Решение №ли/8382/23 решение по жалобе ООО «Авиценна центр» на действия заказчика... от 14 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/134
(027/10/18.1-1194/2023)
09.08.2023 г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>, <...>,
в присутствии представителей от:
- АО «Усть-СреднеканГЭСстрой»: <...> <...>
- ООО «Авиценна центр»: о дате, времени, месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,
рассмотрев жалобу ООО «Авиценна центр», материалы дела №7-11/134 (027/10/18.1-1194/2023),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Авиценна центр» на действия заказчика – АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» при проведении запроса котировок в электронной форме на ОКПД 2 86.21.1 Оказание медицинских услуг (проведения предварительных/периодических медицинских осмотров) в г. Владивосток, в рамках реализации проекта «Реконструкция энергетического производственно-технологического комплекса Владивостокской ТЭЦ-2 с заменой турбоагрегатов ст. №№ 1, 2, 3 и установкой 3 котлоагрегатов по 540 т/ч каждый 1 этап» (Лот №0435-КС ДОХ-2023-УСГС) (извещение №32312503411).
Доводы жалобы Заявителя по существу сводятся к допущенным заказчиком нарушениям при признании победителем закупки ООО «Медицинские осмотры и консультации».
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для принятия Хабаровским УФАС России жалобы ООО «Авиценна центр» к рассмотрению.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
Рассматриваемая закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
06.07.2023 АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32312503411 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора: ОКПД 2 86.21.1 Оказание медицинских услуг (проведения предварительных/периодических медицинских осмотров) в г. Владивосток, в рамках реализации проекта «Реконструкция энергетического производственно-технологического комплекса Владивостокской ТЭЦ-2 с заменой турбоагрегатов ст. №№ 1, 2, 3 и установкой 3 котлоагрегатов по 540 т/ч каждый 1 этап» (Лот №0435-КС ДОХ-2023-УСГС).
Дата начала срока подачи заявок: 20.06.2023.
Дата окончания подачи заявок: 03.07.2023 в 16:00.
Согласно протоколу №261/2 от 07.07.2023 на участие в закупке подано 4 заявки, 3 заявки признаны соответствующими документации о закупке. 1 заявка ООО «МУ «Азбука здоровья» отклонена закупочной комиссией. Победителем признан Участник закупки, занявший 1 (первое) место – ООО «Медицинские осмотры и консультации» (109316, регион 77, г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 11) с ценой заявки 2 108 200,00 руб. без учета НДС.
В соответствии с п. 6.3.1 Положения о закупке юридические лица или предприниматели без образования юридического лица (в том числе все члены коллективного Участника – если Участник является коллективным) должны быть зарегистрированы в установленном порядке, а для видов деятельности, требующих, в соответствии с законодательством Российской Федерации, специальных разрешений и (или) лицензий, наличия членства в саморегулируемых организациях, – обладать специальной правоспособностью.
Заказчик определяет требования к Участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам (п. 6.3.4 Положения о закупке).
В соответствии с п. 3.1.2 документации о закупке чтобы претендовать на победу в закупке и получение права заключить Договор с Заказчиком, Участник самостоятельно или Коллективный участник в целом должен отвечать требованиям, установленным в настоящей Документации о закупке. Требования к Участникам установлены с учетом требований к продукции, являющейся предметом закупки.
В соответствии с п. 4.14.2 документации о закупке победителем закупки признается Участник, заявка которого соответствует требованиям настоящей Документации о закупке и который предложил наиболее низкую цену договора (цену заявки), занявший1 (первое) место в ранжировке заявок.
Приложением 2 к Техническим требованиям документации о закупке установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на выполнение медицинской деятельности с указанием в ней вида работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность:
- Работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)
В соответствии с п. 1, п. 2 Таблицы 1 «Перечень объектов заказчика» Приложения 1 к Документации о закупке определено наименование услуг:
П. 1 - Предварительные медицинские осмотры.
П. 2 - Периодические медицинские осмотры.
В соответствии с п. 1, п. 2 Таблицы 1 «Перечень объектов заказчика» Приложения 1 к Документации о закупке определено место оказания услуг: Приморский край, г. Владивосток.
Пунктом 1.4. проекта договора (Приложение № 2 к документации о закупке) также установлено место оказания Услуг: Приморский край, г. Владивосток.
В соответствии с п. 1.1.1 Таблицы 4 «Требования к качеству услуг» Приложения 1 к Документации о закупке услуги оказываются по месту нахождению Исполнителя в соответствии с адресом(ами), указанным в лицензии, в здании и/или комплексе зданий, расположенных в пределах не более 1,5 (полутора) километров друг от друга.
В соответствии с п. 1.2.2 Таблицы 4 «Требования к качеству услуг» Приложения 1 к Документации о закупке флюорография проводиться по месту Исполнителя.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО «Медицинские осмотры и консультации» представлена выписка из реестра лицензий, с указанием адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности:
- 109316 г. Москва, проспект Волгоградский, д. 11
- 121433, г. Москва, ул. Малая Филевская, д. 2, корпус 1.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» подлежит лицензированию.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ решение о предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в форме приказа (распоряжения) и подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. В приказе (распоряжении) лицензирующего органа о предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 - 8 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В реестре лицензий должны быть указаны следующие сведения: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона, адрес электронной почты, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ в реестр лицензий вносятся изменения в случае изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)») (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852) определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) входят в перечень работ составляющих медицинскую деятельность.
Согласно п. 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 №852 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также соответствующие сведения (документы), предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения.
Выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Согласно п. 4 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее - медицинские организации).
Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.
Вместе с тем, исходя из совокупности указанных нормативно правых актов, оказание услуг по предварительным медицинским осмотрам осуществляется по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности указанному в лицензии.
При этом документацией не предусмотрена возможность оказания услуг мобильными медицинскими бригадами, заявка ООО «Медицинские осмотры и консультации» также не содержит указания на выполнение услуг мобильными медицинскими бригадами, также в заявке выражено согласие на выполнение услуг по месту нахождению Исполнителя в соответствии с адресом(ами), указанным в лицензии.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «Медицинские осмотры и консультации» на момент рассмотрения заявок не соответствовала требованиям документации о закупке в части установленного указанного в лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Допуск заказчиком заявки ООО «Медицинские осмотры и консультации» является предоставлением необоснованного преимущественного положения перед иными участниками, строго соблюдающими требования документации о закупке.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.
В действиях заказчика устанавливается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
Учитывая, что 18.07.2023 между АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» и ООО «Медицинские осмотры и консультации» заключен договор №3.10.1.10.2.2023.0968, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу предписании не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Авиценна центр» на действия заказчика – АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» при проведении запроса котировок в электронной форме на ОКПД 2 86.21.1 Оказание медицинских услуг (проведения предварительных/периодических медицинских осмотров) в г. Владивосток, в рамках реализации проекта «Реконструкция энергетического производственно-технологического комплекса Владивостокской ТЭЦ-2 с заменой турбоагрегатов ст. №№ 1, 2, 3 и установкой 3 котлоагрегатов по 540 т/ч каждый 1 этап» (Лот №0435-КС ДОХ-2023-УСГС) (извещение №32312503411) обоснованной.
2. Признать заказчика - АО «Усть-СреднеканГЭСстрой» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.