Решение №б/н Решение по жалобе ООО «Навигатор-Т» на действия закупочной к... от 4 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 8-01/3

04 февраля 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей <…>  , членов Комиссии: <…> , <…> 

в присутствии представителей:

ООО «РН-Комсомольский НПЗ» - <…> (доверенность от 01.01.2019 № 5),

ООО «Навигатор-Т» - <…> (доверенность от 26.12.2018 № 03-25/119),

рассмотрев жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия закупочной комиссии ООО «РН-Комсомольский НПЗ», материалы дела № 8-01/3,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Навигатор-Т» на действия закупочной комиссии ООО «РН-Комсомольский НПЗ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку самоспасателей фильтрующих, в которой общество обжалует неправомерные действия закупочной комиссии при утверждении результатов отбора квалификационных и технических частей заявок на участие в закупке. Закупочной комиссией заказчика к участию в закупке допущена заявка ООО «Дальневосточная компания спецзащиты», не соответствующая требованиям закупочной документации.

Представитель общества в заседании Комиссии доводы жалобы поддержал, пояснив, что предложенный в заявке ООО «Дальневосточная компания спецзащиты» самоспасатель не отвечает установленным заказчиком требованиям, неправомерно допущен к участию в закупке. Допуск общества к участию в закупке нарушает Положение о закупке заказчика.

ООО «РН-Комсомольский НПЗ» в представленном отзыве и его представитель в заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, пояснив, что заявка ООО «Дальневосточная компания спецзащиты» включает согласие поставить товар в соответствии с предлагаемым проектом договора и техническим заданием. В составе заявки ООО «ДКС» представлены сертификаты соответствия, подтверждающие полное соответствие предложенного самоспасателя Техническому регламенту Таможенного союза и документу системы стандартизации. Которые не содержат требований об оснащении фильтрующего самоспасателя клапаном вдоха, указанные нормативные технические документы не определяют данный конструкционный документ, как влияющий на качественные, эксплуатационные и прочие характеристики закупаемого товара. Отсутствие упоминания клапана вдоха в паспорте и руководстве по эксплуатации самоспасателя не является свидетельством отсутствия данного элемента в конструкции самоспасателя. Орган по сертификации - ОС «Пожтест» ФГУП ВНИИПО МЧС России, выдавший сертификат соответствия, является действующим, и осуществляет свою деятельность на основании аттестата аккредитации. Таким образом, основания для признания предложенного к поставке самоспасателя ГДЗК-У несоответствующим требованиям закупочной документации отсутствуют, а допуск к участию в закупке ООО «ДКС» является правомерным. В заседании Комиссии представитель добавил, что ООО «ДКС» обращалось с запросами о разъяснении закупочной документации.

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 04.02.2019.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

19.11.2018 ООО «РН-Комсомольский НПЗ» на официальном сайте размещено извещение № 31807164711 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку самоспасателей фильтрующих, закупочная документация. Дата окончания подачи заявок – 07.12.2018, рассмотрение заявок – 11.01.2019, подведение итогов – 22.11.2018. Начальная (максимальная) цена договора – 5822712,5 руб. с НДС.

04.02.2018 во вкладке закупки (извещение № 31807164711) на официальном сайте закупок размещена информация о работе комиссии.

На участие в закупке поданы заявки ООО «Ленэнергомаш», ООО «Примметаллторг», ООО «Дальневосточная компания спецзащиты», ООО «Дивес», ООО «Навигатор-Т» (протокол от 15.01.2019).

Заявки ООО «Ленэнергомаш», ООО «Примметаллторг», ООО «Дивес» отклонена на основании подпункта «а» пункта 10.5.6.2 Положения Компании «О закупке товаров, работ, услуг» как несоответствующие квалификационным требованиям (п.2 (3.2.1) Блока 2 документации о закупке. Заявки ООО «Дальневосточная компания спецзащиты», ООО « Навигатор-Т» допущены к участию в закупке, предложено провести переторжку (выписка из решения от 15.01.2019).

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ непосредственно в закупочной документации в числе прочего должны быть отражены установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчиком в Техническом задании на поставку самоспасателей фильтрующих закупочной документации установлено назначение – самоспасатель фильтрующий универсальный – средство индивидуальной защиты органов дыханияи зрения человека от токсичных продуктов горения – аэрозолей (дымов), паров и газов органических, неорганических кислых, неорганических основных веществ, а также от монооксида углерода при эвакуации из помещений во время пожара и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при содержании кислорода в окружающей среде не менее 17% объемных.

Комплектность – полумаска с клапаном вдоха и клапанами выдоха, внутренние ремни не допускаются, заглушки фильтра не допускаются, так как конструкция самоспасателя должна позволять применять его сразу после извлечения из упаковки.

Требования к безопасности: безопасность самоспасателей должна быть подтверждена сертификатом соответствия требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ) на соответствие ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» по п. 4.1,4.3-4.7. Сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011.

В технические характеристики самоспасателя фильтрующего должны входить, в числе прочего, следующие характеристики – сохранение работоспособности после воздействия температуры открытого пламени 800С, в течение не менее 5 сек (п. 4.3.6 ГОСТ Р 53261-2009), сохранение работоспособности после воздействия теплового потока плотностью 8,5 кВт/м, в течение не менее 3 мин (п. 4.3.7 ГОСТ Р 53261-2009).

ООО «Дальневосточная компания спецзащиты» предложен самоспасатель фильтрующий – газодымозащитный комплект ГДЗК-У, в соответствии с ТУ 2568-031-05795731-01.

Состав ГДЗК-У: конструкция ГДЗК-У производства АО «Сорбент» выполнена таким образом, что (согласно п. 4.1.10 ГОСТ Р 53261-2009) пыль, выдуваемая из фильтра самоспасателя , не попадает в органы дыхания пользователя и не вызывает неприятные ощущения. Слюна и конденсат не препятствуют работе самоспасателя, полумаска с клапаном выдоха, внутренние ремни отсутствуют, заглушки фильтра отсутствуют, конструкция самоспасателя позволяет применять его сразу после извлечения из упаковки.

В предложенном самоспасателе ГДЗК-У полумаска имеет только клапан выдоха, клапан вдоха отсутствует, что не соответствует требованиям закупочной документации.

Частью 3 статьи 145 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации.

На основании решения о выдаче сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности аккредитованный орган по сертификации оформляет сертификат, регистрирует его в едином реестре в установленном порядке и выдает заявителю (изготовителю, продавцу). Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера (ч. 44 ст. 147).

В соответствии требованиям закупочной документации ООО «ДКС» в составе заявки представлены характеристики самоспасателя ГДЗК-У, согласно которым безопасность самоспасателя подтверждена сертификатом соответствия требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ) на соответствие ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний» п. 4.1,4.3-4.7, сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011.

Обществом в составе заявки приложен сертификат соответствия № С-RU.ПБ01.В.02818, подтверждающий соответствие газодымозащитного комплекта ГДЗК-У требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008), ГОСТ Р 53261-2009, срок действия – с 16.09.2014 по 16.09.2019, что соответствует требованиям Закона № 123-ФЗ и закупочной документации.

Доводы заявителя о несоответствии самоспасателя ГДЗК-У требованиям Закона № 123-ФЗ в связи с непрохождением испытаний на соответствие п. 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009 и прекращении органом по сертификации деятельности, подлежат отклонению в силу следующего. Основаниями для рассмотрения вопроса о прекращении действия сертификата могут являться: изменение конструкции (состава) и комплектности продукции; изменение организации и (или) технологии производства; изменение (невыполнение) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества; сообщения органов государственной власти или обществ потребителей о несоответствии продукции требованиям, контролируемым при сертификации; материалы дознаний по пожарам, результаты проверок, осуществляемых органами федерального государственного пожарного надзора и другими надзорными органами; отрицательные результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции; отказ от проведения или непредоставление возможности проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции в сроки, установленные аккредитованным органом по сертификации; реорганизация юридического лица, в том числе преобразование (изменение организационно-правовой формы); нарушение процедур сертификации, установленных настоящей статьей (ч. 69 ст. 147).

Документов, подтверждающих прекращение действия и изъятие представленного ООО «ДСК» сертификата, заявителем не представлено. Обязательное указание в сертификате соответствия на соответствие сертифицированной продукции пунктам 4.1, 4.3-4.7 ГОСТ Р 53261-2009 нормативными актами не предусмотрено.

В Технические характеристики самоспасателя фильтрующего ГДЗК-У, представленные участником, входит сохранение работоспособности после воздействия температуры открытого пламени 8000С, в течение не менее 5 сек, сохранение работоспособности после воздействия теплового потока плотностью 8,5 кВт/м, в течение не менее 3 мин.

В паспорте самоспасателя ГДЗК-У указано: сохраняет защитные свойства после воздействия кратковременного воздействия открытого пламени с температурой 800+50 0С в течение 5 сек и теплового потока плотностью 8,5+0,5 кВт/м2 в течение 3 мин., что не в полном объеме соответствует требованиям закупочной документации.

Допустив к участию в закупке заявку ООО «ДКС», которая не соответствует техническому заданию закупочной документации, комиссия нарушила принцип равноправия и справедливости участия в закупке, обеспечив обществу преимущественные условия участия в закупке, что противоречит пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Поскольку допущенное нарушение повлияло на результат закупки, комиссия полагает необходимым выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, разъяснения этой документации а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Согласно части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Согласно документам, представленным в материалы дела, к организатору торгов обращались с запросами о разъяснении норм документации о закупке от 27.11.2018 АО «Сорбент», от 30.11.2018 ООО «ДКС», однако разъяснения не размещены на официальном сайте в установленный срок.

Частью 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В связи с тем, что указанное нарушение не является доводом жалобы заявителя, Комиссией решено передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Навигатор-Т» на действия закупочной комиссии ООО «РН-Комсомольский НПЗ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку самоспасателей фильтрующих (извещение № 31807164711) обоснованной.

2. Признать действия ООО «РН-Комсомольский НПЗ» при проведении указанной закупки нарушающими пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ООО «РН-Комсомольский НПЗ» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края.

Связанные организации

ООО "РН-КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ"
ИНН 2703032881, ОГРН 1052740255358
ООО "Навигатор-Т"
ИНН 7736523644, ОГРН 1057747250285