Решение №б/н Решение по жалобе СПАО «Ингосстрах» на действия закупочной к... от 11 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 8-01/356

11 декабря 2018 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России- начальник отдела контроля закупок, членов Комиссии: <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

МУП города Хабаровска «Водоканал» - <…> (доверенность от 10.12.2018 № 163),

СПАО «Ингосстрах» - <…> (доверенность от03.12.2018 № 1-6470308-/18),Карнюхин Р.А. (доверенность от 03.12.2018),

САО «ВСК» - <…>.(доверенность от 16.01.2018),

рассмотрев жалобу СПАО «Ингосстрах» на действия закупочной комиссии МУП города Хабаровска «Водоканал», МУП города Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта, материалы дела № 8-01/356,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба СПАО «Ингосстрах» на действия закупочной комиссии МУП города Хабаровска «Водоканал», МУП города Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта, в которой общество указывает, что заказчиком на официальном сайте не размещена вся существенная информация о закупке, необходимая для расчета ценового предложения. САО «ВСК» допустило отклонения в расчете премии, повлекшее занижение суммы его предложения относительно минимально возможного корректного расчета цены договора, произошедшее вследствие использования САО «ВСК» в расчетах некорректных сведений из недействующих документов. Цена контракта, предложенная САО «ВСК», рассчитана с нарушением требований Закона № 225-ФЗ, следовательно заявка общества не соответствует требованиям Технической части, являющейся приложением к извещению о проведении конкурса, в связи с чем подлежала отклонению.

В заседании комиссии представители общества поддержали доводы жалобы.

В представленных предприятием возражениях, поддержанных его представителем в заседании комиссии, доводы жалобы признаются необоснованными, поскольку вся существенная информация, необходимая для расчета цены договора, содержалась в конкурсной документации. Тарифы или их предельные значения , структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России. Страховщик при определении страховой премии руководствуется документами, предоставленными страхователем, также он может проверить данные и провести экспертизу объекта. Страховщик при расчете страховой премии должен руководствоваться предоставленными документами. Заявитель с запросом о даче разъяснений по поводу расхождения сведений в предоставленной заказчиком информации и документами не обращался. Правила организации обязательного медицинского страхования гражданской ответственности владельца опасно объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте являются правилами профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности и распространяют действие на деятельность союза страховщиков (НССО) и страховых организаций, являющихся его членами. Доступа к расчету дополнительного понижающего коэффициента у заказчика нет. Поскольку только у НССО есть право осуществлять контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования, то у членов комиссии при рассмотрении конкурсных заявок не было оснований для признания заявки САО «ВСК» не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.

Представитель САО «ВСК» поддержала позицию заказчика, пояснив, что страховые премии состоят из базовых ставок и коэффициентов, которые определяются НССО. НССО подготовил для САО «ВСК» актуальный расчет страховой премии в отношении рассматриваемого объекта страхования, согласно которому при расчете использовалась базовая ставка, равная 0, 173. Указанный расчет опубликован 06.11.2018 и использовался САО «ВСК» при подготовке своего предложения на участие в конкурсе. Предложение САО «ВСК» рассчитано верно и в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, электронной площадкой, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

02.11.2018 МУП города Хабаровска «Водоканал» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31807103923 о проведении открытого конкурса направо заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта, конкурсная документация. Срок окончания подачи заявок – 20.1.2018, дата подведения итогов –23.11.2018. Начальная (максимальная) цена договора – 2994000,00 руб.

Пунктом 5.2.5 конкурсной документации установлено, что участнику закупки будет отказано в признании его участником конкурса в случаях: непредставления обязательных документов, предусмотренных пунктом 15 Информационной карты документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено конкурсной документацией либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, о продукции, соответственно, на которую, проводится закупка; несоответствия участника закупки требованиям к участникам конкурса, установленным конкурсной документацией, а также соисполнителей (субподрядчиков), если таковые указаны в заявке участника, требованиям к соисполнителям (субподрядчикам) установленным в настоящей документации; несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям к заявкам на участие в конкурсе участников закупки, установленным в пункте 3 настоящей конкурсной документации, в том числе не предоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения заявок на участие в конкурсе установлено конкурсной документацией; наличие в заявке участника предложения о цене договора, превышающего начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги, общую начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги, установленную в пунктах 4,4.1,4.2. Информационной карты; наличие сведений об участнике процедуры в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике процедуры закупки.

На участие в закупке поданы заявки СПАО «Ингосстрах», СПАО «РЕСО-Гарантия», САО «ВСК», ПАО СК «Росгосстрах», АО «Согаз», АО «АльфаСтраховаие» (протокол от 20.11.2018). Заявка ПАО СК «Росгосстрах» отклонена в связи с непредставлением документов, предусмотренных конкурсной документацией, заявки остальных участников допущены к участию в конкурсе (протокол от 23.11.2018).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее - Закон № 225-ФЗ) владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Статьей 7 Закона № 225-ФЗ установлено, что страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа. Страховые тарифы или их предельные (максимальные и минимальные) значения, структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательны для применения страховщиками. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

Страховщик, имеющий намерение оказывать услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности опасного объекта, должен быть членом профессионального объединения страховщиков (ч. 2 ст. 24). Профессиональным объединением страховщиков является Национальный Союз Страховщиков Ответственности (НССО), действующий в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования опасных объектов.

НССО устанавливает стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (ч. 1 ст. 19).

Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте являются правилами профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности и распространяют действие на деятельность НССО и страховых организаций, являющихся его членами.

В приложении 1 к техническому заданию конкурсной документации приведен Перечень опасных производственных объектов заказчика, одним из которых является Цех автотранспортный (перечень грузоподъемных кранов, в том числе автомобильных в АТЦ) (регистрационный номер А71-00021-0008), где установлены 22 ОПО.

В соответствии с пунктом 4 перечня и объема оказываемых услуг конкурсной документации страховщик имеет право проводить самостоятельно или посредством специализированной организации экспертизу опасного объекта, в отношении которого заключается контракт страхования ответственности, а также оценку риска страхования по заключаемому контракту страхования.

Согласно «Положению о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», утвержденному Банком России 28.12.2016 № 574-П для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы: заявление об обязательном страховании по форме согласно приложению 2, 3 или 4 к настоящему Положению в зависимости от вида опасного объекта с приложениями к нему в соответствии с установленным профессиональным объединением страховщиков порядком определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта (далее - порядок определения вреда), которые предоставляются страхователю страховщиком при его обращении для заключения договора обязательного страхования; копию свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов или копию выписки из Российского регистра гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений; копии документов, подтверждающих право собственности и (или) владения опасным объектом; копию карты учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов и копию документа, содержащего сведения, характеризующие опасный производственный объект, подготовленного для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности; сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах в период действия указанного договора (далее - сведения об обязательном страховании) - при заключении договора обязательного страхования на новый срок с другим страховщиком по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению.

Предусмотренная абзацем пятым настоящего пункта копия карты учета опасного производственного объекта в государственном реестре представляется страхователями - владельцами опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов до 14.02.2017.

Согласно карте учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в составе ОПО Цех автотранспортный эксплуатируются 17 объектов.

САО «ВСК» сделан расчет страховой премии в отношении опасного объекта в соответствии с расчетами на сайте НССО на 17 объектов, что соответствует требованиям конкурсной документации.

Статьей 7 Закона № 225-ФЗ установлено, что страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с законом и обязательны для применения страховщиками.

Исходя из изложенного, конкурсная комиссия не наделена полномочиями по рассмотрению вопросов обоснованности и достоверности ценовых предложений участников конкурса.

Согласно протоколу 23.11.2018 предложение о цене договора СПАО «Ингосстрах» составило 2159775,00 руб., САО «ВСК» - 2155755,00 руб., победителем признана САО «ВСК».

Учитывая, что САО «ВСК» предложена минимальная цена исполнения договора, в составе его заявки представлены все требуемые документы, конкурсной комиссией обоснованно принято решение о признании общества победителем.

Доводы заявителя о сроке действия карт учета подлежат отклонению, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в государственном реестре не позднее 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Срок действия регистрации или перерегстрации Правилами не установлен.

Ссылка на приказ Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», о перерегистрации опасных производственных объектов, является некорректной, так как данный приказ утратил силу.

Пунктом 2.2 конкурсной документации участнику закупки предоставлено право направить заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Заявитель запросов, связанных с расхождением сведений и информации об объектах в конкурсной документации, не направлял.

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу СПАО «Ингосстрах» на действия закупочной комиссии МУП города Хабаровска «Водоканал», МУП города Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (извещение № 31807103923) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

СПАО "ИНГОССТРАХ"
ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474
МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА "ВОДОКАНАЛ"
ИНН 2700001300, ОГРН 1032700305000