Решение №8-01/103 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровск... от 24 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 8-01/103

по делу № 027/01/18.1-101/2019

24 апреля 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ООО «Электроавтоматика-ДВ» - <…> (доверенность от 14.09.2018),

АО «РусГидро Снабжение» - <…>. (доверенность от 25.12.2018 № 75),

АО «ДРСК» - <…> (доверенность от 01.01.2019 № 10),

Филиал АО «ДРСК» «ХЭС» - <…> (доверенность от 22.04.2019 № 35-68),

рассмотрев жалобу ООО «Электроавтоматика-ДВ» на действия организатора аукциона – АО «РусГидро Снабжение», материалы дела № 027/01/18.1-101/2019,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Электроавтоматика-ДВ» на действия организатора аукциона АО «РусГидро Снабжение» (далее – АО «РГС») при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых для нужд АО «ДРСК» по подлотам: подлот № 1: «Трансформаторы силовые 35 КВ» (ГКПЗ № 5003.1); подлот № 2: «Трансформаторы силовые 110 КВ» (ГКПЗ № 5002.1).

Из жалобы общества следует, что заявка ООО «Электроавтоматика-ДВ» отклонена в связи с отсутствием требуемых в составе заявки документов – протокола испытаний или расчетного сравнения на предлагаемые силовые трансформаторы, несмотря на то, что в составе заявки общества содержится вся требуемая документация, в том числе расчетное сравнение. В связи с тем, что получение указанных протоколов является дорогостоящим и сложно реализуемым мероприятием, заявитель предполагает, что у других участников данной закупки также отсутствуют требуемые документы.

Представитель общества в заседании комиссии поддержал доводы жалобы, дополнительно сославшись на приложение Б ГОСТ Р 55188-122 (МЭК 60076-5:2006) «Трансформаторы силовые. Стойкость к коротким замыканиям», которым установлено, что трансформатор считается подобным другому трансформатору, взятому для сравнения (прототипу), если с момента испытания прототипа прошло не более 10 лет.

АО «РГС» в представленных возражениях и его представитель в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что в целях недопущения поставки в адрес заказчика товара, не соответствующего требованиям, установленным аукционной документацией, в отношении участника установлено требование о предоставлении в составе заявки протокола испытаний или расчетного сравнения на предлагаемые силовые трансформаторы. С целью дополнения заявок всем участникам аукциона организатором направлены запросы о предоставлении дополнительной информации. Допущенными к участию в закупке участниками представлены требуемые аукционной документацией расчетные сравнения, в связи с чем утверждение заявителя о невозможности получения указанных документов не соответствует действительности.

АО «ДРСК» поддержало позицию АО «РГС», пояснив, что заявка ООО «Электроавтоматика-ДВ» отклонена правомерно, поскольку в составе заявки участника отсутствуют требуемые аукционной документацией документы – протоколы испытаний стойкости при коротких замыканиях или расчетное сравнение (с ранее испытанным прототипом) на предлагаемые силовые трансформаторы.

Поскольку доводы жалобы подпадают под основания, указанные в части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке, в числе прочего, должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.

03.09.2018 АО «РГС» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 31806882371 о проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых для нужд АО «ДРСК» по подлотам: - подлот № 1: «Трансформаторы силовые 35 КВ» (ГКПЗ № 5003.1); - подлот № 2: «Трансформаторы силовые 110 КВ» (ГКПЗ № 5002.1), документация о закупке, содержащая порядок и условия ее проведения, требования к участникам закупки и документам, включаемым в состав заявки, а также иную информацию о закупке в соответствии с частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.

Подпунктом 2.4.1.1 «з» пункта 2.4.1, подпунктом 2.5.1.1 «и» пункта 2.5.1 документации о закупке, пунктом 5.2.4 технических требований аукционной документации установлено, что участник закупки для проверки соответствия заявленных характеристик и конструктива предложенных к поставке трансформаторов должен в составе заявки представить документы, предусмотренные пунктом 9.3.2.4. ГОСТ – протокол испытаний или расчетное сравнение на предлагаемые силовые трансформаторы (полный текст).

В соответствии с пунктом 9.7 ГОСТ Р 52719-2007 «Трансформаторы силовые. Общие технические условия» (далее – ГОСТ) по требованию заказчика должны быть представлены протоколы типовых и периодических испытаний, а также результаты опыта короткого замыкания по фазам.

Из подпункта 9.3.2.4 ГОСТ следует, что приемка в части стойкости при коротких замыканиях силовых трансформаторов мощностью до 40 МВА включительно производится на основании испытаний на стойкость при коротких замыканиях по ГОСТ 20243 или расчетного сравнения с трансформатором аналогичной конструкции (прототипом), выдержавшим испытания на стойкость при коротких замыканиях.

По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия вправе отклонить заявки, которые не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями аукционной документации о закупке (подпункт 2.8.2.4 «в» аукционной документации).

В установленный аукционной документацией срок на участие в аукционе поступило 9 заявок: ОАО «Электрозавод», ООО «ТехЭнергоСнаб», ООО «Тольяттинский Трансформатор», ООО «Торговый дом Итэлиум», ООО «СвердловЭлектро-Силовые трансформаторы», ООО «НеваЭнергоПром», АО «ДЭТК», ООО «Электроавтоматика-ДВ», ООО «Энергия Востока», в результате рассмотрения которых к участию в закупке допущено 6 заявок (протокол заседания закупочной комиссии № РГС-258/ОА-Р от 15.04.2019).

Заявка ООО «Электроавтоматика-ДВ» отклонена от участия в закупке на основании подпункта 2.8.2.4 «в» аукционной документации, так как в ее составе отсутствуют протоколы испытаний стойкости при коротких замыканиях или расчетное сравнение (с ранее испытанным прототипом) на предлагаемые силовые трансформаторы, что не соответствует требованиям пункта 5.2.4. технического задания (протокол заседания закупочной комиссии № РГС-258/ОА-Р от 15.04.2019).

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Электроавтоматика-ДВ» Комиссией установлено, что в составе заявки общества вопреки требованию документации о закупке не представлены протокол испытаний либо расчетное сравнение.

На основании подпункта 2.8.2.9 пункта 2.8.2 аукционной документации организатором аукциона ООО «Электроавтоматика-ДВ» направлялись запросы о разъяснении заявки общества и устранении выявленных несоответствий, на которые запрошенные протокол либо расчетное сравнение также не представлены.

Данное обстоятельство представителем ООО «Электроавтоматика-ДВ» в заседании комиссии не оспаривалось.

Поскольку в составе своей заявки ООО «Электроавтоматика-ДВ» не представило протоколы испытаний на стойкость при коротких замыканиях или расчетное сравнение с трансформатором аналогичной конструкции (прототипом), выдержавшим испытания на стойкость при коротких замыканиях, закупочной комиссией обоснованно принято решение об отклонении заявки общества от участия в закупке.

Утверждение ООО «Электроавтоматика-ДВ» о наличии в составе его заявки протоколов испытаний и расчетных сравнений опровергается содержанием заявки на участие в закупке и пояснениями представителя общества в заседании комиссии.

Довод ООО «Электроавтоматика-ДВ» о неправомерном допуске к участию в закупке ООО «ТехЭнергоСнаб», ООО «Тольяттинский Трансформатор», ООО «СвердловЭлектро-Силовые трансформаторы», ООО «НеваЭнергоПром», АО «ДЭТК», поскольку данными участниками закупки не представлены требуемые аукционной документацией протоколы испытаний либо расчетные сравнения, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, так как из представленных заявок указанных участников следует, что в их составе имеются расчетные сравнения, содержащие необходимые заказчику показатели проверки предназначаемых к поставке трансформаторов на предмет их соответствия при коротких замыканиях.

Доказательств, опровергающих представленные участниками в составе заявок расчеты либо свидетельствующих о недействительности произведенных расчетов, ООО «Электроавтоматика-ДВ» ни при подаче жалобы, ни в ходе ее рассмотрения не представлено.

Утверждение представителя ООО «Электроавтоматика-ДВ» о том, что подобные протоколы и расчеты не могли быть представлены, основано исключительно на предположении, в связи с чем не может быть принято во внимание.

В заседании комиссии представителем ООО «Электроавтоматика-ДВ» дополнительно приведен довод о том, что представленное участником закупки АО «ДЭТК» расчетное сравнение на трансформатор не соответствует ГОСТ Р 55188-122, в котором установлено, что трансформатор считается подобным другому трансформатору, взятому для сравнения (прототипу), если с момента испытания прототипа прошло не более 10 лет, в связи с тем, что испытание прототипа проведено в 2006 году.

Представители заказчика и организатора закупки пояснили, что в аукционной документации установлен исчерпывающий перечень требований к закупаемому оборудованию, принципиально важных для заказчика, исходя из которых будет осуществляться оценка предлагаемых участниками закупки трансформаторов. Требование к сроку действия прототипа, о необходимости применения при подготовке заявки ГОСТ Р 55188-122 в документации о закупке отсутствует, поскольку для заказчика важен сам факт проведения испытаний, результаты которых используются при подготовке расчетных сравнений вне зависимости от срока давности таких испытаний.

В силу положений части 10 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет и устанавливает в документации о закупке перечень требований к участникам, в соответствии с которыми будут оцениваться заявки участников.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках установленные в документации о закупке требования должны в равной мере предъявляться к каждому участнику закупки. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования, не предусмотренные документацией о закупке.

Одним из требований аукционной документации к участникам закупки является представление в составе заявки протокола испытаний либо расчетного сравнения на предлагаемый к поставке трансформатор. Требование о необходимости соблюдения участниками закупки ГОСТ Р 55188-122 в качестве обязательного условия допуска к закупке аукционная документация не содержит, в связи с чем у закупочной комиссии отсутствовали правовые основания для оценки заявок участников на предмет соблюдения данного стандарта, иное свидетельствовало бы о предъявлении к участникам требований, не предусмотренных документацией о закупке.

Поскольку условием допуска заявки к участию в закупке являлось только соблюдение ГОСТ Р 52719-2007 в части документов, подтверждающих стойкость трансформатора к коротким замыканиям, а не к сроку, в течение которого трансформатор признается прототипом в соответствии с ГОСТ Р 55188-122, довод, приведенный представителем ООО «Электроавтоматика-ДВ», подлежит отклонению.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Электроавтоматика-ДВ» на действия организатора закупки АО «РусГидро Снабжение» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых для нужд АО «ДРСК» по подлотам: - подлот № 1: «Трансформаторы силовые 35 КВ» (ГКПЗ № 5003.1); - подлот № 2: «Трансформаторы силовые 110 КВ» (ГКПЗ № 5002.1) (извещение № 31806882371) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

     

<…>

       
     

<…>

<…>

Связанные организации

АО «РусГидро Снабжение»
ИНН 1510012774, ОГРН 1041500751016
ООО "ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКА-ДВ"
ИНН 2543095175, ОГРН 1162536065119