Решение №ЛИ/11794/22 Признать жалобу ООО «Сибирский Тендер» на действия КГУП «Р... от 8 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/132

027/10/18.1-1455/2022)

 

02  ноября 2022 года                                                                          г.  Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>;  <...>,

в отсутствии представителей:

- ООО «Сибирский Тендер»  - представитель не явился, уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

в присутствии представителей:

- КГУП «Региональные коммунальные системы»  –  Голубовская О.Н. по доверенности от 31.10.2022 №74;  Телешев К.А. по доверенности от 18.01.2022 №27/3,

рассмотрев жалобу ООО «Сибирский Тендер»  на действия  КГУП «Региональные коммунальные системы» при проведении открытого аукциона  в электронной форме  на строительство  новой твердотопливной  котельной мощностью 9,0 МВт на каменном угле  с топливным складом, железнодорожным тупиком  и разгрузочной эстакадой (извещение №32211749643 от 10.10.2022), материалы дела №7-11/132 (027/10/18.1-1455/2022),

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибирский Тендер»  на действия  КГУП «Региональные коммунальные системы» при проведении открытого аукциона  в электронной форме  на строительство  новой твердотопливной  котельной мощностью 9,0 МВт на каменном угле  с топливным складом, железнодорожным тупиком  и разгрузочной эстакадой (извещение № 32211749643 от 10.10.2022).

Из жалобы следует, что при проведении аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя:

- поскольку  наличие противоречивой информации о дате  окончания  подачи заявок, дате  рассмотрения  первых частей заявок, дате проведения аукциона не позволяет точно и достоверно  определить до какого  периода времени участник закупки может подать заявку, а также  не представляется возможным определить точную дату подачи ценового  предложения;

-  в документации Заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки о предоставлении выписки  из реестра  членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

КГУП «Региональные коммунальные системы» представлен отзыв от 28.10.2022 №2322 (вх. от 28.10.2022 №23833-ЭП/22), в соответствии с которым считает: указание даты  и  времени  окончания  подачи заявок  25.10.2022 в документации о проведении аукциона   является технической ошибкой, окончанием срока подачи заявок следует считать 26.10.2022. Относительно  требования к участникам закупки о предоставлении выписки  из реестра  членов саморегулируемой организации, пояснено, что данное требование  к содержанию и составу заявки на  участие  в закупке не повлияло на  результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при рассмотрении заявок участников данное требование к участникам не применялось.

Заслушав представителей заказчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России  пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России  по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно  части 8 статьи 4 Закона о закупках, извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

 Согласно п. 7  ч. 9 ст. 4 Закона о закупках,  в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указаны  следующие сведения, в том числе: порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

 Согласно пунктам 2, 8, 9, 10, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;  порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);  требования к участникам такой закупки; требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

В силу ч. 11 ст. 4 Закона о закупках         изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

 

 

 

 

 При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке  товаров, работ, услуг КГУП «Региональные коммунальные системы», утвержденного  и.о.  директора  от 21.09.2022 (далее – Положение о закупке), размещенного на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

 Согласно п. 1.7.1  Положения о закупке при проведении конкурентных закупок, запроса оферт в электронной форме Заказчик устанавливает следующие единые обязательные требования к участникам закупки:  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом конкурентной закупки, запрос оферт в электронной форме.

В силу п. 1.8.3 Положения о закупке  открытый аукцион относится к конкурентным способам  осуществления закупки.

В соответствии с  п. 1.9.1 Положения о закупке при проведении конкурентной закупки открытым способом, в электронной форме Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки (далее также – извещение, извещение о закупке).

 Согласно п. 1.9.3 Положения о закупке  извещение должно содержать следующие сведения,  в том числе: порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах закупки) и порядок подведения итогов закупки (этапов закупки).

 В соответствии с п. 1.9.4 Положения о закупке, документация  о конкурентной закупке должна содержать следующие сведения, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, в том числе указание на количество частей, из которых состоит заявка на участие в электронном аукционе; порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); требования к участникам такой закупки;  перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, либо указание на отсутствие необходимости предоставления участниками закупки таких документов.

Под открытым аукционом понимается форма торгов, при которой информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем; победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением и документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора, цену единицы (сумму цен единиц) товара, работы, услуги путем снижения начальной (максимальной) цены договора, начальной цены единицы (суммы цен единиц) товара, работы, услуги, указанных в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона») (п. 3.1.1 Положения о закупке).

 П. 3.2.1 Положения о закупке  установлено, что Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона и аукционную документацию не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с п. 3.2.3 Положения о закупке в  извещении о проведении аукциона наряду с информацией, указанной в пункте 1.9.3 настоящего Положения, указываются:

- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;

- дата проведения такого аукциона.

 В силу п. 3.2.4 Положения о закупке, в   аукционной документации наряду с информацией и документами, указанными в пунктах 1.9.4 и 1.9.5 настоящего Положения, должны содержаться: величина снижения начальной (максимальной) цены договора, начальной цены единицы (суммы цен единиц) товара, работы, услуги в ходе проведения аукциона («шаг аукциона»);  указание на то, что на участие в аукционе подается единая заявка, без разделения на первую и вторую части такой заявки, если Заказчиком принято решение о проведении аукциона в соответствии с пунктом 39.7 настоящего Положения.

Требования к содержанию первой части заявки  на участие в аукционе указаны в п. 3.3.10 Положения о закупке,  к содержанию второй части заявки в п. 3.3.12 Положения о закупке.

10.10.2022  на сайте  www.zakupki.gov.ru  размещено  извещение о проведении открытого аукциона и аукционная документация.

Проанализировав содержание документации о закупке, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

1. Относительно сроков проведения открытого  аукциона Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

Согласно извещению о проведении аукциона:  Начальная (максимальная) цена   договора -  524 294 000, 00 руб.   Срок подачи заявок – с 10.10.2022 по  26.10.2022 (10:00). Дата  проведения аукциона – 26.10.2022.  Дата подведения итогов – 27.10.2022.

Согласно информационной карте аукционной документации:

24

Дата начала подачи заявок*:

10.10.2022

25

Дата и время окончания подачи заявок (МСК)*:

25.10.2022 03:00

26

Дата рассмотрения первых частей заявок:

25.10.2022

27

Дата и время начала подачи ценовых предложений (МСК)*:

25.10.2022 09:00

28

Дата рассмотрения вторых частей заявок:

26.10.2022

29

Дата подведения итогов:

26.10.2022

 

Согласно пояснениям Заказчика, дата  окончания срока подачи заявок, дата рассмотрения первых частей заявок,  дата начала подачи ценовых предложений,  указанная   в информационной карте  аукционной документации  25.10.2022 является допущенной технической ошибкой Заказчика,  необходимо считать правильной  дату - 26.10.2022,  как  указано в извещении о проведении аукциона. При этом, полагает, что  подаче заявок данные обстоятельства не препятствовали, поскольку 26.10.2022  поступила заявка (заявка №2 - ООО «Энерго-Трейд» подана 26.10.2022 02:58).

Таким  образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу  об обоснованности доводов жалобы, поскольку из информации, содержащейся в извещении и аукционной документации, не возможно установить сроки подачи заявок, направления ценового предложения и  проведения аукциона (рассмотрения заявок, подведения итогов),  действия заказчика  нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2. Относительно правомерности установления в документации требования к участникам закупки о предоставлении выписки  из реестра  членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

Согласно информационной карте аукционной документации:

22

Требование предоставления документов, подтверждающих соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации

На момент подачи заявки к Участнику предъявляются следующие требования:

  3. Подрядчик должен иметь Выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее – СРО), выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения:

- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Член СРО должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 

При этом, как пояснил Заказчик, относительно  требования к участникам закупки о предоставлении выписки  из реестра  членов саморегулируемой организации, при рассмотрении заявок участников данное требование к участникам не применялось, следовательно не повлияло на  результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в  статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которым  исключено указание на  выдачу выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о  том, что ст. 55.17  ГрК РФ  содержит порядок  ведения Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, при этом  указанной статьей не  предусмотрено предоставление  выписки из реестра сведений о членах саморегулируемых организаций.

Учитывая изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу  об обоснованности доводов жалобы, что действия Заказчика, установившего требования к участникам закупки о предоставлении выписки  из реестра  членов саморегулируемой организации, нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи КГУП «Региональные коммунальные системы» предписания.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Сибирский Тендер»  на действия  КГУП «Региональные коммунальные системы» при проведении открытого аукциона  в электронной форме  на строительство  новой твердотопливной  котельной мощностью 9,0 МВт на каменном угле  с топливным складом, железнодорожным тупиком  и разгрузочной эстакадой (извещение №32211749643 от 10.10.2022) – обоснованной.

2. Признать действия КГУП «Региональные коммунальные системы» при проведении указанной закупки нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать КГУП «Региональные коммунальные системы» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны