Решение б/н Решение по делу 027/01/17-1023/2022 от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                          РЕШЕНИЕ

по делу № 027/01/17-1023/2022

                                                                                                       г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 26 декабря 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2022 года.

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии – <...> – врио заместителя руководителя, члены Комиссии: <...> – начальник отдела по борьбе с картелями, <...> - специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями,

        рассмотрев дело № 027/01/17-1023/2022 по признакам нарушения КГКУ «<..>», ИП <..> пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

        в присутствии на заседании представителей:

        КГКУ «<..>» - <...> (доверенность от 11.08.2022 № 7),

        ИП <..>а О.П. – <...> (доверенность от 30.09.2022),

        СУ СК России по Хабаровскому краю и ЕАО, уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечило,

       руководствуясь статьёй 49 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

       

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Следственное управление по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области) на действия КГКУ «<..>»  (далее – Учреждение) и ИП <..>, выразившиеся в заключении устного соглашения при проведении закупок по приобретению квартир для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Хабаровского края.

Основанием для возбуждения дела послужило обращение Следственного управления по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области с материалами уголовного дела № 12102080024000044, свидетельствующими о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях КГКУ «<..>», ИП <..> при приобретении квартир для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Хабаровского края.

Приказом Хабаровского УФАС России от 29.07.2022 № 325 создана Комиссия по рассмотрению дела № 027/01/17-1023/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в отношении КГКУ «<..>» (ИНН 2721083857, адрес: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76), ИП <..> (ИНН 2724056185, адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира, 12, кв. 9).

        Определением о назначении дела № 027/01/17-1023/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.07.2022 дело №027/01/17-1023/2022 назначено к рассмотрению на 06.09.2022, в качестве ответчиков привлечены КГКУ «<..>», ИП <..>а О.П. по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         В связи с возникновением необходимости получения дополнительных доказательств рассмотрение дела № 027/01/17-1023/2022 откладывалось (определения об отложении рассмотрения дела: от 06.09.2022, от 14.10.2022, от 16.11.2022).

         Необходимые документы (информация) запрошены у ответчиков и в последующем приобщены к материалам дела № 027/01/17-1023/2022. 

        06.12.2022 Комиссией в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции вынесено заключение об обстоятельствах дела, в соответствии с которым Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия КГКУ «<..>» и ИП <..> по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с заключением и реализацией организатором торгов с участником торгов антиконкурентного соглашения.       

         В рамках рассмотрения дела № 027/01/17-1023/2022, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

        Согласно пункту  1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220  (далее - Порядок проведения анализа), по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.

        В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, анализ состояния конкуренции включает: 1. определение временного интервала исследования; 2. определение предмета торгов; 3.  определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

        Анализ состояния конкуренции охватывает временной интервал – период с 2020 по 2021 годы.

        Предмет  проведения закупок - приобретение в собственность Хабаровского края жилых помещений (квартир).

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих закупках – ИП <..>а О.П.

         Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при участии в закупках,  рассматриваемых в рамках дела № 027/01/17-1023/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

         Аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции при проведении закупок  на приобретение в собственность Хабаровского края жилых помещений (квартир) приобщен к материалам настоящего дела.    

        От  представителя ИП <..>ой О. П. поступили пояснения, согласно которым в действиях Учреждения и ИП <..> отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 17  Закона о защите конкуренции, поскольку действия ответчиков соответствовали требованиям законодательства о контрактной системе. Действия по информированию потенциальных участников о планируемых закупках не несут в себе нарушения Закона о защите конкуренции, так как заказчик может организовывать на стадии планирования закупок консультации с поставщиками в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках. Все закупки проходили в строгом соответствии с действующим законодательством, любой желающий мог принять участие в торгах, информация о планируемых закупках предоставлялась всем заинтересованным лицам.

        В целях получения дополнительной информации Хабаровским УФАС России направлены запросы в адрес государственных органов, лиц, участвующих в деле, и иных организаций. Запросы и ответы на них приобщены к материалам дела №027/01/17-1023/2022.       

        Комиссией Хабаровского УФАС России также проведен анализ документов (информации), находящихся в открытом доступе и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

        Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства,  заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, установила, что между  КГКУ «<..>», ИП <..> заключено и реализовано устное антиконкурентное соглашение.

        О заключении и реализации соглашения свидетельствуют следующие документы и информация, имеющиеся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства № 027/01/17-1023/2022.

          Согласно государственной программе Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 № 205-пр, министерством имущественных отношений Хабаровского края, как соисполнителем данной программы на 2013-2024 г.г., за счет бюджетных средств осуществляется приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов.

        Реализация указанной программы связана с нормой статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ)  согласно которой  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,  органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), согласно которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Реализация положений Закона № 159-ФЗ и Закона № 181-ФЗ предусматривает приобретение жилья для граждан на вторичном рынке путем организации и проведения торгов в соответствии с требованиями федерального законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ) и Закона о защите конкуренции и иными нормативно-правовыми актами.

КГКУ «<..>» (далее – Учреждение) в соответствии с уставом, утвержденным распоряжением министерства имущественных отношений Хабаровского края от 14.03.2019 № 366, создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий  Министерства имущественных отношений Хабаровского края, в том числе осуществлением закупок товаров, работ, услуг   для обеспечения государственных нужд Хабаровского края и Учреждения за счет средств краевого бюджета. Целями деятельности Учреждения являются оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение отдельных государственных функций в целях обеспечения реализации государственных программ Хабаровского края и обеспечения жилыми помещениями и земельными участками отдельных категорий граждан.

Согласно распоряжению Губернатора Хабаровского края от 31.12.2017 №775-р Министерству имущественных отношений Хабаровского края запланировано приобрести жилые помещения для детей-сирот в объеме не менее 15 квартир в год.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края в 2020 году план изменен путем увеличения покупки квартир до 80, а затем – до 127 квартир.

В целях реализации указанной государственной программы и плана покупки квартир Учреждением в период 2019-2021 годы заключено 326 контрактов по закупке жилых помещений (квартир) для детей-сирот и инвалидов.

В период 2019-2021 годы Учреждением проведены следующие закупки: №№0322200000320000043, 0122200002520004915, 0322200000320000092, 0122200002520005162, 0122200002520005392, 0322200000320000116, 0322200000320000120, 0322200000320000121, 0122200002520005773, 0322200000320000129, 0322200000320000143, 0322200000320000146, 0322200000320000147, 0122200002520006441, 0122200002520006509, 0122200002520006508, 0322200000321000019, 0122200002521000987, 0122200002521000981, 0122200002521000983, 0122200002521000980, 0322200000321000050 на приобретение   жилых помещений (квартир) для детей-сирот и инвалидов.

22.04.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000043 о проведении запроса предложений в электронной форме на  приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). Начальная максимальная цена контракта (НМЦК)-1 498 070,89руб.

На участие в закупке поступили заявки ИП <..> В.С., ИП <..> Н.В.

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 12.05.2020 с победителем ИП <..> Н.В. 20.05.2020 заключен контракт № 33, цена - 1 455 000руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, Магистральное шоссе, д. 41, корп. 1, кв. 180.

06.08.2020 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №0122200002520004915 о проведении электронного аукциона на  приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 1 498 070,89 руб.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 18.08.2020 с ИП <..> 01.09.2020 заключен контракт № 98, цена - 1 486 298,33 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, Магистральное шоссе, д. 41, корп. 2, кв. 10.

07.08.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000092 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 2 440 088,00 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 20.08.2020 с ИП <..> 01.09.2020 заключен контракт № 103, цена контракта - 2 440 088,00 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, ул. Связная, 8, кв. 11.

20.08.2020  Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002520005162 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 1 940 000,00 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и  социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 10.09.2020 с ИП <..> 14.09.2020 заключен контракт № 107, цена контракта - 1 759 427,06 руб., на приобретение  квартиры по адресу – с. Мирное Хабаровского района, ул. Клубная, 20, кв. 3.

31.08.2020 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002520005392 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 1 233 333,33 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и  социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 08.09.2020 с ИП <..> 21.09.2020 заключен контракт № 110, цена контракта - 1 210008,03 руб., на приобретение  квартиры по адресу – с. Троицкое, Нанайский район, ул. Имени В.А. Пушникова, 3, кв. 16.

23.09.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000116 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 2 988 191,60 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 06.10.2020 с ИП <..> 14.10.2020 заключен контракт б/н, цена контракта - 2 843 601,76 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, ул. Кубяка, 5, кв. 40.

23.09.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000120 о проведении запроса предложений в электронной форме  на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 2 545 600,00 руб.

На участие в закупке поступили заявки Короткова Н.А., ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 08.10.2020 с ИП <..> 16.10.2020 заключен контракт № 133, цена контракта - 2 540 600 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, пер. Шмаковский, 2, кв. 107.

23.09.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000121 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 2 545 600,00 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 13.10.2020 с ИП <..> 21.10.2020 заключен контракт № 143, цена контракта - 2 545 600 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, ул. Аэродромная, 13, кв. 38.

24.09.2020  Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002520005773  о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 1 498 070,89 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 07.10.2020 с ИП <..> 19.10.2020 заключен контракт № 129, цена - 1 490 580,53 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Лазо, 110, корп. 3, кв. 53.

06.10.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000129 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК- 2 988 191,60 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 27.10.2020 с ИП <..> 05.11.2020 заключен контракт № 164, цена контракта - 2 891 798,40 руб.,  на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, ул. Калараша, 28, кв. 47.

22.10.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000143 о проведении запроса предложений в электронной форме  на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 2 545 600 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 06.11.2020 с ИП <..> 16.11.2020 заключен контракт № 172, цена контракта - 2 545 600 руб.,  на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, ул. Связная, 8, кв. 7.

23.10.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000146 о проведении запроса предложений в электронной форме  на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 2 988 191,60 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 10.11.2020 с ИП <..> 18.11.2020 заключен контракт № 182, цена контракта - 2 939 995,04 руб.,  на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, ул. Юности, 15, кв. 1.

23.10.2020 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000320000147 о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 2 545 600,00 руб.

На участие в закупке поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 17.11.2020 с ИП <..> 25.11.2020 заключен контракт № 192, цена контракта - 2 545 600 руб.,  на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, ул. Клубная, 14, кв. 41.

14. 29.10.2020  Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002520006441  о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК - 1 498 070,89 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 06.11.2020 с ИП <..> 17.11.2020 заключен контракт № 180, цена контракта - 1 471 582,50 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Щорса, 82, кв. 24.

02.11.2020  Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002520006509 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 994 000,00 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и  социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 11.11.2020 с ИП <..> 23.11.2020 заключен контракт № 185, цена контракта - 994 000 руб., на приобретение  квартиры по адресу – пос. Хор района им. Лазо Хабаровского края, ул. Менделеева, 8, кв. 52.

02.11.2020 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002520006508 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 1 233 333,33 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и  социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 11.11.2020 с ИП <..> 23.11.2020 заключен контракт № 187, цена контракта - 1 233 333,33 руб., на приобретение  квартиры по адресу – с. Троицкое, Нанайский район, ул. Максима Пассара, 47, кв. 1.

03.03.2021 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000321000019  о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 1 520 133,51 руб.

На участие в аукционе поступили заявки  ИП <..> Н.В., ИП <..> В.С.

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 17.03.2021 с ИП <..> Н.В. 25.03.2021 заключен контракт № 14, цена контракта - 1 510 133,51 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Щорса, 83, кв. 4.

05.03.2021  Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002521000987 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 1 520 133,51 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и  социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 15.03.2021 с ИП <..> 26.03.2021 заключен контракт № 9, цена контракта - 1 500 262,61 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Победы, 38, кв. 60.

05.03.2021  Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002521000981 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 1 520 133,51 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и  социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила единственная заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 15.03.2021 с ИП <..> 26.03.2021 заключен контракт № 10, цена контракта - 1 500 262,61 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, Аллея Труда, 52, кв. 56.

05.03.2021 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002521000983 о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК-1 520 133,51руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступила заявка ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 15.03.2021 с ИП <..> 26.03.2021 заключен контракт № 8, цена контракта - 1 500 262,61 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Орехова, 49, корп. 2, кв. 3.

05.03.2021 Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0122200002521000980  о проведении электронного аукциона на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 1 520 133,51 руб.

Закупка проведена для субъектов малого предпринимательства и  социально ориентированных некоммерческих организаций.

На участие в аукционе поступили заявки  ИП <..>, ИП <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 18.03.2021 с ИП <..> Н.В. 29.03.2021 заключен контракт № 16, цена контракта - 1 482130,16 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Магистральное шоссе, 49, корп. 3, кв. 130.

11.05.2021 Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0322200000321000050  о проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры). НМЦК – 3527638,32 руб.

На участие в аукционе поступили заявки  ИП <..>, <..>

В соответствии с протоколом подведения итогов  от 26.05.2021 с ИП <..> 11.05.2021 заключен контракт № 43, цена контракта – 3350000,00 руб., на приобретение  квартиры по адресу – г. Хабаровск, ул. Бондаря, 19, кв. 40.

Победителем в указанных запросах предложений и электронных аукционах определены ИП <..>а О.П. и ИП <..>.(в интересах ИП <..>): подавшая единственную заявку на участие в запросе предложений и электронных аукционах  №№ 0122200002520004915, 0322200000320000092, 0122200002520005162, 0122200002520005392, 0322200000320000116, 0322200000320000121, 0122200002520005773, 0322200000320000129, 0322200000320000143, 0322200000320000146, 0322200000320000147, 0122200002520006441, 0122200002520006509, 0122200002520006508, 0122200002521000987, 0122200002521000981, 0122200002521000983;

- признанная победителем в электронных аукционах №№ 0322200000320000043, 0322200000320000120, 0322200000321000019, 0122200002521000980, 0322200000321000050.

        К материалам настоящего дела приобщены копии материалов уголовного дела № 12102080024000044, представленные СУ СК России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

        Из анализа копий материалов уголовного дела № 12102080024000044 -протоколов допросов участников уголовного судопроизводства, в том числе <..>, свидетелей <..> Е.А., Болмат К.В., Свиридовой К.С., протоколов осмотра документов, протоколов дополнительного осмотра предметов, переписки ответчиков  и иных документов, установлено, что Учреждением  в целях обеспечения победы в закупках создавались преимущественные условия для участия в торгах ИП <..>

         В период с 19.07.2019 по 01.01.2022 должность директора КГКУ «<..>» занимал <..>

         Начальником отдела  государственных закупок Учреждения являлась <..> О.Е.

         В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела государственных закупок КГКУ «<..>», утвержденной директором КГКУ «<..>» 01.01.2020, начальник отдела подчиняется непосредственно директору Учреждения (п. 1.3).

         Представители Учреждения (<..> О.Е., <..>) до размещения извещений о проведении закупок посредством телефонных переговоров и переписки с ИП <..> и ее представителями в целях обеспечения победы в закупочных процедурах предоставляли ей информацию о потребности приобретения жилых помещений в различных населенных пунктах Хабаровского края, местоположении и характеристиках планируемых к приобретению квартир (допустимый год постройки дома, его этажность, допустимая минимальная площадь квартир), начальной (максимальной) цене контрактов,  границах районов улиц в городе Хабаровске, где Учреждением планируются к приобретению жилые помещения, корректировали и согласовывали стоимость представляемых квартир, закупочную документацию, а также сроки размещения извещений о проведении закупочных процедур, тем самым ограничивая участие иных субъектов в проведении указанных закупок. 

       Также из анализа материалов следует, что ИП <..>а О.П. принимала участие в подготовке закупочной документации путем переписки по мессенджерам  и телефонных переговоров с представителями Учреждения, что противоречит требованиям закона.

        Данные действия подтверждаются перепиской между директором Учреждения и ИП <..>, в которой ИП <..>а О.П. просит <..>а А.С. объявить закупочные процедуры до определенного времени и по приобретению квартиры в определенном населенном пункте (стр.7, 15 протокола); объявить закупочные процедуры, при этом ИП <..>а О.П. выбирает способ закупки (запрос предложений в электронной форме или электронный аукцион) и специальные требования  - для субъектов малого предпринимательства (стр. 7,13 протокола); сообщать о количестве участников в закупочных процедурах, по которым ИП <..>а О.П. направляет номера закупок <..>у А.С. (стр. 16, 17-20, 25, 26 протокола), при этом <..> делился с ней секретной информацией об увеличении плана - до 150 квартир (стр. 32 протокола дополнительного осмотра предметов от 12.12.2021).

          Начальник отдела государственных закупок Учреждения <..> О.Е.  сообщала ИП <..> о размещении на электронной площадке извещений о проведении закупочных процедур по приобретению в г. Комсомольске-на-Амуре  квартир площадью не менее 30 кв.м., расположенных в многоквартирных домах не ранее 1962 года постройки.

        Помимо этого <..> О.Е. сообщала представителю <..> - <..> Е.А. о том, что в техническую часть закупок жилых помещений в городе Хабаровске будут внесены изменения, а именно: с июня 2020 года устанавливаются новые требования к году постройки многоквартирных домов - не позднее 1962 года, а также сообщила границы районов города Хабаровска, где Учреждением планируются к приобретению жилые помещения, при этом направила <..> Е.А. карты с границами улиц.

         В материалы дела представлена копия протокола допроса свидетеля от 14.12.2021 <..> Е.А., согласно которому <..>а О.П. «просила ее найти жилое помещение в определенном районе города  Хабаровска, при этом указывала максимальную цену покупки, допустимый год постройки дома, минимальную площадь жилого помещения. …Когда <..>а О.П. в очередной раз давала мне задание найти квартиру, она сообщила мне, что подробности я могу уточнять  у <..> О.Е., то есть спрашивать у нее,  подходит для Учреждения та или иная квартира, или нет. Когда я находила квартиры, которые были интересны по цене, я скидывала их адреса <..> О.Е., которая мне сообщала, подходят ли данные квартиры (а именно их расположение) для реализации их Учреждению или нет. В том случае, если квартиры подходили, я сообщала об этом <..>, которая согласовывала или не согласовывала их покупку…. Также в ходе общения <..> О.Е. несколько раз сообщала мне о том, что Учреждению необходимы квартиры в том или ином населенном пункте, при этом сообщала мне минимальный год постройки, иногда называла НМЦК, допустимую этажность, допустимую площадь квартиры …При получении данной информация передавала ее <..>,  которая говорила, надо ли данную информацию использовать для поиска квартир и сообщала мне о необходимости подборки квартир по данным характеристикам. Я в свою очередь использовала данную информацию для поиска и приобретения квартир на <..>у О.П.. в связи с этим …я поняла, что в некоторых случаях я искала квартиры именно для Учреждения. …Иногда сама <..> мне сообщала, что сведения о той или иной необходимости квартиры она направляла не только мне, но и <..> … Количество квартир мной было приобретено на имя <..>, сказать не могу, так как их было много. Квартиры я приобретала на территории г. Хабаровска, п. Хор, с. Некрасовка, с. Мирное, с.Тополево.»

          Координация действий при покупке квартир также подтверждается сообщениями от <..> в адрес Учреждения: «Какие адреса подходят 1) ул. Краснодарская 31б, 2/3, 29м; 2) квартал ДОС 35, 4/5, 29м; 3) пер. Машинистов 6,  1/5, 30м; 4)ул. Халтурина 30а, 1/6, 32,9м; 5) пр. Локомотивный 6, 1/5, 30,8м; ул. Суворова 10а, 1/5, 30м.», с вопросом, какие адреса подходят (08.04.2020).

         Ответ пользователя – «посмотрю по адресам и годам….. Локомотивная и Машинистов не подходят по границам. Остальные по годам и границам подходят» (протокол осмотра  документов от 12.08.2021 (мобильный телефон, изъятый в Учреждении)).

       Аналогичные вопросы от <..> по адресам, по году постройки и границам улиц поступали 24.04.2020, 29.04.2020, 11.05.2020, 12.05.2020, 25.05.2020, 02.06.2020, 15.07.2020, 22.07.2020, 02.09.2020, 08.09.2020, 10.09.2020, что подтверждается материалами дела.   

         В ходе переписок ИП <..>а О.П. также направляла <..> О.Е. в различное время адреса квартир, с вопросом подходят ли данные квартиры для реализации Учреждению, сроках опубликования закупочных процедур.

          В декабре 2020 году директор Учреждения <..>  сообщил ИП <..> о планах для Учреждения по закупке квартир на 2021 год - 80 квартир, но план может быть увеличен до 174 квартир (стр. 46 протокола дополнительного осмотра предметов от 12.12.2021).

        Своими  действиями Учреждение предоставило возможность ИП <..> использовать полученную информацию для заблаговременного поиска на вторичном рынке жилых помещений и приобретения их в собственность.

        Предоставление данной информации ИП <..>, обеспечивало ей необоснованное преимущество как поставщику жилых помещений, устраняя конкуренцию со стороны других потенциальных поставщиков, искусственно создавая условия для её победы в закупочной процедуре и исключая возможность заключения таких контрактов с другими поставщиками. При этом, указанная информация предоставлялась <..>, в том числе, до опубликования на электронной площадке извещений о проведении закупочных процедур, то есть до того момента, когда эта информация становилась известной иным добросовестным участникам закупок.

          В части корректировки закупочной документации установлено, что при проведении электронного аукциона № 0122200002520006508 изменена техническая часть закупочной документации.

       Согласно Приложению № 1 к Распоряжению Учреждения от 18.08.2020 № 28 общая площадь жилых помещений (квартир) в с. Троицкое должно составлять от 40,0 до 48, 0 кв.м.

         ИП <..>а О.П. сообщает <..> О.Е., что предлагаемая ею  квартира не соответствует технической части закупки, так как её площадь составляет 39,7 кв.м.

         Распоряжением Учреждения от 28.09.2020 № 41 Технической частью закупочной документации установлена общая площадь жилого помещения (квартиры) – не менее 37,0 и не более 48,0 кв.м., в связи с чем ИП <..>а смогла подать заявку на участие в закупки и признана победителем.

          Также в сообщениях от 10.09.2020 ИП <..>а О.П. спрашивает у <..> О.Е., подойдет ли квартира с маленькой ванной в виде душа и обязательно ли наличие ванны длиной 1,5 метра. <..> О.Е. ей сообщила, что должна быть ванна именно длиной 1,5 метра, что может служить подтверждением, что еще в сентябре 2020 года ИП <..>а О.П. знала, что наличие ванны длиной не менее 1,5 метра является обязательным условием закупки. Однако, несмотря на это, подала заявку на участие в закупке с квартирой по ул. Связной г. Хабаровска, которая не соответствовала требованиям. В указанной закупке она также признана победителем, несмотря на отсутствие ванны и наличие душевой кабины.

           Таким образом, представители Учреждения имели возможность при необходимости изменять документацию о закупке для приведения её в соответствие с характеристиками жилого помещения, которое ИП <..>а О.П. приобретала в свою собственность, для создания ей возможности участвовать в закупочных процедурах; с этой же целью содействовали в изготовлении технических планов и технических паспортов жилых помещений, площадь которых ниже установленных в технической документации к закупке параметров до требуемых размеров, обеспечивали ей лояльность при проведении приемки жилых помещений.

       В сообщениях от 08.10.2020 Каминский А.Г. сообщает <..>, что по г. Николаевску-на-Амуре, будет заключен второй агентский договор на реализацию квартиры Учреждению и просит её узнать у сотрудников Учреждения, можно ли будет выбрать способом закупки запрос предложений в электронной форме, в ином случае они не смогут продать квартиры (стр. 39,42 протокола дополнительного осмотра предметов от 06.04.2022), что подтверждает умышленный выбор Учреждением способа закупки для получения преимущества определенным хозяйствующим субъектом.

         В сообщениях за 05.11.2020 Каминский А.Г. сообщил <..> о том, что в ходе закупочных процедур для субъектов малого предпринимательства может податься любое физическое лицо (стр. 42 протокола).

      Таким образом, ИП <..>а О.П., обращаясь к директору Учреждения с просьбой о проведении закупок для субъектов малого предпринимательства, знала о получении преимуществ, что доказывает ее участие и признание победителем в 10 аукционах, проведенных для субъектов малого предпринимательства.

         Согласно сведениям, представленным <..> О.Е., проведение закупочных процедур выглядит следующим образом. <..> дает ей указание подготовить распоряжение на размещение процедур с указанием населенного пункта и способа закупки. Способа закупки два: запрос предложений в электронной форме и электронный аукцион. Способ закупки <..> всегда выбирал сам, чем он руководствовался при выборе, ей не известно. В этот же период времени, она производит расчет начальных (максимальных) цен контрактов и технической части по тем жилым помещениям, которые отражены в плане-графике первоначально. Также подготавливается проект технической части закупки, который является типовым, но иногда в него вносятся изменения. Техническая часть в разных районах и населенных пунктах Хабаровского края отличалась между собой только требованиями к месторасположению объекта закупки и к минимальной площади жилого помещения. Если способом закупки являлся электронный аукцион, то заявка на закупку направлялась в комитет государственного заказа для проверки и опубликования на электронной площадке. В случае, если в качестве способа закупки выбран запрос предложений в электронной форме, документы оставались в Учреждении, где сотрудниками производилось размещение в ЕИС документов о закупке. В течении 5 рабочих дней производится прием заявок. По окончанию срока подачи заявок производится их рассмотрение. Рассмотрение заявок производится в течении 1 суток после окончания приема заявок. В случае соответствия заявок, участники признаются соответствующими требованиям документации, и процедура продолжается. В течении следующих суток сотрудниками отдела, в том числе им, на торговую площадку выгружается протокол рассмотрения заявок, с указанием, соответствия участника требования закупки и произведенным расчетом баллов. Участники закупки не видят данный протокол, до момента окончания подачи окончательны предложений, но видят выписку, в которой указано лучшее предложение по цене и площади. Далее согласно законодательству, у участников закупки имеются сутки для подачи окончательного ценового предложения. С учетом подачи окончательных заявок комиссией производится повторный подсчет баллов, с целью выявления победителя закупки. Победителем признается участник, подавший лучшее окончательное предложение (лучшее по сумме баллов). При этом директор Учреждения имеет доступ в личный кабинет и видит, какие закупочные процедуры размещены Учреждением, а также количество поданных заявок (протокол дополнительного допроса от 02.11.2021).

          В нарушение требований к закупочной процедуре директор Учреждения сообщал ИП <..> сведения о количестве участников закупок (сообщение от 15.09.2020), текущем положении её заявки относительно иных участников закупки, площадях квартир, заявленных другими участниками, корректировал снижение цены заявленного ею предложения (стр. 24, 28 протокола), сообщал сведения о сроках размещения извещения о проведении торгов (стр. 15 протокола осмотра), способствующие ИП <..> одерживать победу в проводимых закупочных процедурах.

       Между представителями Учреждения и ИП <..> существовали тесные финансово-хозяйственные отношения, что подтверждается <..> Н.В. (протокол дополнительного допроса свидетеля от 20.05.2022), перепиской <..>      

        Довод представителя предпринимателя о необходимости проведения консультаций с потенциальными поставщиками не может быть принят  в силу следующего.

         Правоотношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных нужд регулируются Федеральным законом от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе). В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры). Под аукционом в силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Частью 1 статьи 83 (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ) установлено, что под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

         Комиссия, проанализировав указанные нормы законодательства о контрактной системе, пришла к выводу о том, что аукцион и запрос предложений проводятся в определенных законом случаях и являются конкурентным способом определения поставщика. Из изложенного следует, что при проведении аукционов и запросов предложений в электронной форме должен соблюдаться принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, в том числе создание равных условий участия в закупках, недопустимость совершения действий, направленных на ограничение конкуренции. Кроме того, в развитие указанного принципа действующим законодательством предусмотрен запрет на проведение переговоров с участником закупки. Так, согласно части 1 статьи 46 Закона о контрактной системе проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.          

         Согласно пункту 6 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе контрактная служба, контрактный управляющий, в числе прочего, организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также в порядке части 6 статьи 5  Закона о контрактной системе  предусмотрено направление запросов потенциальными участниками закупок о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.

         Из положения пункта 6 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе   следует, что консультации предусмотрены в целях изучения состояния  конкурентной среды. Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства следует, что Учреждением консультации давались иного рода и определенному лицу, что противоречит требованиям закона.         

          Одним из видов антиконкурентных соглашений является соглашение между заказчиком и участниками торгов, под которым понимаются любые договоренности между указанными субъектами как в устной, так и в письменной форме, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для отдельных участников торгов.

         Антиконкурентное соглашение между заказчиком и участниками торгов запрещено действующим законодательством и квалифицируется по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         Предоставление сведений <..> О.Е., действующей в качестве сотрудника КГКУ «<..>», напрямую приводят к ограничению конкуренции, путем предоставления указанных сведений и информации, заранее определенному (конкретному) лицу.

         Предоставление указанной информации, даже в тот период времени, когда принятие заявок участников закупки еще не началось, обеспечивает возможность лицу, получившему вышеуказанные сведения, планировать свою стратегию участия в торгах, в том числе путем заблаговременного приобретения необходимой квартиры для участия в торгах.

          Кроме того, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что в соответствии с Законом о контрактной системе сроки на подачу заявки на участие в конкурсе (аукционе) составляют ограниченный временный промежуток, требуют от участников закупки регистрации на электронной торговой площадке и в Единой информационной системе в сфере закупок, направления документов определенным способом, в том числе указание характеристик и сведений в составе заявки, необходимых заказчику для принятия решения о соответствии предлагаемого товара его требованиям. При этом такие характеристики и требования заказчика становятся известными неопределенному кругу лиц в лице возможных участников закупки только в момент размещения извещения о закупке и начала процедуры подачи заявок.

        Таким образом, информацию, которую предоставляла <..> О.Е., необходимо предоставлять всем участникам закупки (путем размещения публично), либо не предоставлять никому.

         Выводы о создании преимущественных условий для участия в торгах ИП <..> следуют также из протоколов допросов свидетелей - Евдокова Ф.В., Храмова П.В., Романькова А.С., Караченкова Д.Л., Короткова Н.А., участвовавшихв торгах наряду с ИП <..>, согласно которым информация о необходимом количестве квартир Учреждению им не сообщалась, планы по приобретению жилых помещений Учреждением не менялись, техническая часть закупки не изменялась, информация об иных участниках закупки либо предмете закупки не предоставлялась.

         Также при проведении указанных закупок следует учитывать, что сроки подготовки документов к аукциону не позволяли подготовить заявку на участие с пакетом документов за короткий срок, а именно: осуществить поиск квартиры, отвечающей требованиям технического задания к закупке, собрать и подготовить полный пакет документов для участия в закупке.

        Таким образом, из анализа материалов, представленных Следственным управлением по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, следует, что  Учреждением при подготовке и проведении закупок совершены следующие действия: корректировка технического задания закупочной документации для создания преимущественных условий определенному участнику, изменение сроков размещения извещений о проведении закупочных процедур, заключение контрактов с участником, который предлагал жилые помещения, не соответствующие требованиям  закупочной документации.       

         О создании преимущественных условий ИП <..> свидетельствуют также документы, представленные в материалы дела, а именно сведения о заключенных Департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска контрактов по приобретению квартир для переселенцев из аварийного жилья в 2020-2021 годах. За 2020 год приобретено 93 квартиры, из которых только 6 поставлено <..> и <..> Н.В., что свидетельствует о прозрачности проведенных закупок.

          Согласно сведениям о заключенных Учреждением контрактов по приобретению квартир для детей-сирот: в 2019 году приобретено 74 квартиры, 62 из которых поставлено ИП <..> (Гальченко О.П.) и <..> Н.В.;  в 2020 году приобретено 158 квартир, из которых 88 поставлено ИП <..> и ИП <..> Н.В.; в 2021 году приобретено 79 квартир, 21 из которых поставлены  ИП <..> и ИП <..> Н.В.; в 2022 году Учреждением приобретено 94 квартиры, при этом указанными лицами не поставлено ни одной.         

       Материалы дела свидетельствуют о том, что действия ответчиков имели направленность на обеспечение победы в торгах именно ИП <..> Имеющиеся материалы не позволяют сделать вывод о том, что заказчиком обеспечены равные условия участия в торгах для всех субъектов рынка.

          Материалами дела подтверждается, что ИП <..>а О.П. до опубликования в ЕИС для неопределенного круга лиц извещений о проведении закупок и закупочных документаций  заблаговременно обладала информацией об их проведении, совместно с заказчиком торгов планировала проведение данных закупок. Предприниматель заранее имела возможность начать подготовку к торгам, подготовку заявок на участие в закупках, планировать свою финансово-хозяйственную деятельность.

          С учетом изложенного, в силу вышеуказанных обстоятельств Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что  ИП <..>а О.П. в сравнении с другими потенциальными участниками торгов, имела преимущественные условия участия в них в результате договоренностей, достигнутых с представителями Учреждения. При этом действия ответчиков также создали угрозу ограничения конкуренции на торгах. Материалами дела подтверждается причинно-следственная связь между действиями ответчиков и негативными последствиями при проведении рассматриваемых закупочных процедур.       

         Кроме того, факт вменяемого нарушения признан Учреждением согласно  отзыву на заключение об обстоятельствах дела № 027/01/17-1023/2022 (исх. от 22.12.2022 № 1575). 

         Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.

        В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

        При этом под соглашениями между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции понимаются любые договоренности между указанными субъектами как в устной, так и в письменной форме, приводящие либо которые могут привести к ограничению конкуренции.

        В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены запреты на осуществление организатором обязательных процедур, конкурентных закупок или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, включая запреты на координацию деятельности участников, создание преимущественных условий участия для отдельных ее участников (в том числе посредством открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя.

       Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

        Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

       Также следует учитывать совокупность имеющихся в материалах дела №027/01/17-1023/2022 доказательств, в частности:

       1) включения в закупочную документацию требований (местоположение, год постройки, этажность), которые могли привести к ограничению конкуренции при проведении торгов;

         2) взаимодействия Учреждения и ИП <..> и ее представителями (выраженного во встречах, телефонных разговорах) по вопросам сроков размещения извещений о проведении закупок, координации ценовых предложений, информации о границах, в которых осуществляется закупка жилых помещений, год постройки дома;

         3) нарушение порядка осуществления закупок, в том числе формирование документации;

         4) квартиры, не соответствующие заявленным характеристикам по площади, которые ни при каких обстоятельствах не могли быть приобретены Учреждением в рамках проведенных закупок;

         5) допуск Учреждением к участию в закупах заявок ИП <..>, хотя должностные лица Учреждения знали, что предлагаемые жилые помещения  не в полной мере соответствуют требованиям закупочной документации;

         6) материалов, полученных от Следственного управления по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

         Соглашение между  Учреждением и ИП <..> создало преимущественные условия для предпринимателя при осуществлении им предпринимательской деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, ограничив доступ к участию в закупочных процедурах иным участникам, а также неопределенному кругу лиц, осуществляющему предпринимательскую деятельность на данном товарном рынке и извлечение последним прибыли, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части  1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         Квалификация действий сторон основывается на достижении между ними соглашения (устной договоренности), которое имело своей целью ограничение конкуренции, либо могло привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для определенного хозяйствующего субъекта.

         Цель заключения соглашения - обеспечение заключения контракта с определенным хозяйствующим субъектом, то есть изначальное предоставление (начиная со стадии планирования закупки и подготовки к ее проведению) преимущественных условий участия в торгах ИП <..>   

          Действия Учреждения  по созданию преимущественных условий участия в торгах для ИП <..> подтверждаются приведенным поведением участников торгов, а также результатами торгов.

         Комиссией проанализированы письменные пояснения, представленные Учреждением и ИП <..> в материалы дела, и данные в ходе заседаний Комиссии устные пояснения представителей ответчиков и лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах. Согласно позиции Учреждения, озвученной ранее на заседаниях Комиссии, в действиях предпринимателя отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку взаимодействие с ИП <..> при организации и проведении закупочных процедур не привело к последствиям в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

        В связи с тем, что ИП <..>а О.П. в большинстве закупок являлась единственным участником закупок, по мнению предпринимателя, последствия в виде устранения и ограничения конкуренции отсутствуют, о чем представитель ответчика также указал на заседаниях Комиссии. В ходе рассмотрения дела в заседании Комиссии представители Учреждения и предпринимателя, а также <..>, занимавшая в период проведения спорных закупок должность начальника отдела государственных закупок Учреждения, дали устные пояснения, касающиеся обстоятельств дела, подтвердив факт взаимодействия с ИП <..> и ее представителями  при подготовке к закупочным процедурам, указав на факт отсутствия в результате взаимодействия негативных для конкуренции последствий.

       Таким образом, проанализировав вышеуказанные пояснения, Комиссия пришла к выводу о том, что все лица подтвердили факт взаимодействия между ответчиками при подготовке  к закупочным процедурам, однако указали на отсутствие в результате такого взаимодействия запрещенных антимонопольным законодательством последствий. Однако Комиссия не соглашается с данной позицией, поскольку, исходя из правовой сути действующего антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе, в случае принятия решения о проведении конкурентной закупочной процедуры заказчик обязан соблюдать принцип обеспечения конкуренции и создать равные условия для участия в такой процедуре для любого участника рынка.

        Материалами дела подтверждается, что договоренности между ответчиками могли привести к ограничению конкуренции и привели к созданию преимущественных условий участия в торгах ИП <..> Комиссия отмечает, что из содержания представленной в материалы дела переписки и переговоров усматривается, что взаимодействие между ответчиками не ограничивалось вопросами к форме закупки, категории участников, требованиями к предмету закупки, как указывает в своих пояснениях представитель предпринимателя.

          Совокупность имеющихся доказательств подтверждает, что взаимодействие между ответчиками вышло за пределы допустимого действующим законодательством, что подтверждается отклонением от установленного Законом о контрактной системе  порядка осуществления закупок.

          Из данной переписки также следует, что она не может быть интерпретирована как консультирование и разъяснение обстоятельств, связанных со спецификой деятельности Учреждения. Комиссия считает необходимым отметить, что организация консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях контрактных управляющих предусмотрены положениями части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе.

          Вместе с тем, характер взаимодействия между заказчиком и участником торгов в виде переписки, а также содержание имеющейся в материалах дела переписки, проанализированной выше, нельзя признать консультациями в понимании части 4 статьи 38 Закона №44-ФЗ.

          Действия по обмену информацией между заказчиком и участником торгов не были направлены на консультирование, а осуществлялись в целях реализации единого интереса, создания преимуществ для ИП <..> при участии в закупочных процедурах и устранения возможных конкурентов от участия в торгах в целях минимизации рисков навязывания с их стороны конкурентной борьбы предпринимателю.

          Факт того, что ИП <..>а О.П. в большинстве закупок являлась единственным участником конкурсных процедур, сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии последствий, запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Действующим законодательством не установлено, что в случае, если на участие в торгах подана единственная заявка, действия заказчика и участника торгов не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ими пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

          Довод Учреждения о невозможности использования материалов уголовного дела, представленных СУ СК по Хабаровскому краю и ЕАО, в связи с тем, что они не могут служить доказательством, отклоняется в силу следующего.

        В соответствии с положениями части 1 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела. В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 3 статьи 45.1).

        Письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом (часть 4 статьи 45.1).

        Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России полагает, что в силу положений статьи 45.1 Закона о защите конкуренции материалы и сведения, полученные от правоохранительных органов, могут являться доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

        Комиссия Хабаровского УФАС России признает правомерным использование антимонопольным органом материалов уголовного дела, учитывая наличие заключенного между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой соглашения от 03.10.2013 № 208-796-12/09-45 о взаимодействии. Получение антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства материалов уголовного дела и использование содержащихся в них сведений не противоречит закону.

        Кроме этого, позиция антимонопольного органа по использованию материалов уголовного дела, несмотря на то, имеется или нет судебный акт по уголовному делу, подтверждается судебными актами, в которых суды принимали в качестве доказательств материалы и сведения, полученные от правоохранительных органов из материалов уголовных дел.

        Согласно пункту 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства подтверждают антиконкурентное соглашение, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут служить и полученные в установленном законом порядке доказательства по уголовным делам, переданные в антимонопольный орган (с учетом положений статьи 161 УПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что материалы (копии материалов) уголовных дел могут использоваться в качестве доказательств по делам о картелях вне зависимости от наличия или отсутствия приговора по уголовному делу, поскольку в рамках производства по антимонопольному делу устанавливается факт наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, а не факт совершения преступления или виновность/невиновность лица в совершении преступления.

         Следовательно, антимонопольные органы вправе получать материалы уголовных дел, в том числе содержащие результаты оперативно-розыскной деятельности.

        Соответственно, полученные в рамках дела № 027/01/17-1023/2022 документы соответствуют положениям статей 39, 45.1 Закона о защите конкуренции и являются доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

         Таким образом, при рассмотрении настоящего дела Комиссия Хабаровского УФАС России вправе использовать в качестве доказательной базы материалы, представленные Следственным управлением по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в рамках уголовного дела № 12102080024000044 в отношении должностных лиц Учреждения и индивидуального предпринимателя.  

         В соответствии с частью 5  статьи 48.1 Закона о защите конкуренции  комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела, лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

        В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела № 027/01/17-1023/2022 Комиссия Хабаровского УФАС России, установив нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчиков, приняла заключение об обстоятельствах дела от 07.12.2022 № ЛР/13019/22.

         Представитель Учреждения в заседании Комиссии пояснил, что в действиях Учреждения имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства при подготовке и проведении закупок, и согласился с выводами антимонопольного органа, изложенными в заключении об обстоятельствах дела от 07.12.2022.

          Представителем ИП <..> представлены дополнительные письменные пояснения, в которых содержатся следующие доводы  - в действиях ответчиков отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку должна касаться конкретных закупочных процедур; информация о планируемых закупках сообщалась и иным потенциальным участникам закупок; действия по информированию потенциальных участников о планируемых закупках не несут в себе нарушения Закона о защите конкуренции, так как в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе заказчик организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках; преимущественных условий для ИП <..> не создавалось.

         На заседании комиссии представитель ИП <..>  поддержал доводы, изложенные в пояснениях к заключению об обстоятельствах дела.

         Комиссия считает указанные доводы необоснованными и противоречащими материалам дела № 027/01/17-1023/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

          Материалами дела подтверждается, что между ответчиками осуществлялась переписка по мессенджерам  и телефонные переговоры. Характер данной переписки не указывает на то, что она велась в рамках пункта 6 части 4 статьи 38 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 38 указанного Федерального закона контрактный управляющий организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

          Вместе с тем, из содержания переписки ответчиков усматривается, что она не касалась определения состояния конкурентной среды на рынке продажи и покупки жилых помещений (квартир) в целях определения наилучших технологий. В рамках указанной переписки представители Учреждения - заказчика конкурентной процедуры - передавали ИП <..> - участнику конкурентного товарного рынка – информацию, которая необходима для участия и победы в закупках. Данные обстоятельства не позволяют Комиссии сделать вывод о допустимости подобного взаимодействия между ответчиками.  <..> О.Е., участвующая в переписке, являлась должностным лицом, ответственным за осуществление закупок, и находилась в подчинении руководителя Учреждения.

          Согласно имеющимся в деле пояснениям, указания о взаимодействии с ИП <..> указанное лицо получило от руководителя Учреждения. Материалами дела подтверждается, что <..> О.Е. вела переписку с предпринимателем и ее представителями как должностное лицо в интересах Учреждения. Имеющиеся материалы не указывают на то, что переписка велась <..> О.Е. в личных интересах, не связанных с ее трудовой деятельностью.

       Совокупность собранных Комиссией доказательств подтверждает, что договоренности, достигнутые между ответчиками, носили антиконкурентный характер и имели своей целью создание преимущественных условий участия в торгах ИП <..>, которая становилась победителем в большинстве закупочных процедур, объявленных Учреждением, имея заблаговременно до размещения извещения о проведении торгов доступ к информации, которая другим участникам рынка становилась известна после опубликования извещения в ЕИС.

          Исходя из изложенного, пояснения, представленные представителем ИП <..>, не опровергают изложенные в заключении об обстоятельствах дела факты.        

       Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле доказательства как в отдельности, так и в своей совокупности, пришла к выводу о том, что поведение ответчиков при проведении закупок было обусловлено антиконкурентным соглашением.

       Доводы представителя предпринимателя о несогласии с вменяемым нарушением фактически не содержат сведений, противоречащих выводам Комиссии, основанным на материалах антимонопольного дела, и изложенным в Заключении об обстоятельствах дела. Комиссия пришла к выводу, что ответчик не представил достаточных доказательств, опровергающих выводы Комиссии о наличии в действиях ИП <..> нарушения антимонопольного законодательства.          

         Кроме того, иные доводы, содержащиеся в пояснении представителя предпринимателя, Комиссия Хабаровского УФАС России также считает необоснованными, что подтверждается материалами дела № 027/01/17-1023/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

        Доход от реализации указанного соглашения составил  43 838 318,89 руб.

       Комиссией Хабаровского УФАС России в рамках рассмотрения дела №027/01/17-1023/2022 установлены фактические и иные обстоятельства, доказывающие факт заключения антиконкурентного соглашения между Учреждением и ИП <..> Все указанные обстоятельства изложены в настоящем решении.

         При указанных обстоятельствах Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии в вышеизложенных действиях Учреждения и ИП <..> нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

         Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

          По результатам рассмотрения дела № 027/01/17-1023/2022 Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи ответчикам предписаний в порядке статьи 23 Закона о защите конкуренции.

         На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, 

 

                                                    РЕШИЛА:

 

1. Признать КГКУ «<..>» (ИНН 2721083857, адрес: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 76), ИП <..>у О.П. (ИНН 2724056185, адрес: г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира, 12, кв. 9) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации устного антиконкурентного соглашения, направленного на создание преимущественных условий для предпринимателя при проведении закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. которое могло привести к ограничению конкуренции. 

         2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения запрещенного соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

        3. Передать материалы дела № 027/01/17-1023/2022 уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

 

<...>

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      <...>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны