Заключение №027/01/17-921/2019 Заключение по делу № 8-01/282 (027/01/17-921/2019) по призна... от 17 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:  председателя Комиссии  – заместителя руководителя управления,   членов комиссии -  - начальника отдела контроля органов власти,– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии от:

-  ООО «Спецкомплект» - по доверенности от 03.02.2020 № 2/20,

- МУП города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» -  по доверенности от 20.01.2020 № б/н,

 

рассмотрев дело № 8-01/282 (027/01/17-921/2019) по признакам нарушения МУП  города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в проведении закупки у единственного поставщика ООО «Металлосбыт ДВ» (извещение № 31908174373),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) поступило обращение ООО «Спецкомплект» с жалобой на действия МУП  города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения  при проведении закупки у единственного поставщика ООО «Металлосбыт ДВ».

Из обращения следует, что закупка у единственного поставщика  проведена не конкурентным способом.

 

Приказом Хабаровского УФАС России от 13.11.2019  №432  в отношении МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД» возбуждено настоящее дело по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД» пояснил, что  проведение закупки у единственного поставщика извещение № 31908174373 обусловлено необходимостью в целях надлежащего исполнения  обязательств по муниципальному контракту,   срочной потребностью в материалах для выполнения указанного контракта.

В данном случае применение конкурентных способов закупки нецелесообразно в связи с затратой времени на их проведение, а так же ввиду срочного характера данной закупки.

Представителем МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД»  предоставлено в заседание комиссии приложение  №1 к муниципальному контракту №62 (Техническое задание). Подтверждения направления МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД»  запросов  о предоставлении коммерческих предложений на поставку электросварных труб не предоставлено.

Представитель ООО «Спецкомплект» доводы, заявленные в жалобе поддержала, настаивала, что проведение закупки должно проводиться конкурентным способом, что своими действиями заказчик ограничил конкуренцию.

Комиссия  Хабаровского УФАС России, рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Пункт 1 части  3.1. статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурса (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион),  запросов котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запросов предложений (запрос предложений  в электронной форме,  закрытый запрос предложений).

Пункт 2 части 3.1. статьи 3 Закона о закупках иными способами, установленными положение о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Часть 3.2. статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе  закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного 31.10.2018 директором МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД» (далее - Положение) в соответствии с Постановлением Администрации города Хабаровска от 04.10.2018 № 3479 «Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд  муниципальных бюджетных, автономных учреждений, муниципальных предприятий» установлен  порядок подготовки и осуществления  закупки у единственного поставщика.

Согласно пункта 6.1. Положения заказчик при осуществлении  закупок использует конкурентные способы закупок или осуществляет неконкурентные способы закупок.

Пункт 6.2. Положения конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурса (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросов котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запросов предложений (запрос предложений  в электронной форме,  закрытый запрос предложений). Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям конкурентной. Способами неконкурентной закупки являются  запрос цен и закупка у единственного поставщика.

Случаи осуществления  закупок у единственного поставщика предусмотрены  в пункте 51.1 Положения о закупках,  заказчиком применен подпункт 15 пункта 51.1 Положения осуществление закупки по  привлечению в ходе исполнения государственного (муниципального)  контракта или гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения в таком государственном контракте или гражданско-правовом договоре обязательств.

07.08.2019 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru  МУП  города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» (далее - МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД») размещено извещение № 31908174373  о закупке у единственного поставщика ООО «Металлосбыт ДВ» на право заключения договора  на закупку электросварных труб.

Начальная (максимальная) цена договора – 1 888 767,20 рублей.

Источник финансирования – средства   МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД»  по  выполнению муниципального контракта № 62 от 17.07.2019.

Приказом  МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД»  от 24.07.2019  № 92-УЗ принято решение провести закупку электросварных труб руководствуясь подпунктом 15 пункта 51.1 Положения о закупках,  применив метод закупки  с единственным поставщиком, срок закупки июль - август 2019.

Как следует из  представленных  в материалы дела  документов, между  администрацией города Хабаровска и МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД» по результатам торгов заключен муниципальный контракт  от 17.07.2019  № 62, на основании протокола от 08.07.2019 № 0122300006119000645, по выполнению работ по обустройству пешеходных переходов на улично-дорожной сети города  техническими средствами для обеспечения  безопасности дорожного движения. Работы  выполняются  в целях реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в рамках подпрограммы Хабаровского края  «Развитие транспортной системы Хабаровского края». Работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к контракту) в объемах,  определенных  локальными сметными расчетами (приложение № 2 к контракту). Цена контракта  составляет 46 037 276, 90 рублей, в том числе НДС (20%). Сроки выполнения работ до 01.10.2019.

По результатам закупки с «Металлосбыт ДВ»  заключен договор от 12.08.2019 №12/08/2019.

Документов, подтверждающих необходимость проведения закупки у единственного поставщика в кратчайшие сроки, МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД»   представлено не было.

Хабаровским УФАС России руководствуясь  частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.9 Порядка проведения  анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного  Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220,  проведен  анализ состояния конкуренции при осуществлении  закупки электросварных труб у единственного поставщика извещение № 31908174373. Как следует из  аналитического отчета от 05.03.2020, анализ состояния конкуренции при проведении  закупки электросварных труб  выполнен в объеме, необходимом для  принятия решения  о наличие или  об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.  По результатам  проведенного анализа установлено, что  временной интервал настоящего исследования  определен  с 07.08.2019 (с даты размещения  извещения о закупке у единственного поставщика) по 31.12.2019 (срок окончания исполнения договора). В состав хозяйствующих субъектов- участников закупки входил единственный претендент- ООО «Металлосбыт ДВ», т.е. конкуренция отсутствовала.

Частями 1, 5 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов (публичных процедур), подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Доказательств  наличия  надлежащих оснований для  осуществления закупок у единственного поставщика МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД»    непредставлено.

Поскольку спорная закупка осуществлена МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД»    у единственного поставщика без каких-либо обоснований, что исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение соответствующего договора на  равных условиях.

Таким образом, Комиссия,  учитывая совокупность имеющихся  доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях МУП  г. Хабаровска «НПЦОДД»   признаков нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа и должно содержать фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства (пункт 1); доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в  письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны