Постановление №ЛИ/13589/22 Постановление по жалобе (вх. № 23586/22 от 25.10.2022) о ра... от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 43

о наложении штрафа по делу №  027/04/14.3.1-1528/2022

 об административном правонарушении

 

20 декабря 2022 года                                                                                                            г. Хабаровск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Л.А. Ильченко, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 20 декабря 2022 года и материалы дела № 027/04/14.3.1-1528/2022, возбужденного в отношении ИП Старкова Александра Олеговича   в связи с распространением рекламы с нарушением требований пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие ИП Старкова А.О., извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Хабаровское УФАС России поступило заявление (вх. № 23586/22 от 25.10.2022)  о распространении  по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар (недалеко от автобусной остановки «Дворец профсоюзов») наружной рекламы табака, табачной продукции и курительных принадлежностей: «POOOF здесь. Лови бонусы как покемонов. POOOF* Выпусти дым и сохраняй  спокойствие. *Пууф. Smok stuff*. *Вещи дракона. +7(914) 158-52-15. @poof.khv» с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации .

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и поддержания интереса   к магазину «POOOF»,  в котором предлагаются к продаже табачные изделия, электронные сигареты, товары для курения, формирует и поддерживает интерес к продавцу, специализирующемуся на реализации данной продукции, тем самым способствует его продвижению на рынке.

Действие рекламы  направлено, в том числе  на тех, кто не может являться  потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку  размещение   рекламы табака, табачной продукции и курительных принадлежностей способом, обеспечивающим  ее свободное восприятие, делают  такую рекламу доступной для этих лиц.

 

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

         Учитывая специфику рекламируемого  магазина, имеющего  по профилю своей деятельности широкий ассортимент  табачной продукции, курительных принадлежностей и т.п., реклама формирует интерес потребителей к табаку.  Для потребителя  сочетание «POOOF* Выпусти дым и сохраняй  спокойствие»  однозначно и непосредственно свидетельствуют о возможности приобретения в данном магазине табака,  вне зависимости от того есть ли в рекламе наименование или изображение такой продукции.

Следовательно, размещенная на рекламной конструкции информация является рекламой продавца табачных изделий,  следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе этого товара.

 

Кроме того, на фасаде торгового павильона «POOOF» распространяется информация в виде следующих изображений:  Darkside/Husky,Boshki, Masthave, Brusko  в сочетании с текстовой информацией  «Dымnо ochen». 

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

      Согласно письму от 24.01.2011 № АК/1829 Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России),  если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в том числе, требования Федерального закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.

        В письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 ФАС России разъяснила, что  конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации.

Распространенные  на фасаде магазина «Pooof» по указанному адресу обозначения:

- Darkside зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении  табака, табака для кальяна (свидетельство № 599750);

- Brusko  зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении ароматизаторов для электронных сигарет (свидетельство № 643894);

- HQD являются названиями марок электронных сигарет;

         -  Masthave Undercoal зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении табак, табак жевательный, табак нюхательный;

         - boshki- никотин (молодежный сленг); 

Анализ размещенных изображений на фасаде указанного выше торгового павильона, показал, что помимо сведений, обязательных в силу размещения  закона, обычаев делового оборота (коммерческое обозначение, режим работы, сведения о лице, осуществляющем деятельность в торговой точке) размещены сведения рекламного характера. Распространенная информации  направлена на привлечение внимания потребителей к деятельности торгового заведения  по продаже табачной, кальянной продукции и курительными принадлежностями «Pooof» и поддержания интереса к нему как к продавцу, так и к ассортименту  реализуемой им продукции.

Следовательно, рассматриваемая информация также является  рекламой  табачной продукции.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

Пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что  не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотиносодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотиносодержащей продукции, кальянов.

        Действующим законодательством установлен запрет на привлечение внимания потребителей не только к товарам для курения, но и к продавцу таких товаров.

Таким образом, распространение рекламы продавца «Магазин «Pooof», предлагающего к продаже табачные изделия, электронные сигареты, товары для курения и т.п. нарушает требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований  пункта 8 статьи 7  настоящего Федерального закона.

Установлено, что деятельность по реализации табачной продукции  в магазине  «POOOF», расположенного в  г. Хабаровске, Амурский бульвар  (недалеко от автобусной остановки «Дворец профсоюзов») осуществляет ИП Старков Александр Олегович .

Таким образом, рекламодателем рекламы является ИП Старков А.О.

Данный факт подтверждается также договором аренды рекламной конструкции от 04.04.2022,  дополнительным соглашением № 1 к договору, заключенному между ИП Хлопковым А.О. (владельцем рекламной конструкции) и ИП Старковым  А.О.

На основании части 4 статьи 14.3.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

          Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

 

Вместе с тем в рассматриваемом деле  не могут применены нормы части 1 статьи 4.1.1 КОАП РФ.

Совершенное предпринимателем административное правонарушение при распространении  рекламы табака, табачной продукции и курительных принадлежностей посягает на установленный  нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.      

В данном случае  несоответствие рекламы требованиям   законодательства о рекламе побуждает к отказу от здорового образа жизни. Распространенная ИП Старковым А.О. реклама имеет   побудительный характер, то есть стимулирует интерес  потребителей к табачной, кальянной продукции и к курительным принадлежностям, поддерживает заинтересованность в них.

Основными задачами Концепции демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента  Российской Федерации  от 09.12.2007   № 1351, являются  сохранения и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

Борьба с курением в России – огромная социальная и медицинская проблема. Особенно опасно  подростковое табакокурение, которое мешает нормальному развитию  и формированию юного организма.

Распространение подобной рекламы  может вызвать рост числа потребителей табака и курительных принадлежностей, что приводит к ухудшению здоровья населения, оказывает  негативное  влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально- экономическое развитие страны.

Совершенное ИП Старковым А.О. правонарушение  создает существенную угрозу  охраняемым общественным отношениям, затрагивающим охрану жизни и здоровья населения Российской Федерации.

Доказательства, свидетельствующие о малозначительности совершенного ИП Старковым А.О. административного правонарушения, в материалах настоящего дела отсутствуют.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.

 

Руководствуясь статьей 33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3.1, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ИП Старкова Александра Олеговича  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4  статьи  14.3. 1 КоАП РФ.

2. Применить к ИП Старкову Александру Олеговичу  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 10 000 (десять  тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России, л/с 04221340250),  ИНН  2721023142, КПП 272101001, ОГРН 1022700921022, расчетный счет                                       № 03100643000000012200  ОТДЕЛЕНИЕ  ХАБАРОВСК БАНКА  России/УФК по Хабаровскому краю, г. Хабаровск, БИК банка 010813050, Кор/счет № 40102810845370000014, ОКТМО 08701000, КБК 161 1 1601141019002 140,  УИН  16100500000001561385

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В платежном документе обязательно указывать «УИН», «Код бюджетной классификации» и код «ОКТМО». В поле «Назначение платежа» - номер   дату постановления. В случае необходимости оплаты более одного штрафа, обязательно уплачивать каждый штраф отдельным платежным документом. Штраф, наложенный на физическое лицо, должен быть оплачен   именно данным физическим лицом. При несоблюдении указанных условий не гарантируется квитирование  платежа в «Государственной информационной системе государственных и муниципальных  платежей « (ГИС ГМП), что повлечет  за собой отражение штрафа  в системе «Госуслуги» как неоплаченного, возможные проблемы при прохождении пограничного контроля  при выезде за пределы Российской Федерации.    

Связанные организации

Связанные организации не указаны