Решение №7/9850 жалобу ООО «Санта» на действия АО «Дальневосточное прои... от 24 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 8-01/227

(027/10/18.1-1232/2021)

 

21 сентября  2021 года                                                                                                                       г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей ,

в присутствии представителей:

- ООО «Санта»   - Ю.Ф. Г  по доверенности от 18.04.2021 №18/04;

- АО «Дальневосточное  производственно-геологическое объединение» – Ю.А. Ш  по доверенности от 03.03.2021 №27АА 1670806,

 

рассмотрев жалобу ООО «Санта», материалы дела  № 8-01/227 (027/10/18.1-1232/2021),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «Санта»    на действия  АО «Дальневосточное  производственно-геологическое объединение» при проведении запроса предложений   в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг  по расчистке леса для объекта  Воробьева Падь для нужд АО «Дальневосточное ПГО» (извещение № 32110615480).

Из жалобы общества следует,  установление заказчиком требований к участнику закупки о его соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, является незаконным,  поскольку Документацией о закупке установлена возможность привлечения  соисполнителей. Требование заказчика  о предоставлении   во второй части заявки справки о наличии (отсутствии) судимости, является незаконным, поскольку создает неконкурентные и невыполнимые условия, поскольку заказчик не обеспечил  равный доступ к участию в закупке для всех лиц, желающих принять  в ней участие, и не получивших данные справки до публикации извещения о закупке.  

Заказчиком представлены возражения  на жалобу, представитель заказчика  полагает доводы, изложенные в  жалобе не обоснованными. Пояснив, что п. 18 Информационной карты не допускается возможность  привлечение соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков), следовательно, требования к участникам закупки установлены  правомерно,  также участники закупки могли подавать коллективные заявки на участие в закупке. Документация о закупке не содержит требования о предоставлении справки из МВД России о наличии (отсутствии) судимости,  участники при подаче второй части заявки декларирует  отсутствие у них отсутствии судимости. Общество с запросом о  разъяснении  положений Документации о закупке к заказчику не обращалось.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

 Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать  требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке, утвержденное протоколом Совета директоров АО «Росгео» от 26.01.2021 №75 (далее – Положение о закупке), размещенным на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.  АО «Дальневосточное  производственно-геологическое объединение» присоединилось к данному Положению о закупке (протокол от 20.07.2021 №03/2021).

 В соответствии с пунктом 1 статьи 4.10 Положения о закупке запрос предложений - форма торгов, при которой победителем признается участник закупки, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки продукции.

В пункте 1 статьи  6.4 Положения о закупке  заказчик устанавливает следующие обязательные требования к участникам закупки:

а) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку продукции, являющейся предметом закупки;

е) отсутствие у участника закупки - физического лица либо членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и/или преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой продукции, являющейся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

06.09.2021 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «Дальневосточное  производственно-геологическое объединение» размещено извещение № 32110615480 о  проведении запроса предложений   в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг  по расчистке леса для объекта  Воробьева Падь для нужд АО «Дальневосточное ПГО».

Сроки подачи заявок с 06.09.2021 по 14.09.2021.  Дата рассмотрения первых частей заявок – 15.09.2021. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 17.09.2021. Дата подведения итогов – 17.09.2021.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  2 498 600, 00 руб.

Требования к участникам закупки установлены в п. 9 Документации о закупке.

 Согласно  пп.1 п. 9.1 Документации о закупке к  участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:

а) соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку продукции, являющейся предметом закупки;

е) отсутствие у участника закупки – физического лица либо членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и/или преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой продукции, являющейся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

 В силу п. 9.8 Документации о закупке возможность привлечения соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) указана в п. 18 Информационной карты.

Согласно п. 18 Информационной карты  привлечения соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) не допускается.

Согласно пп. 9 «г» п. 14.5 Документации о закупке вторая часть заявки должна содержать следующую информацию (если иное не указано в Информационной карте) и документы: декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых, по форме Вложения 2 ко ВТОРОЙ ЧАСТИ заявки участника:  отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Аналогичное требование установлено в пп.2.4 п.17 Информационной карты, согласно которой  вторая часть заявки участника должна содержать Декларацию о соответствии  участника обязательным  требованиям (вложение 2 ко ВТОРОЙ ЧАСТИ заявки участника).

Согласно п. 12.1 Документации о закупке участник закупки в порядке, определенном в регламенте ЭП, по форме ПРИЛОЖЕНИЯ 2 к документации, посредством функционала ЭП, вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения и/или документации о закупке в сроки, установленные в п. 19 Информационной карты.

Материалами дела установлено, что согласно  Документации о закупке  привлечения соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) не допускается, следовательно,  требование к участникам установленное  в п. пп.1 «а» п. 9.1 Документации о закупке о соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлено заказчиком правомерно, применяется в равной степени ко всем участникам закупки, в соответствии с Законом о закупках,  Положением о закупке заказчика. Довод жалобы заявителя в данной части  признается необоснованным. Исходя из анализа пп. 9 «г» п. 14.5 Документации о закупке, указанная документация  не содержит требования к участникам о предоставлении справок из МВД России о наличии (отсутствии) судимости, довод жалобы в данной части признается необоснованным.

Исходя  из материалов дела, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение жалобу  ООО «Санта» на действия  АО «Дальневосточное  производственно-геологическое объединение» признать необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Санта»    на действия  АО «Дальневосточное  производственно-геологическое объединение» при проведении запроса предложений   в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг  по расчистке леса для объекта  Воробьева Падь для нужд АО «Дальневосточное ПГО» (извещение № 32110615480) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны