Решение №8-01/378 Решение по жалобе ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ» на действия зака... от 11 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей– заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии:      – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,– ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «РУСИНМОНОПОЛИТСТРОЙ» –по доверенности  от 05.11.2019, № б/н;

-  АО «РусГидро Снабжение» –по доверенности от 09.08.2019 № 28;

- АО «РусГидро Снабжение» –по паспорту.

 

рассмотрев жалобу ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ»  на действия заказчика  АО «ДГК» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора  на выполнение работ  по реконструкции теплотрассы № 2 от ТК 3-17 до ТК 2 -12б, от ТК 9-14 до ТК «пр. Мира, 29 (СП  КТС)    (извещение № 31908289027), материалы дела  № 8-01/378 (027/01/18.1 - 910/2019),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС поступила жалоба  ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ»  на действия заказчика  АО «ДГК» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора  на выполнение работ  по реконструкции теплотрассы № 2 от ТК 3-17 до ТК 2 -12б, от ТК 9-14 до ТК «пр. Мира, 29 (СП  КТС)  (извещение № 31908289027).

Из жалобы общества следует, что  закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ», как участника, находящегося в кризисном финансовом состоянии согласно оценке, установленной методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур (далее - Методика).

В заседании комиссии представитель АО «ДГК», в лице АО «РусГидро Снабжение»,  доводы, изложенные в возражениях, поддержал в полном объеме.

В заседании комиссии стороны на своих позициях настаивали.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

11.11.2019 комиссией Хабаровского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва до 17.00 часов 11.11.2019.

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

 Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро от 04.10.2018 № 277 (далее – Положение о закупке), размещенного на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

АО «РГС» выступает организатором закупки на основании заключенного с заказчиком агентского договора от 13.02.2019 № 115/82-19.

Пунктом 6.3 Положения о закупке к участникам закупок установлены единые требования.

Пунктом 6.3.7 Положения о закупке иные требования устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

11.09.2019 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «ДГК» размещено извещение № 31908289027 о  проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции теплотрассы    № 2 от ТК 3-17 до ТК 2-12б, от ТК 9-14 до ТК «пр. Мира, 29 (СП КТС)» для нужд АО «ДГК» (ГКПЗ № 2217042-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-ДГК), конкурсная документация, методика  проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур.

Сроки подачи заявок с 11.09.2019 по 27.09.2019.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  202 239 620, 83 руб. без учета НДС.

В закупочной документации в приложении № 7  размещена методика, а также пояснения к методике.

Подпунктом 4.5.1.1 пункта 4.5.1 закупочной документации, пунктом 8 приложения 4 к закупочной документации, подпунктами «а», «б», «в» пункта 3 подраздела 10.1 раздела 10 закупочной документации установлено, что
в составе заявки участник должен представить копию составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год), а в случае, если участник закупки представляет в налоговые органы упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, ему необходимо представить в составе заявки копию данной отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом.

Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах должны содержать показатели, перечисленные в подпункте «а» пункта 3 подраздела 10.1 раздела 10 закупочной документации.

К упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительно представляются сведения о размере всех требуемых показателей по установленной в пункте 7.8.1 закупочной документации форме по данным отчетных периодов, содержащихся в представленной упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, заполняемой с соблюдением требований документации о закупке.

Подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и документации о закупке (включая все приложения к ней) (подпункт 4.6.1.2 пункта 4.6.1 закупочной документации).

В соответствии с пунктом 4.9.2 закупочной документации в рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 документации о закупке (приложение 5 – отборочные критерии рассмотрения заявок), к числу которых пунктом 6 приложения 5 к документации о закупке отнесено соответствие участника пунктам 2-8 подраздела 10.1 раздела 10 закупочной документации, в том числе отсутствие кризисного финансового состояния.

Несоответствие участника закупки требованиям закупочной документации в силу подпункта «б» пункта 4.9.6 закупочной документации является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.

Пунктом 3.1.3, пунктом 3 подраздела 10.1 раздела 10 закупочной документации установлено, что одним из обязательных требований к участникам закупки является отсутствие кризисного финансового состояния, оцениваемого в соответствии с прилагаемой к документации о закупке методикой.

Проверка финансового состояния (устойчивости) осуществляется по следующей группе рассчитываемых финансовых показателей (пункт 2.6.3 методики):

- показатели, характеризующие способность участника расплачиваться по финансовым обязательствам, его устойчивость и рентабельность (доля привлеченных средств в пассивах, рентабельность инвестированного капитала, долг / EBITDA);

- показатели, характеризующие операционную деятельность (период оборота дебиторской задолженности, период оборота кредиторской задолженности);

- показатели, характеризующие ликвидность (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент покрытия внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования);

- показатель, характеризующий финансовую устойчивость (коэффициент финансовой независимости (автономии));

- показатели, характеризующие соответствие масштабов деятельности участника (коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к годовой выручке, коэффициент масштаба деятельности участника по отношению к активам).

В методике для каждого из указанных показателей установлен порядок и условия его расчета.

При расчете предусмотренных методикой показателей оценки бухгалтерской (финансовой) отчетности участника учитывается предложенная участником в заявке цена договора (подпункт 2.15.1 пункта 2.15, подпункт 2.16.1 пункта 2.16 методики проверки).

Исходя из условий методики оценки финансового состояния участника осуществляется исключительно применительно к условиям проводимой закупки на предмет способности участника исполнить надлежащим образом договорные обязательства, предотвращения риска срыва исполнения договора по причине недостаточности финансовых ресурсов для освоения всего объема закупки, что соответствует целям правового регулирования Закона о закупках.

Для каждого показателя методикой установлен порядок его расчета и данные, на основании которых производится соответствующий расчет.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2.6.2, пунктом 2.6.4 методики проверка финансового состояния (устойчивости) для участников, предоставлявших на момент подачи заявки в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность по двум и более отчетным периодам, проверка финансового состояния (устойчивости) осуществляется по предоставленной участниками в заявке принятой налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, предыдущий последнему отчетному периоду, или за последний отчетный период (в случае наличия у участника на момент подачи заявки такой бухгалтерской (финансовой) отчетности) – если день окончания подачи заявок установлен до 01 апреля (включительно); или по принятой налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период – если день окончания подачи заявок установлен после 01 апреля. При этом проверка финансового состояния (устойчивости) осуществляется по данным двух отчетных периодов, содержащимся в предоставленной бухгалтерской (финансовой) отчетности: на предыдущий отчетный период (столбец «на 31 декабря предыдущего года» формы по ОКУД 0710001, столбец «за предыдущий год» формы по ОКУД 0710002), на отчетный период (столбец «на отчетную дату отчетного периода» формы по ОКУД 0710001, столбец «за отчетный год» формы по ОКУД 0710002) – тип участника 1.

В письме о подаче оферты от 25.09.2019 № 1, входящее в состав заявки,  ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ» подтвердило, что ознакомлено с документацией о закупке и приняло установленные в ней условия и требования. С запросами о разъяснении документации о закупке, в части порядка применения методики, общество к организатору закупки не обращалось, соответственно ему был понятен алгоритм оценки финансового состояния участников.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.09.2019 ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.2014, соответственно, на основании пункта 5 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязано представлять в налоговый орган бухгалтерскую (финансовую) отчетность с 2014 года.

В составе заявки ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ», с учетом направленного обществу запроса о разъяснении заявки, представлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность и отчет о финансовых результатах за 2018 год, заполненная обществом информация о данных бухгалтерской отчетности по форме 8 закупочной документации, содержащие данные о финансовой деятельности общества за 2017-2018 годы.

В соответствии с предусмотренным методикой, закупочной документацией, порядком расчета каждого оцениваемого показателя финансового состояния участника, значение итоговой оценки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, с учетом предложенной цены договора, а также с учетом положений пункта 2.6.6 методики признано кризисным финансовым состоянием (итоговая оценка 0,43), что в силу подпункта «з» пункта 2.4.1 методики, подпункта «б» пункта 4.9.6 закупочной документации является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.

Материалами дела  подтверждено, что  обществу обоснованно  присвоено 0,43 балла, что свидетельствует о его  кризисном финансовом состоянии в соответствии с методикой.

Учитывая, что в соответствии с условиями документации о закупке и на основании документов и сведений, представленных ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ», финансовое состояние общества оценено как кризисное, закупочной комиссией обоснованно принято решение об отклонении второй части заявки общества от участия в закупке (протокол от 25.10.2019 № РГС-295/ОК-Р).

Поскольку требование об оценке финансовой устойчивости участников закупки и порядок такой оценки (методика)  размещены заблаговременно в составе закупочной документации, применяются  ко всем участникам закупки в равной мере, подаче заявок на участие в закупке не препятствуют, расчет финансового состояния ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ» произведен в соответствии с установленным методикой порядком,  исходя  из представленных обществом в составе заявки документов,  комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.

Следовательно, оснований для признания  действий  АО «ДГК», в связи  с отклонением заявки и не допущением к участию в конкурсе ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ»,  как нарушающих Закон о закупке не имеется.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РУСИНМОНОЛИТСТРОЙ» на действия АО «ДГК»   при  проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции теплотрассы    № 2 от ТК 3-17 до ТК 2-12б, от ТК 9-14 до ТК «пр. Мира, 29 (СП КТС)» для нужд АО «ДГК» (ГКПЗ № 2217042-ТПИР-ТПИР ОБСЛ-2019-ДГК) (извещение  № 31908289027) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.

                                                                                                                                              

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны