Решение №027/10/18.1-138/2021 Решение по жалобе ООО «Арес» на действия ОАО «РЖД». от 12 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <…>

в присутствии представителей:

- ООО «Арес»  <…>

 - ОАО «РЖД»   - <…>

 

рассмотрев жалобу  ООО «Арес», материалы дела №8-01/11 (027/10/18.1-138/2021),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалобы  ООО «Арес» на действия ОАО «РЖД»  при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6579/ОАЭ-ЦДПО/20 на право заключения договора оказания услуг по досмотру багажа пассажиров с помощью технических средств досмотра (извещение № 32009796604).

Как следует из жалобы и дополнений к ней, заказчиком необоснованно отклонена заявка ООО «Арес», которая соответствовала требованиям аукционной документации заказчика.

Представители ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 10.02.2021 №28ДВОСТ РЦОЗ, дополнительно пояснив, что ООО «Арес» не подтверждено соответствие квалификационному требованию п.1.7.1.2 аукционной документации в связи, с чем заявка общества отклонена правомерно.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 12.00 ч. 12.02.2021.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке  товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного  приказом советом директоров  от 28.06.2018 (далее – Положение о закупке), размещенного на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

 Согласно пункту 164 Положения о закупке аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП (далее в настоящем разделе Положения - аукцион в электронной форме), может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников. При этом должны соблюдаться следующие правила:

1) в извещении о проведении такого аукциона с участием только субъектов МСП должны быть установлены сроки проведения такого этапа;

2) ко всем участникам такого аукциона предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;

3) заявки на участие в таком аукционе должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников такого аукциона квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;

4) заявки участников такого аукциона, не соответствующих квалификационным требованиям, отклоняются.

14.12.2020 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru  ОАО «РЖД» размещено извещение №32009796604 о проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6579/ОАЭ-ЦДПО/20 на право заключения договора оказания услуг по досмотру багажа пассажиров с помощью технических средств досмотра, аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена   договора -  16 256 779,38  руб. без учета НДС (19508 138, 26руб. с учетом НДС).  Срок подачи заявок – с 14.12.2020 по  11.01.2021. Дата рассмотрения 1 частей заявок – 12.01.2021. Подача ценовых предложений – 15.01.2021. Квалификационный отбор – 25.01.2021. Рассмотрение 2 частей заявок – 25.01.2021. Дата подведения итогов – 25.01.2021.

Предметом закупки является право заключения договора на оказание услуг по досмотру багажа пассажиров с помощью технических средств досмотра (пункт 1.2 аукционной документации).

Цель услуг - пресечение преступлений и административных правонарушений на пяти пунктах досмотра, расположенных на трех объектах, совместно с сотрудниками ЧОП и полиции (пункт 2 технического задания приложения №1 к аукционной документации).

Содержание услуг согласно пункту 2 технического задания:

- оказание услуг по досмотру багажа пассажиров с помощью технических средств досмотра (рентгеновская установка, металлодетектор) на железнодорожных вокзальных комплексах;

- вызов сотрудников внутренних дел для административного задержания и доставления в служебное помещение ведомственной охраны или органы внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на пунктах досмотра, участвовать при личном досмотре, досмотре вещей, изъятии вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, участвовать в составлении актов изъятия предметов, запрещенных к перевозке.

- проверка работоспособности технических средств досмотра перед началом смены на предмет наличия видимых механических повреждений основных элементов, в том числе внешних электрических кабелей, конвейерной ленты подачи багажа. При выявлении неисправностей исполнитель подает заявку на устранение неисправностей заказчику и/или обсуживающей организации.

В соответствии с  пунктом 1.7.1 аукционной документации установлено, что проводится квалификационный отбор. Порядок проведения квалификационного отбора установлен в соответствующем разделе части 3 аукционной документации «Порядок проведения аукциона».

 Согласно пункту 1.7.1.1 аукционной документации участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

 Согласно пункту 1.7.1.2 аукционной документации участник должен иметь опыт по фактически оказанным услугам по досмотру багажа пассажиров с помощью технических средств досмотра, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора  без учета НДС, установленной в техническом задании - приложении № 1.1 аукционной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по досмотру багажа пассажиров с помощью технических средств досмотра. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника.

В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации о наличии требуемого опыта;

- договоры на оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями), с приложением к ним копий актов об оказании услуг к данным договорам;

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Квалификационный отбор участников аукциона проводится в соответствии с пунктом 3.6 аукционной документации.

Заявки на участие в аукционе должны содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 1.7.1 части 1 аукционной документации, подтверждающие соответствие участников аукциона единым квалификационным требованиям, установленным пунктом 1.7.1 части 1 аукционной документации (пункт 3.6.2 аукционной документации).

Заказчик вправе до подведения итогов аукциона в письменной форме запросить у участников аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в аукционной документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников. Ответ от участника аукциона, полученный после даты, указанной в запросе, не подлежит рассмотрению (пункт 3.7.13 аукционной документации).

По результатам рассмотрения аукционных заявок заказчик принимает решение о допуске (отказе в допуске) участника аукциона к участию в аукционе (пункт 3.7.17 аукционной документации).

Если при рассмотрении аукционных заявок ни один из участников не допущен к участию в аукционе, составляется итоговый протокол, в котором указывается информация о признании аукциона несостоявшимся (пункт 3.7.18 аукционной документации).

При наличии информации и документов, подтверждающих, что товары, работы, услуги, предлагаемые в соответствии с заявкой участника, не соответствуют требованиям, изложенным в аукционной документации, заявка участника отклоняется (пункт 3.7.19 аукционной документации).

Заказчик рассматривает аукционные заявки на предмет их соответствия требованиям аукционной документации. При этом организатор осуществляет рассмотрение заявок на предмет соответствия участников обязательным требованиям, а также проверяет наличие и соответствие представленных в составе заявок документов требованиям аукционной документации (за исключением квалификационных требований, требований технического задания аукционной документации, требований об обосновании демпинговой цены). Экспертная группа осуществляет рассмотрение заявок на предмет соответствия участников квалификационным требованиям, заявки на участие в аукционе – требованиям технического задания аукционной документации, проверяет наличие и соответствие представленных в составе заявки  документов квалификационным требованиям, требованиям технического задания аукционной документации,  требованиям об обосновании демпинговой цены договора (цены лота) (пункт 3.7.20 аукционной документации).

Согласно протоколу рассмотрения 1 частей заявок от 12.01.2021 №6519/ОАЭ-ЦДПО/20/1 поступило 6 заявок участников под  №1, 2, 3, 4, 5, 6. Заявка  №1 отклонена на основании пункта 3.7.6.4 аукционной документации, в связи с несоответствием пункту 3.8.3 аукционной документации (указание наименования участника). Заявки под №2, 3, 4, 5, 6 допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения ценовых предложений участников от 15.01.2021 №519/ОАЭ-ЦДПО/20 поступили ценовые предложения участников №2 - 5 532 432,20 руб. без НДС, № 3 - 16 094 211, 60 руб. без НДС, № 4 - 5 858 228,81 руб. без НДС, № 5- 5 776 944,91 руб. без НДС, № 6 - 5 613 716, 10 руб. без НДС.

Согласно протоколу рассмотрения 2 частей заявок от 25.01.2021 №6519/ОАЭ-ЦДПО/20/1 поступило 6 заявок участников, заявка  №1 отклонена по итогу рассмотрения первых частей заявок. Заявки № 2, 3, 4, 5, 6 отклонены по итогу рассмотрения вторых частей заявок. Заявка №3 отклонена на основании  пункта 3.7.6.4 документации о закупке в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленном пунктом 1.7.1.2 аукционной документации, а именно: представленные участником договоры  не подтверждают опыт по  фактически оказанным   услугам по досмотру багажа пассажиров  с помощью технических средств досмотра.

Согласно протоколу подведения итогов от 25.01.2021 №2  открытый аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 3.11.1 аукционной документации в связи с тем, что ни один из участников не допущен  к участию в аукционе.

Материалами дела подтверждено, что в  составе заявки участника ООО «Арес» (заявка №3)   представлены четыре договора  от 03.06.2019 №3457965, № 3458143, №3458037, №3458087 на оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности объектов  транспортной инфраструктуры  ОАО «РЖД».  Согласно пункту 1.1 указанных договоров предметом является:

 - проведение уполномоченными лицами из числа работников досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в отношении проходящих (проезжающих, перемещаемых) в зону транспортной безопасности  объекта транспортной инфраструктуры всех объектов досмотра;

- обеспечение внутриобъектового  и пропускного режимов на объекте транспортной инфраструктуры;

-  проведение наблюдения за лицами, обладающими постоянными пропусками на объекты транспортной инфраструктуры;

- недопущения актов незаконного вмешательства или подготовки  к совершению актов незаконного вмешательства, включающие  хищение,  повреждение материальных объектов, находящихся на  объекте транспортной инфраструктуры;

- обеспечение реагирования  на  совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на  объекте транспортной инфраструктуры, в том числе силами групп (группы) быстрого реагирования.

Представленные договоры от 03.06.2019  заключены   с ценой договора №3457965 –  8 521 055, 39 руб. (7 100 879, 49 руб. без учета НДС), № 3458143- 8 250 738, 31 руб. (6 875 615, 26 руб. без учета НДС), №3458037 - 8 250 738, 31 руб. (6 875 615, 26 руб. без учета НДС), №3458087 - 8 250 738, 31 руб. (6 875 615, 26 руб. без учета НДС).

Из содержания указанных договоров не представляется возможным  определить на какую сумму выполнены работы по   услугам по досмотру багажа пассажиров  с помощью технических средств досмотра.

Поскольку аукционной  документацией пунктом 1.7.1.2 установлено, что участник должен иметь опыт по фактически оказанным услугам по досмотру багажа пассажиров с помощью технических средств досмотра, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора  без учета НДС, представленные участником ООО «Арес» договоры  не подтверждают опыт по  фактически оказанным   услугам по досмотру багажа пассажиров  с помощью технических средств досмотра в указанном объеме в связи, с чем отклонение заявки общества следует считать правомерным.

Исходя  из материалов дела, жалобу  ООО «Арес» на действия ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                  

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу ООО «Арес» на действия ОАО «РЖД»  при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 6579/ОАЭ-ЦДПО/20 на право заключения договора оказания услуг по досмотру багажа пассажиров с помощью технических средств досмотра (извещение № 32009796604) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны