного ООО "Римбунан Хиджау МДФ".

        Начальная цена аукциона (начальный размер ежегодной арендной платы): 14,02 руб.

 

Лот № 7:

       Предмет аукциона: право на заключение договора аренды лесного участка площадью 0,2604 га, для ведения сельского хозяйства (сенокошение).

      Местоположение лесного участка: Хабаровский край, Ванинский муниципальный район, Тумнинское лесничество, Сизиманское участковое лесничество, квартал № 54 [выделы 12 (часть), 13 (часть)].

       Кадастровый номер лесного участка: 27:04:0000000:70/128.

       Общая площадь лесного участка – 0,2604 га.

       Вид использования лесов: для ведения сельского хозяйства (сенокошение).                    

       Ограничения использования лесов: при осуществлении разрешенного вида использования лесов  соблюдение правового режима защитных лесов (ценные леса-запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов).

        Начальная цена аукциона (начальный размер ежегодной арендной платы): 17,47 руб.

      Обременения лесного участка: обременен правами аренды лесного участка по договору № 0086/2013 от 31.12.2013 г. (для заготовки древесины), предоставленного ООО "Римбунан Хиджау МДФ".

      Срок аренды лесного участка: 49 лет.

 

Лот № 8:

      Предмет аукциона: право на заключение договора аренды лесного участка площадью 0,7794 га, для ведения сельского хозяйства (сенокошение).

        Местоположение лесного участка: Хабаровский край, Ванинский муниципальный район, Тумнинское лесничество, Сизиманское участковое лесничество, квартал № 54 [выделы 12 (часть), 13 (часть), 23 (часть)].

       Кадастровый номер лесного участка: 27:04:0000000:70/130.

       Общая площадь лесного участка – 0,7794 га.

       Вид использования лесов: для ведения сельского хозяйства (сенокошение).

       Ограничения использования лесов: при осуществлении разрешенного вида использования лесов  соблюдение правового режима защитных лесов (ценные леса-запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов).

       Начальная цена аукциона (начальный размер ежегодной арендной платы): 52,30 руб.

      Обременения лесного участка: обременен правами аренды лесного участка по договору № 0086/2013 от 31.12.2013 г. (для заготовки древесины), предоставленного ООО "Римбунан Хиджау МДФ".

     Срок аренды лесного участка: 49 лет.

   

      Торги проводились в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ РФ (далее Лесной кодекс РФ).

 

        Рассмотрев все представленные Заявителем, Организатором торгов, Победителями торгов документы, а также выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

         Установлено, что по лоту № 5 сведения о площади особо защитного участка леса, указанные в проектной документации,  соответствуют фактической площади и не оспариваются заявителем.

 

1. В части довода жалобы о том, что в нарушение пункта 4 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядку ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54, в Проектной документации размещена неверная информации о площади  особо защитных участков.

 

Согласно части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 80 Лесного кодекса РФ аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

На основании части 3 статьи 80 Лесного кодекса РФ подготовка и организация аукциона в электронной форме осуществляются в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных частями 4 - 7 настоящей статьи.

В соответствии с частью 12 статьи 78 Лесного кодекса РФ. Информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о проведении аукциона и не менее чем за тридцать пять дней до дня проведения аукциона.

Сведения, подлежащие размещению в извещении  о проведении аукциона установлены частью 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ.

В силу части 16 статьи 78 Лесного кодекса РФ документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию лесного участка.

 

        Согласно части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

 В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесного участка (часть 3).

 Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 4).

 Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (часть 5).

В порядке части 8 статьи 70.1  Лесного кодекса РФ  проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

        Срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года (часть 9).

         В соответствии с частью 13 статьи 70.1  Лесного кодекса РФ  требования к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, а также требования к формату проектной документации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

       Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее Требования и порядок)

 

Согласно пункту 3 Требований и порядка проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка.

В силу пункта 4 Требований и порядка текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:

наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;

категория земель, на которых расположен лесной участок;

наименование лесничества, участкового лесничества, урочища (при наличии);

целевое назначение лесов, категория (и) защитных лесов;

перечень лесных кварталов;

перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;

площадь проектируемого лесного участка;

количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);

виды использования лесов на проектируемом лесном участке;

проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка;

обременения проектируемого лесного участка;

ограничения использования лесов;

наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;

наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий.

 

       В отношении Лота 6 установлено, что Распоряжением  Комитета лесного хозяйства  № 236-р от 03.03.2021 утверждена проектная документация  лесного участка площадью 0, 2090 гектара, имеющего местоположение: Хабаровский край, Ванинский муниципальный район, Тумнинское лесничество, квартал № 54 [выделы 12 (часть), 13 (часть)] Сизиманского участкового лесничества, образуемого как  часть земельного участка с кадастровым номером лесного участка: 27:04:0000000:70, в целях ведения лесного хозяйства.

В таблице 2 «Таксационное описание участка» указано целевое назначение - защитные леса (ценные леса- запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов).

 квартал 54 выдел 12 ч. составляет 0,0748 га,

 квартал 54 выдел 13ч. составляет 0,1342 га.

 общая площадь участка - 0, 2090 га.

 В разделе 8 «сведения о наличии зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке» и таблицы № 6 следует, что квартал 54 выдел 12ч. образуют особо защитные леса (берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов). При этом в колонке «Общая площадь»  указано - 0, 2090 га, вместо 0,0748 га.

 

       В отношении Лота 7 установлено, что Распоряжением  Комитета лесного хозяйства  № 234-р от 03.03.2021 утверждена проектная документация  лесного участка площадью 0, 2604 гектара, имеющего местоположение: Хабаровский край, Ванинский муниципальный район, Тумнинское лесничество, квартал № 54 [выделы 12 (часть), 13 (часть)] Сизиманского участкового лесничества, образуемого как  часть земельного участка с кадастровым номером лесного участка: 27:04:0000000:70, в целях ведения лесного хозяйства.

В таблице 2 «Таксационное описание участка» указано целевое назначение - защитные леса (ценные леса - запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов).

 квартал 54 выдел 12 ч. составляет 0,0643 га,

 квартал 54 выдел 13ч. составляет 0,1961 га.

 общая площадь участка - 0, 2604 га.

 В разделе 8 «сведения о наличии зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке» и таблицы № 6 следует, что квартал 54 выдел 12ч. образуют особо защитные леса (берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов). При этом в колонке «Общая площадь»  указано - 0, 2604 га, вместо 0,0643.

 

       В отношении Лота 8 установлено, что Распоряжением  Комитета лесного хозяйства  № 235-р от 03.03.2021 утверждена проектная документация  лесного участка площадью 0,7794 гектара, имеющего местоположение: Хабаровский край, Ванинский муниципальный район, Тумнинское лесничество, квартал № 54 [выделы 12 (часть), 13 (часть), 23 (часть)] Сизиманского участкового лесничества, образуемого как  часть земельного участка с кадастровым номером лесного участка: 27:04:0000000:70, в целях ведения лесного хозяйства.

В таблице 2 «Таксационное описание участка» указано целевое назначение - защитные леса (ценные леса- запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов).

 квартал 54 выдел 12 ч. составляет 0,3743 га,

 квартал 54 выдел 13ч. составляет 0,1784 га.

 квартал 54 выдел 23ч. составляет 0,2267 га.

 общая площадь участка - 0, 7794 га.

 В разделе 8 «сведения о наличии зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке» и таблицы № 6 следует, что квартал 54 выдел 12ч. образуют особо защитные леса (берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов). При этом в колонке «Общая площадь»  указано - 0, 7794га, вместо 0,3743.

        При таких обстоятельствах Комиссия Хабаровского УФАС России  приходит к выводу о наличии в проектной документации сведений, предусмотренных пунктом 4 Требований и порядка. Техническая ошибка в таблице 6 раздела 8 проектной документации по лотам №№ 6,7,8 не могла привести к невозможности оценки   фактической площади лесотаксационного выдела   12ч. (особо защитного участка леса).

        Кроме того, Комиссия Хабаровского УФАС России обращает внимание, что процедура формирования лесного участка путем подготовки проектной документации не относится к порядку организации и проведения аукциона, что подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2019 N Ф03-5358/2018 по делу N А73-7030/2018).

        На основании изложенного Комиссия Хабаровского УФАС России считает рассматриваемый довод необоснованным.    

         

     2.  Также необоснован довод Заявителя о сокращении потенциальных участников аукциона в связи с размещением в проектной документации противоречивых сведений о площади особо защитных участков лесов.

        

        Извещение о проведении аукциона содержит, в том числе  сведения о площади передаваемых в аренду лесных участков. В составе аукционной документации по лотам №№ 6,7,8  размещены проекты договоров аренды лесных участков, являющиеся неотъемлемой частью аукционной документации.

        Согласно  проекту договора аренды лесного участка (Лот № 6) предметом договора  является передача в аренду лесного участка (с целью ведения сельского хозяйства (сенокошение) площадью 0,2090 га. Приложение 2 к договору содержит сведения об общей площади участка и площади лесотаксационных выделов  (таблица 2). В таблице 5 «особо защитные участки лесов» указано, что площадь лесотаксационного выдела 12 (берегозащитные,  почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов) составляет 0,0748 га.

Согласно  проекту договора аренды лесного участка (Лот № 7) предметом договора  является передача в аренду лесного участка (с целью ведения сельского хозяйства (сенокошение) площадью 0, 2604 га. Приложение 2 к договору содержит сведения об общей площади участка и площади лесотаксационных выделов  (таблица 2). В таблице 5 «особо защитные участки лесов» указано, что площадь лесотаксационного выдела 12 (берегозащитные,  почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов) составляет 0,0643 га.

        Согласно  проекту договора аренды лесного участка (Лот № 8) предметом договора  является передача в аренду лесного участка (с целью ведения сельского хозяйства (сенокошение) площадью 0, 7794 га. Приложение 2 к договору содержит сведения об общей площади участка и площади лесотаксационных выделов  (таблица 2). В таблице 5 «особо защитные участки лесов» указано, что площадь лесотаксационного выдела 12 (берегозащитные,  почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов) составляет 0,3743 га.

        Таким образом, наличие в аукционной документации указанной информации исключает возможность введения в заблуждение потенциальных участников аукциона в отношении площади особо  защитных участков лесов.

         В период времени, отведенного для подачи заявок, Заявитель не обращался Организатору торгов за разъяснениями по указанному факту, в заявках на участие в аукционе в электронной форме по лотам № 6, 7,8  подтвердил, что ознакомлен, в том числе с аукционной документацией по лотам и проектами договоров аренды лесных участков и они ему понятны.

 

         3. В части довода заявителя о том, что существенным фактором, влияющим на  принятие решения о необходимости  заключения договора аренды лесного участка в целях сенокошения имеет площадь особо защитных участков лесов в силу того, что осуществление хозяйственной деятельности на особо защитных участках лесов существенно ограничены законодательством (ограничения по использованию, возможности создания на лесных участках объектов инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры).

 

        В силу пункта 6 части 4 статьи 25 Лесного кодекса РФ к видам использования лесов относится, в том числе ведение сельского хозяйства.

 

 В соответствии с частью 1 статьи 38 Лесного кодекса РФ использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Согласно части 2 статьи 38 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

 

        По целевому назначению все леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ст. 10 Лесного кодекса РФ).

        В соответствии с частью 2 статьи 10 Лесного кодекса РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.

 

На основании части 1 статьи 111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

       Пунктом 4 части 2 статьи 111 настоящего кодекса к защитным лесам отнесены ценные леса.

       В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (пункт 6 части 2 ст. 111).

 

     В силу пункта 11 части 1 статьи 115 Лесного кодекса РФ к ценным лесам отнесены запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции).

На основании части 3 статьи 115 Лесного кодекса РФ  в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

 

В соответствии с частью 1 статьи 119 Лесного кодекса РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Согласно пункту 1 части 2 указанной статьи к особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов.

 

На основании части 4 статьи 119 Лесного кодекса РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются:

1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения, пчеловодства и товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);

3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.

В соответствии с частью 6 статьи 119 Лесного кодекса РФ на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

 

В соответствии с пунктом 3 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Минприроды России
от 02.07.2020 № 408, ведение сельского хозяйства запрещается:

- в лесах, расположенных в водоохранных зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства;

- в лесах, расположенных в лесопарковых зонах;

- в лесах, расположенных в зеленых зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства (без возведения изгородей в указанных целях);

- в городских лесах;

- на заповедных лесных участках;

-на особо защитных участках лесов, за исключением сенокошения и пчеловодства (кроме заповедных лесных участков) (пункт 2 части 4 статьи 119 Лесного кодекса Р Ф).

Пунктом 7 Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, установлены объекты лесной инфраструктуры для использования лесов в целях ведения сельского хозяйства (помимо объектов, указанных в пункте 1 перечня):

б) в защитных лесах, за исключением лесопарковых зон, городских лесов и заповедных лесных участков:

улей;

изгородь;

некапитальное строение, сооружение для бытовых нужд;

навес;

некапитальное строение, сооружение для первичной обработки продукции;

склад для размещения кормов и хозяйственного инвентаря (некапитальное строение, сооружение).

На основании вышеизложенного, правовой режим особо защитных участков лесов не устанавливает дополнительных ограничений в отношении использования этих участков в целях сенокошения, нежели правовой режим защитных лесов, в связи с чем указанный довод, считаем безосновательным.

4. Довод Заявителя о том, что отсутствие точной информации в проектной документации о площади особо защитных участков лесов арендуемого лесного участка не позволяет принять решение о необходимости участия в аукционе, так как при изменении вида разрешенного использования лесов наличие особо защитных лесов может ограничить хозяйственную деятельность, Комиссия считает необоснованным.

Из содержания проектов договоров аренды лесных участков усматривается, что участки по лотам 6, 7,8 передаются для ведения сельского хозяйства (Сенокошение).

В порядке части  4 статьи  71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно положениям пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

На основании части 2 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность изменения по соглашению сторон условий заключенного по результатам аукциона договора аренды лесного участка, в том числе и вида разрешенного использования лесов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений процедуры и  порядка проведения открытого аукциона, приходит к выводу о том, что права Заявителя действиями организатора торгов не нарушены.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Альфа-Консалтинг» (вх. № 4/21739 от 21.09.2022) на действия Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края – организатора торгов на право заключения договоров аренды лесных участков (извещение № 080822/0926093/01 от 08.08.2022, лот № 5, № 6, № 7, № 8) необоснованной.

2. Снять ограничения, наложенные письмом Хабаровского УФАС России от 22.09.2022 № 4/9972.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                      

 

 

Члены комиссии:                                                                                         

                                                                                                                 

 

                                                                                                            

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны