Решение №1017 Признать жалобу ООО «Дружба» на действия заказчика – МАУК «П... от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/12

(027/10/18.1-155/2024)

31 января  2024 года                                                                                   г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>, <...>,

в присутствии представителей:

-  ООО «Дружба» - <...> представитель по  доверенности  от 29.01.2024 № 7;  <...>. представитель  по доверенности от 29.01.2024 № 8,

- МАУК «Парк Северный» - <...> представитель по доверенности от 30.01.2024 №1; <...> представитель по доверенности от 30.01.2024 №1,

 - индивидуальный предприниматель Тимофи Александр Феликсович – <...>  представитель по доверенности от 01.03.2023 №1,

 

 

рассмотрев жалобу ООО «Дружба» (вх. №1015-ЭП/24 от 23.01.2024) на действия заказчика – МАУК «Парк Северный» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный» (извещение №32413155654 от 07.01.2024), материалы дела №7-11/12 (027/10/18.1-155/2024),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Дружба» на действия заказчика – МАУК «Парк Северный» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный» (извещение №32413155654 от 07.01.2024).

Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком  требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а именно конкурсной комиссией необоснованно не приняты к оценке договоры (контракты), представленные в составе заявки ООО «Дружба».

Доводы, изложенные в жалобе, представители ООО «Дружба»  в заседании Комиссии поддержал в полном объеме.

Представители МАУК «Парк Северный» не согласны с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 25.01.2024 №9/1.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

07.01.2024 МАУК «Парк Северный» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32413155654 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный».

Дата начала срока подачи заявок – 07.01.2024. Дата окончания подачи заявок – 15.01.2024. Дата рассмотрения первых частей заявок – 15.01.2024. Дата начала срока подачи окончательных ценовых предложений – 16.01.2024. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 19.01.2024. Дата подведения итогов – 19.01.2024. Начальная (максимальная) цена договора – 10 103 101, 80 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре №32413155654 от 15.01.2024 на участие в данном конкурсе поданы следующие заявки: 1) заявка №1216211; 2) заявка №1216276; 3) заявка №1215801. Конкурсной комиссией принято решение о соответствии требованиям конкурсной документации и допуске всех заявок.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре №32413155654 от 18.01.2024 конкурсной комиссией принято решение о допуске следующих участников: 1) заявка №1216211 (ООО «Центр профессионального клининга») с ценовым предложением 6 800 000, 00 руб.; 2) заявка №1216276 (ООО «Дружба») с ценовым предложением – 7 100 000, 00 руб.;  3) заявка №1215801 (ИП Тимофи А.Ф.) с ценовым предложением – 5 899 999, 00 руб.

Согласно протоколу подведения итогов процедуры №32413155654 от 19.01.2024:

1)  заявка №1216211 (ООО «Центр профессионального клининга») по критериям оценки заявок присвоены следующие баллы:

а) цена Договора, руб. - итоговый рейтинг по критерию «Цена Договора» (ЦБi * 0,60): 86,76*0,60=52,06;

б) квалификация участника закупки - расчет баллов: 0*0,4=0;

в) Предложение участника: 0 комплексов. Принято к оценке: 0 комплексов.  Присвоено баллов в соответствии со шкалой оценки: 0.

Итоговое количество баллов – 52,06.

2) заявка №1216276 (ООО «Дружба») по критериям оценки заявок присвоены следующие баллы:

а) цена Договора, руб. - итоговый рейтинг по критерию «Цена Договора» (ЦБi * 0,60): 83,1*0,60=49,86;

б) квалификация участника закупки - расчет баллов: 40*0,4=16;

в) Предложение участника: 2 комплекса. Принято к оценке: 2 комплекса.  Присвоено баллов в соответствии со шкалой оценки: 40.

Итоговое количество баллов – 68,86.

3) заявка №1215801 (ИП Тимофи А.Ф.) по критериям оценки заявок присвоены следующие баллы:

а) цена Договора, руб. - итоговый рейтинг по критерию «Цена Договора» (ЦБi * 0,60): 100*0,60=60;

б) квалификация участника закупки - расчет баллов: 70*0,4=28;

в) Предложение участника: 6 комплексов. Принято к оценке: 4 комплекса.  Присвоено баллов в соответствии со шкалой оценки: 70.

Итоговое количество баллов – 88,0.

По результатам  подведения итогов  принято  решение  заключить договор  с ИП Тимофи А.Ф.

Из заявки ООО «Дружба», поданной на участие в данном конкурсе, следует, что Обществом в качестве подтверждения опыта участника представлены следующие Комплексы (Сведения о квалификации участника  закупки (Форма 3)):

1. Комплекс  № 1: Договор № 2018.10317;  договор № 2019.12920;  договор № 4; договор № 5; договор № 8; договор № 15.

2. Комплекс № 2:  договор № 41; договор № 2018.10317; договор № 61; договор № 2019.12920; договор № 4; договор № 78; договор № 5; договор № 2; договор № 8; договор № 2; договор № 9; договор № 15; договор № 11.

Согласно п. 21 ч. 2 «Информационная карта конкурса» заказчиком установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе: для оценки лучших условий исполнения Договора устанавливаются следующие критерии и их значения,  и порядок оценки заявок на участие в конкурсе:

Таблица №1:

Наименование критерия

Значимость

критерия (показателя) оценки (%)

Коэффициент значимости критерия (показателя) оценки

1

Цена Договора, руб.

60%

0,60

2

Квалификация участника закупки:

40%

0,40

2.1.

Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема

100%

1

Также п. 21 ч. 2 «Информационная карта конкурса» установлено, что оценка по критерию «Квалификация участника закупки» производится на основании установленных в документации о закупке показателей, раскрывающих содержание критерия оценки.

Пп. 2.1 п. 21 ч. 2 «Информационная карта конкурса» установлено, что оценка по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» производится на основании количества комплексов оказания услуг сопоставимого характера и объема, с приложением копий исполненных контрактов (договоров) и актов оказанных услуг (их копий), а также сведений, представленных участником в Сведениях о квалификации участника закупки (Форма 3).

При этом:

 а) комплекс оказания услуг это:  исполненный контракт (договор) и/или исполненные контракты (договоры) в совокупности предусматривающие оказание услуг сопоставимого характера. Состав комплекса из исполненных договоров участник формирует в Сведениях о квалификации участника закупки (Форма 3).

б)  исполненный контракт (договор) это контракт (договор), заключенный не ранее 01.01.2018г., исполненный в объёме и в сроки, установленные контрактом (договором), по которому исполнителю не были начислены неустойки (штрафы, пени), за исключением случаев, если начисление исполнителю неустойки было признано судом незаконным, информация о котором размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru);

 в) услуги сопоставимого характера:  комплекс услуг, выполненный в рамках одного или нескольких контрактов (договоров), предусматривающих уборку территорий в летний период, уборку территорий в зимний период, а также покос территорий.

г) услуги сопоставимого объема:  стоимость комплекса оказанных услуг сопоставимого характера должна быть не менее 10% от начальной (максимальной) цены настоящей закупки, указанной в п. 7 части II Информационная карта конкурса.

Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется исходя из 100-балльной шкалы оценки, для этого Заказчиком установлено количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя критерия оценки, предложенное участником:

Количество комплексов  оказания услуг сопоставимого характера, штук

Количество баллов

1

20

2

40

3

60

4

70

5

80

6 и более

100

В случае не представления сведений об опыте участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема участник закупки по данному показателю получает 0 баллов.

В пп. 3 п. 21 ч. 2 «Информационная карта конкурса» установлено, что итоговый рейтинг заявки, вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

По смыслу Закона о закупках заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Однако это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности среди целей, на достижение которых направлен данный закон, указано расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются, в том числе, путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При этом, как установлено  материалами дела, участнику закупки ООО «Дружба» по результатам конкурса присвоено  65,86 баллов.

Комиссией Хабаровского УФАС установлено следующее,  так ООО «Дружба» в документе «Сведения о квалификации участника  закупки (Форма 3)» указаны: комплекс № 1 (6 договоров), комплекс № 2 (16 договоров). 

При этом участником самостоятельно определено количество  комплексов (2 два)  и  указаны договоры, входящие в комплекс.

При оценке заказчиком  по критерию «Квалификация участника закупки» приняты к учету  комплексы №№ 1, 2.

Доводы Заявителя о том,  что  заявка подана с учетом положений  части 3 Технического  задания,  подлежат отклонению Комиссией Хабаровского УФАС в силу следующего.

Так  в части 3 Техническое  задание  заказчиком установлено:

1. Оказание комплекса услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный» (далее – Комплекс услуг) осуществляется в периоды:

 - комплекс Услуг № 1   - с 01 апреля 2024 г. по 31 октября 2024 г.;

 - комплекс Услуг № 2   - с 01 февраля 2024 г. по 31 марта 2024 года и с 01 ноября 2024 г. по 31 декабря 2024 г.

Место выполнения «Работ»: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 169/2к (территория парка «Северный)

 

   № п/п

Наименование услуг и состав услуг

Ед. изм.

Количество

Цена за ед. изм., руб.

Сумма, руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Комплекс услуг № 1 по содержанию (уборке) объектов имущества в период с  01.04.2024 г. по 31.10.2024 г. в соответствии с перечнем и объемам видов работ, указанных в п.4 настоящего Технического задания

месяц

7

 

 

2.

Комплекс услуг № 2 по содержанию (уборке) объектов имущества в период с 01.02.2024 по 31.03.2024 и с 01.11.2024 по 31.12.2024 в соответствии с перечнем и объемам видов работ, указанных в п.5 настоящего Технического задания

месяц

4

 

 

 

Таким образом, Техническим  заданием заказчиком установлено  описание объекта закупки,  в котором  указан  комплекс услуг (наименование, состав, перечень,  объем) необходимый для выполнения в летний и зимний периоды. 

При этом Техническое задание порядок подачи заявок не  регламентирует. Согласно п. 11 ч.2 «Информационная карта конкурса» участник закупочной процедуры подает заявку на участие в конкурсе в электронной форме на ЭП, оформляя её в соответствии с Частью I «Открытый конкурс» и Частью II «Информационная карта» настоящей документации. Запросов о разъяснении положений конкурсной документации ООО «Дружба» не направлялось.

Комиссия Хабаровского УФАС приходит к выводу о том, что действия заказчика следует признать правомерными,  у МАУК «Парк Северный» отсутствуют правовые основания для присвоения иных баллов  заявке Заявителя.

В данном случае порядок оценки заявок и установление критериев конкурса определены заказчиком с учетом принципов закупки товаров, работ и услуг, установленных частью 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссии Хабаровского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности доводов Жалобы.

Принимая во внимание, что участником самостоятельно  формируется заявка, а также деление контрактов/договоров на комплексы. Заказчик не  наделен правом изменять/составлять комплексы, сформированные участником закупки, заявка Заявителя была оценена на основании требований конкурсной  документации.

При этом в случае принятия решения об участии в закупке, участник связывает себя порядком проведения закупки, который предусмотрен конкурсной документацией и применяется в равной степени ко всем участникам закупки.

При этом, подавая заявку на участие в конкурсе, заявитель жалобы ознакомился с условиями документаций и согласился с ними, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

   Признать жалобу ООО «Дружба» на действия заказчика – МАУК «Парк Северный» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по содержанию (уборке) объектов имущества МАУК «Парк Северный» (извещение №32413155654 от 07.01.2024) - необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны