Определение №027/01/15-711/2020 Определение о назначении дела по заявлению Военной прокурату... от 11 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Хабаровского УФАС России от  «22» декабря 2020 г. №549-1 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и Отделом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа  признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в  заключении  с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России договора №3-УЖФ/12 ГУМО-3 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, без проведения конкурса,

установил:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило  заявление Военной прокуратуры Хабаровского гарнизона на действия Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа в связи с заключением 25.09.2017 с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России договора №3-УЖФ/12 ГУМО-3 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, без проведения конкурса.

В соответствии с частью 1 статья 163 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

Управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 163 ЖК РФ). В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

 Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи (часть 7 статьи 161 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, Министерством обороны Российской Федерации в лице министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу полномочия в том числе по выбору способа управления многоквартирным домом, по подписанию договоров управления многоквартирным домом с управляющей организацией переданы руководителю ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» С.В. Суровикину по доверенности от 11.10.2016 №207/17д, которым в свою очередь указанные полномочия переданы начальнику управления  эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа В.Г. Тяну по доверенности от 07.11.2016 №29/70-П.

21.09.2017 единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России начальник управления В.Г. Тян на основании  части 7 статьи 46 Жилищного кодекса в пределах предоставленных указанной доверенностью полномочий осуществил выбор управляющей организации ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» в отношении объектов жилого фонда со 100% собственностью Минобороны России, расположенных в Амурской и Сахалинской областях, Забайкальском крае, Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области.

Договор №3-УЖФ/12 ГУМО-3 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, заключен 25.09.2017  между Министерством обороны Российской Федерации в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей  и организаций  Восточного военного округа и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Тихоокеанскому флоту на срок с 01.10.2017 до 01.10.2022 (пункт 10.1 договора). Основанием заключения договора указана часть 7 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1.1 договора). В соответствии с  указанным договором учреждение осуществляет управление в том числе многоквартирными домами Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 4.3 договора, деятельность управляющей организации финансируется из платежей, осуществляемых нанимателями, проживающими в жилищном фонде.

Приложение №1 к договору содержит перечень жилищного фонда (многоквартирных домов), расположенного в Камчатском и Хабаровском краях, Сахалинской области, в Республике Саха (Якутия).

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (ИНН 2722103016, ОГРН 1112722003316) управляет жилым фондом по доверенности в порядке передоверия,  наделено функциями органа власти

В 2019 году в штат ВВО внесены изменения, управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей  и организаций  Восточного военного округа аннулировано, в штат включен отдел (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) с аналогичными задачами и функциями.

Приказом командующего войсками Восточного военного округа от 23.04.2020 №146 утверждено положение об отделе (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа.

В соответствии с указанным положением об отделе отдел предназначен для координации и организации взаимодействия по вопросам коммунально-эксплуатационного обеспечения между воинскими частями и отделом Тихоокеанского флота, филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВВО,  филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ТОФ (пункт 2), отдел является структурным подразделением  объединенного стратегического командования Восточного военного округа, подчиняется командующему войсками Восточного военного округа и непосредственно заместителю командующего  войсками Восточного военного округа по материально-техническому обеспечению (пункт 3).

В соответствии с пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пересечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В понятии пункта 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под услугами по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Покупателями данных услуг являются жители многоквартирных домов (собственники и наниматели жилого помещения (квартиры)).

В качестве барьеров входа на товарный рынок услуг по управлению многоквартирными домами могут быть:

- ограниченность доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено (существующие материально-технические ресурсы, обеспечивающие управление многоквартирными домами, закреплены за действующими хозяйствующими субъектами);

- преимущества хозяйствующим субъектам, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка;

- действия (бездействие) органов власти, препятствующие входу на такой рынок.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Поскольку собственником указанных многоквартирных домов является Министерство обороны Российская Федерация, при этом доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в указанных многоквартирных домах составляет более чем пятьдесят процентов, следовательно, в силу пункта 2 статьи  163 ЖК РФ выбор управляющей организации возможен только по результатам конкурса.

Договор от 25.09.2017 №3-УЖФ/12 ГУМО-3 не расторгнут, не признан незаконным, является действующим, что свидетельствует о длящемся характере правонарушения.

Конкурс по выбору управляющей организации не проводился, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Тихоокеанскому флоту продолжает оказывать услуги по управлению жилищным фондом и извлекать из этого прибыль.

Заключение  указанного договора без проведения конкурсных процедур препятствует доступу управляющих организаций к оказанию услуг по управлению домами, указанными в договоре и приложениях к нему, необоснованно обеспечивает ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление»  преимущество в осуществлении хозяйственной деятельности, что прямо запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Поскольку управление аннулировано, создан отдел (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Восточного военного округа, являющийся  структурным подразделением  объединенного стратегического командования Восточного военного округа, именно ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» и отдел (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Восточного военного округа являются ответчиками по данному делу, при этом в силу положений Жилищного кодекса собственник жилых помещений наделен правом инициировать проведение органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации.

В связи с наличием в действиях ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа » и отдела (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Восточного военного округа  признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в  заключении  25.09.2017 без проведения конкурса договора №3-УЖФ/12 ГУМО-3 управления многоквартирными домами, расположенными  в Камчатском и Хабаровском краях, Сахалинской области, в Республике Саха (Якутия) Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанного нарушения, с целью чего необходимо было обратиться в органы местного самоуправления  Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия) по месту расположения жилищного фонда, являющегося предметом  договора, в целях организации и проведения конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами,  со дня определения победителя конкурса по отбору управляющей организации, либо в случае признания конкурса несостоявшимся по причине подачи единственной заявки, признанной соответствующей требованиям конкурсной документации, совершить действия по расторжению договора управления  домами от 25.09.2017 №3-УЖФ/12 ГУМО-3 и передаче прав управления домами по результатам конкурса, в срок до 25.11.2020.

Из письма Объединенного стратегического командования Восточного военного округа от 25.09.2020 следует, что договор управления в 2017 году заключен  в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, действующими в 2017 году, правомерность заключения данного договора подтверждается решением Октябрьского районного суда Амурской области от 25.06.2019 по делу №2-121(2019).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Поскольку в установленный срок предупреждение не исполнено, дело подлежит возбуждению.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

  1. Назначить дело №8-01/275(027/01/15-711/2020) к рассмотрению на «11» час. «45» мин.    «04» марта 2021 г., по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 2.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (ул. Серышева, д.15, г. Хабаровск, 680038), Отдел эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций  Восточного военного округа   (ул.  Запарина,  д. 124, г. Хабаровск, 680038)
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя  Военную прокуратуру Хабаровского гарнизона (ул. Ленина, д. 36, г. Хабаровск, 680030).
  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица  ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (ул. Спартаковская, д.2Б, г. Москва- 175, 195175).

 5. Лицам, привлеченным к участию в деле, представить мотивированный отзыв.

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Явка ответчика по делу, заинтересованных лиц или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны