Решение №ЛИ/11794/22 Признать жалобу ООО «Сибирский Тендер» на действия КГУП «Р... от 8 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/132
027/10/18.1-1455/2022)
02 ноября 2022 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>; <...>,
в отсутствии представителей:
- ООО «Сибирский Тендер» - представитель не явился, уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
в присутствии представителей:
- КГУП «Региональные коммунальные системы» – Голубовская О.Н. по доверенности от 31.10.2022 №74; Телешев К.А. по доверенности от 18.01.2022 №27/3,
рассмотрев жалобу ООО «Сибирский Тендер» на действия КГУП «Региональные коммунальные системы» при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство новой твердотопливной котельной мощностью 9,0 МВт на каменном угле с топливным складом, железнодорожным тупиком и разгрузочной эстакадой (извещение №32211749643 от 10.10.2022), материалы дела №7-11/132 (027/10/18.1-1455/2022),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибирский Тендер» на действия КГУП «Региональные коммунальные системы» при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство новой твердотопливной котельной мощностью 9,0 МВт на каменном угле с топливным складом, железнодорожным тупиком и разгрузочной эстакадой (извещение № 32211749643 от 10.10.2022).
Из жалобы следует, что при проведении аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя:
- поскольку наличие противоречивой информации о дате окончания подачи заявок, дате рассмотрения первых частей заявок, дате проведения аукциона не позволяет точно и достоверно определить до какого периода времени участник закупки может подать заявку, а также не представляется возможным определить точную дату подачи ценового предложения;
- в документации Заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
КГУП «Региональные коммунальные системы» представлен отзыв от 28.10.2022 №2322 (вх. от 28.10.2022 №23833-ЭП/22), в соответствии с которым считает: указание даты и времени окончания подачи заявок 25.10.2022 в документации о проведении аукциона является технической ошибкой, окончанием срока подачи заявок следует считать 26.10.2022. Относительно требования к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации, пояснено, что данное требование к содержанию и составу заявки на участие в закупке не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при рассмотрении заявок участников данное требование к участникам не применялось.
Заслушав представителей заказчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках, извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
Согласно п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указаны следующие сведения, в том числе: порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
Согласно пунктам 2, 8, 9, 10, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); требования к участникам такой закупки; требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.
В силу ч. 11 ст. 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг КГУП «Региональные коммунальные системы», утвержденного и.о. директора от 21.09.2022 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Согласно п. 1.7.1 Положения о закупке при проведении конкурентных закупок, запроса оферт в электронной форме Заказчик устанавливает следующие единые обязательные требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом конкурентной закупки, запрос оферт в электронной форме.
В силу п. 1.8.3 Положения о закупке открытый аукцион относится к конкурентным способам осуществления закупки.
В соответствии с п. 1.9.1 Положения о закупке при проведении конкурентной закупки открытым способом, в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки (далее также – извещение, извещение о закупке).
Согласно п. 1.9.3 Положения о закупке извещение должно содержать следующие сведения, в том числе: порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах закупки) и порядок подведения итогов закупки (этапов закупки).
В соответствии с п. 1.9.4 Положения о закупке, документация о конкурентной закупке должна содержать следующие сведения, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, в том числе указание на количество частей, из которых состоит заявка на участие в электронном аукционе; порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); требования к участникам такой закупки; перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, либо указание на отсутствие необходимости предоставления участниками закупки таких документов.
Под открытым аукционом понимается форма торгов, при которой информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем; победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением и документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора, цену единицы (сумму цен единиц) товара, работы, услуги путем снижения начальной (максимальной) цены договора, начальной цены единицы (суммы цен единиц) товара, работы, услуги, указанных в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона») (п. 3.1.1 Положения о закупке).
П. 3.2.1 Положения о закупке установлено, что Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона и аукционную документацию не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 3.2.3 Положения о закупке в извещении о проведении аукциона наряду с информацией, указанной в пункте 1.9.3 настоящего Положения, указываются:
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
- дата проведения такого аукциона.
В силу п. 3.2.4 Положения о закупке, в аукционной документации наряду с информацией и документами, указанными в пунктах 1.9.4 и 1.9.5 настоящего Положения, должны содержаться: величина снижения начальной (максимальной) цены договора, начальной цены единицы (суммы цен единиц) товара, работы, услуги в ходе проведения аукциона («шаг аукциона»); указание на то, что на участие в аукционе подается единая заявка, без разделения на первую и вторую части такой заявки, если Заказчиком принято решение о проведении аукциона в соответствии с пунктом 39.7 настоящего Положения.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе указаны в п. 3.3.10 Положения о закупке, к содержанию второй части заявки в п. 3.3.12 Положения о закупке.
10.10.2022 на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона и аукционная документация.
Проанализировав содержание документации о закупке, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Относительно сроков проведения открытого аукциона Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно извещению о проведении аукциона: Начальная (максимальная) цена договора - 524 294 000, 00 руб. Срок подачи заявок – с 10.10.2022 по 26.10.2022 (10:00). Дата проведения аукциона – 26.10.2022. Дата подведения итогов – 27.10.2022.
Согласно информационной карте аукционной документации:
24 |
Дата начала подачи заявок*: |
10.10.2022 |
25 |
Дата и время окончания подачи заявок (МСК)*: |
25.10.2022 03:00 |
26 |
Дата рассмотрения первых частей заявок: |
25.10.2022 |
27 |
Дата и время начала подачи ценовых предложений (МСК)*: |
25.10.2022 09:00 |
28 |
Дата рассмотрения вторых частей заявок: |
26.10.2022 |
29 |
Дата подведения итогов: |
26.10.2022 |
Согласно пояснениям Заказчика, дата окончания срока подачи заявок, дата рассмотрения первых частей заявок, дата начала подачи ценовых предложений, указанная в информационной карте аукционной документации 25.10.2022 является допущенной технической ошибкой Заказчика, необходимо считать правильной дату - 26.10.2022, как указано в извещении о проведении аукциона. При этом, полагает, что подаче заявок данные обстоятельства не препятствовали, поскольку 26.10.2022 поступила заявка (заявка №2 - ООО «Энерго-Трейд» подана 26.10.2022 02:58).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, поскольку из информации, содержащейся в извещении и аукционной документации, не возможно установить сроки подачи заявок, направления ценового предложения и проведения аукциона (рассмотрения заявок, подведения итогов), действия заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
2. Относительно правомерности установления в документации требования к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно информационной карте аукционной документации:
22 |
Требование предоставления документов, подтверждающих соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации |
На момент подачи заявки к Участнику предъявляются следующие требования: 3. Подрядчик должен иметь Выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее – СРО), выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения: - о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; - о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Член СРО должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. |
При этом, как пояснил Заказчик, относительно требования к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации, при рассмотрении заявок участников данное требование к участникам не применялось, следовательно не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которым исключено указание на выдачу выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что ст. 55.17 ГрК РФ содержит порядок ведения Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, при этом указанной статьей не предусмотрено предоставление выписки из реестра сведений о членах саморегулируемых организаций.
Учитывая изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы, что действия Заказчика, установившего требования к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации, нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи КГУП «Региональные коммунальные системы» предписания.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Сибирский Тендер» на действия КГУП «Региональные коммунальные системы» при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство новой твердотопливной котельной мощностью 9,0 МВт на каменном угле с топливным складом, железнодорожным тупиком и разгрузочной эстакадой (извещение №32211749643 от 10.10.2022) – обоснованной.
2. Признать действия КГУП «Региональные коммунальные системы» при проведении указанной закупки нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать КГУП «Региональные коммунальные системы» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|