Решение №8-01/118 Решение по жалобе ООО «Стройрезерв» на действия Федерального... от 22 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:– начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Стройрезерв» - по доверенности от 29.01.2020 №36АВ 3030624;

- ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» –по доверенности от 17.10.2019 №27АА 1448858, Карепин С.В. по доверенности от 15.04.2020 №1-2539/68, по доверенности от 17.10.2019 №27АА 1448852 ,

рассмотрев жалобу ООО «Стройрезерв»   на действия организатора закупки – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», материалы дела № 8-01/118 (027/01/18.1-525/2020),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Стройрезерв» на действия Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации – Южно-Сахалинск. Тип ПСВС – Ан-26 (Ан-30) (извещение № 32008989516).

Как следует из жалобы общества, заказчиком необоснованно установлено обязательное требование к представлению в составе заявки разрешение уполномоченного органа в области оборонной промышленности (для экспериментальной авиации).

Представители ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с доводами жалобы не согласились, по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 17.04.2020 № 337, а также в дополнениях к возражениям  от 22.04.2020 №10/03041, дополнительно пояснив в заседании комиссии, что ООО «Стройрезер» не является авиационной организацией, а также не являлось участником закупки, жалоба, поданная в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок, не подлежит рассмотрению.

В соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» от 25.03.2020г. №206, а также в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой короновирусной инфекции, рассмотрение дела № 8-01/118 (027/01/18.1-525/2020) проведено 21.04.2020 в 11-00 ч. в дистанционном режиме посредством ВКС.

Принятие решения по  жалобе ООО «Стройрезерв»   в порядке части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» откладывалось до 22.04.2020  в связи необходимостью получения дополнительных документов.

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к техническим или функциональным характеристикам работ, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

Таким образом, в соответствии с Законом №223-ФЗ установление требований к участникам, заявке, документам, включаемых в состав заявки, отнесено к полномочиям заказчика при составлении документации о закупке, иные лица таким правом не обладают.

16.03.2020 ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32008989516 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации – Южно-Сахалинск. Тип ПСВС – Ан-26 (Ан-30).

Срок подачи заявок установлен до 09.04.2020.  Дата подведения итогов – 10.04.2020

 Начальная (максимальная) цена договора 141 989 190,36 рублей.

Согласно итоговому протоколу от 10.04.2020 № П20-0007-ЭА на участие в закупке была подана 1 заявка, процедура признана несостоявшейся, принято решение заключать договор с единственным участником по начальной (максимальной) цене договора.

 Согласно пункту 24 информационной карты документации о закупке при осуществлении закупок для нужд заказчика устанавливаются следующие обязательные требования, при соблюдении которых лицо, подавшее заявку, допускается комиссией к закупке в том числе: действующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта (для авиационных предприятий гражданской авиации) (основание: статья 61 Воздушного Кодекса Российской Федерации); разрешение уполномоченного органа в области обороны (для государственной авиации) (основание: статья 25 Воздушного Кодекса Российской Федерации); разрешение уполномоченного органа в области оборонной промышленности (для экспериментальной авиации) (основание: статья 26 Воздушного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Воздушного Кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного Кодекса (далее - ВК РФ), федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 26 ВК РФ установлено, что государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в области оборонной промышленности, а именно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2.18.51 положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг) утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №438, полномочия Минпромторга в части выдачи  разрешения на предоставление услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов не установлены.

Согласно пункту 2, 5 статьи 88 ВК РФ к обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно «Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 №530.

В соответствии с пунктом 4 статьи 61 ВК РФ установлено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Из приведенных норм следует, что получение разрешения в области оборонной промышленности (для экспериментальной авиации) действующим законодательством не регулируется.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «Стройрезерв» заявку на участие в спорной закупке не подавало. Следовательно, в силу положений части 2 статьи 18.1 заявителем не могут быть обжалованы указанные действия организатора торгов в порядке, установленном указанной статьей.

К моменту поступления жалобы заявителя в антимонопольный орган, срок подачи заявок на участие в закупке истек. Поскольку, ООО «Стройрезерв» не являлось участником закупки, лицом, права или законные интересы которого могли быть ущемлены или нарушены,  в данной связи действия организатора торгов им не могут обжаловаться  в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, поскольку в действиях организатора торгов усматриваются признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции. Комиссией Хабаровского УФАС принято решение направить в Хабаровское УФАС России   жалобу ООО «Стройрезерв» и материалы дела для рассмотрения на предмет наличия (отсутствия) в действия (бездействиях) заказчика нарушений антимонопольного законодательства в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

                                               

РЕШИЛА:

 

1. Оставить без рассмотрения жалобу ООО «Стройрезерв» на действия Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации – Южно-Сахалинск. Тип ПСВС – Ан-26 (Ан-30) (извещение № 32008989516).

 2. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) в действиях заказчика признаков нарушения статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание не выдавать

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны