Решение №027/10/18.1-395/2021 Решение по жалобе ООО «Гектор» на действия Хабаровского РФ... от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей:  заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России;  главный специалист-эксперт  отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Гектор»  - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие представителя  в заседании комиссии  не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи;

 - Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк» -  по доверенности ,

 

рассмотрев жалобу  ООО «Гектор», материалы дела №8-01/85(027/10/18.1-395/2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «Гектор»  на действия Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк» при проведении запроса котировок в электронной форме №ЗКЭФ397/21-РФ на право заключение договора на оказание комплекса услуг по санитарно-гигиеническому содержанию помещений и прилегающей территории для нужд Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк» (извещение № 32110084002).

Как следует из жалобы, заказчиком неправомерно установлены в закупочной документации требования об указании наименования товара и стране их происхождения.  Техническое задание содержит указание на параметры требуемых моющих средств и  расходных материалов, что противоречит действующему законодательству.

Представители Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк» с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 05.04.2021 №8/4365, дополнительно пояснив, что  заказчик проводит закупочную процедуру на приобретение услуг (товара, работ) в целях удовлетворения собственных потребностей с необходимыми требованиями к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам, эффективности расходования денежным средств реализации мер,  направленных на сокращение издержек заказчика,  соблюдая при этом, в том числе принципы равноправия, отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее -  Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

В  соответствии с подпунктом 3 пункта 6.1 статьи 3 Закона о закупках случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положение об организации закупочной деятельности в АО «Россельхозбанк» № 409-П   решением Наблюдательного совета АО «Россельхозбанк» от   30.11.2020  (далее – Положение), размещенного на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Требования к безопасности, качеству, техническим (в том числе требования к поставке, использованию и эксплуатации товара исключительно без изменения криптографических функций и иных криптографических характеристик товара в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и требованиями надзорных органов и регуляторов), эксплуатационным (при необходимости) и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, и иные показатели, связанные с определением соответствия продукции потребностям Банка (пункт 3.4.1 Положения).

 16.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru  Хабаровским РФ АО «Россельхозбанк» размещено извещение №  32110084002 о проведении запроса котировок в электронной форме №ЗКЭФ397/21-РФ на право заключение договора на оказание комплекса услуг по санитарно-гигиеническому содержанию помещений и прилегающей территории для нужд Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк».

 Начальная (максимальная) цена   договора -  16 881 366,92 руб.  Срок подачи заявок – с 16.03.2021 по  23.03.2021. Дата рассмотрения заявок – 16.03.2021. Дата и время окончания  рассмотрения и оценки заявок  – 25.03.2021 в 23.59ч.

Требования к описанию продукции указаны в приложении  1 к извещению о проведении запроса котировок «Техническая часть» (пункт 25 извещения).

Победителем запроса котировок признается участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена продукции» (пункт 21 извещения).

Требования к материалам согласно технической части приложения №1 извещения о проведении запроса котировок:

№ п/п

Наименование материала*

Технические характеристики материалов

1

Чистящее средство

ГОСТ 32478-2013 Межгосударственный стандарт. Товары бытовой химии. Общие технические требования

Для удаления кальциевых отложений с сантехники. Запах: слабый, кислотный или без запаха. Может быть концентрированным. Пропорция раствора должна быть до 1:1. Жизнеспособность раствора: не менее 24 часов. Время воздействия на загрязнение: от 30 мин до 2 часов. Расход: 25-40 мл/м2. Может применяться от 0°С до +40°С.

2

Чистящее и дезинфицирующее средство

ГОСТ 32478-2013 Межгосударственный стандарт. Товары бытовой химии. Общие технические требования

Для очистки и дезинфекции стен в санузлах. Запах: нейтральный. Может быть концентрированным. Время воздействия на загрязнение: не более 20 минут.

Расход:      30-45 мл/м2

При подаче заявки на участие участник подтверждает, что  изучив извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на _____публикованное на сайте http://zakupki.gov.ru, котировочную документацию, и принимает установленные в них требования и условия запроса котировок (заявка на участие в запросе котировок приложение 3 к извещению о проведении запроса котировок).

Согласно  приложению №5 к извещению о проведении запроса  котировок техническое предложение участника процедуры закупки, помимо сведений и материалов, указанных в тексте технических требований, должно содержать предложения участника процедуры закупки по каждому пункту приложения 1 «Техническая часть» настоящего извещения о проведении запроса котировок и включать:

- наименование страны происхождения  в отношении каждой единицы поставляемых товаров (в случае, если предметом закупки является поставка товаров)

- описание всех предлагаемых технических решений и характеристик систем с необходимыми чертежами;

- документы на виды деятельности, связанные с выполнение договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности.

При этом согласно примечанию к техническому предложению приложению №5 к извещению о проведении запроса  котировок отсутствие указания страны происхождения поставляемых товаров не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и рассматривается как предложение участника процедуры закупки о поставке товаров, происходящих из иностранных государств. Ответственность за достоверность сведений о наименовании страны происхождения поставляемых товаров возлагается на участника процедуры закупки и устанавливается в соответствии с положениями настоящей документации.

Согласно протоколу заседания  региональной  конкурсной комиссии Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк»  от 24.03.2021 №22 поступило 3 заявки ООО «Гектор», ООО «Мастерок», ООО «Мастер» допущенные к участию запросе котировок.  Второе место присвоено ООО «Мастерок» с ценой договора 14 200 950, 00 руб.,  первое место ООО «Мастер» с ценой договора 13 964 320, 00 руб.

Из заявки ООО «Гектор» от  22.03.2021 №89 следует, что  общество изучив извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по санитарно-гигиеническому содержанию помещений и прилегающей территории для нужд  Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк» публикованное на сайте http://zakupki.gov.ru, котировочную документацию, и принимает установленные в них требования и условия запроса котировок. Цена договора,  предложенная  обществом составляет - 16 373 716, 80 руб.

Довод заявителя о  неправомерном установлении заказчиком в закупочной документации требования об указании наименования товара и стране их происхождения, не принимается комиссией Хабаровского УФАС России,  поскольку отсутствие указания страны происхождения поставляемых товаров не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, согласно примечанию к техническому предложению приложения №5 к извещению о проведении запроса  котировок.

Довод заявителя о том, что техническое задании содержится указание на параметры требуемых моющих средств и расходных материалов, отклоняется Комиссией Хабаровского УФАС России,  поскольку заказчик устанавливает в документации требования к предмету закупки в соответствии с положениями, установленными в  пункте 1 части 10 статье  4 Закона о закупках,  пунктом 3.4.1 Положения.

Таким образом, заказчик устанавливает технические характеристики в соответствии с требованиями к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, в данном случае заказчиком соблюдены  все требования пункта 1 части 10 статье  4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу ООО «Гектор»  на действия Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк» при проведении запроса котировок в электронной форме необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. 

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                  

 

РЕШИЛА:

 

  Признать жалобу  ООО «Гектор»  на действия Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк» при проведении запроса котировок в электронной форме №ЗКЭФ397/21-РФ на право заключение договора на оказание комплекса услуг по санитарно-гигиеническому содержанию помещений и прилегающей территории для нужд Хабаровского РФ АО «Россельхозбанк» (извещение № 32110084002)  необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны