Решение б/н Решение по жалобе ООО «ПроектБалтЭнерго» на действия заказчи... от 22 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/20

(027/10/18.1-182/2024)

 

20 февраля 2024 года                                                                                 г.  Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <...>, членов Комиссии: <...>, <...>,

в присутствии представителей:

от АО «ДГК» - <...> (по доверенности от 05.12.2023 №51/345),

от ООО «ПроектБалтЭнерго» - <...>(по доверенности от 03.10.2022),

рассмотрев жалобу ООО «ПроектБалтЭнерго» на действия заказчика - АО «ДГК» при проведении запроса предложений в электронной форме ОКПД2 71.12.11 Разработка и технико-экономическое обоснование замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации Восточной ТЭЦ (извещение №32313126608 от 25.12.2023), материалы дела №7-11/20 (027/10/18.1-182/2024),

                                                                               УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «ПроектБалтЭнерго» на действия заказчика - АО «ДГК» при проведении запроса предложений в электронной форме ОКПД2 71.12.11 Разработка и технико-экономическое обоснование замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации Восточной ТЭЦ (извещение №32313126608 от 25.12.2023).

По мнению подателя жалобы, заказчиком при проведении рассматриваемого запроса предложений в электронной форме нарушен п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках), ч. 2, 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доводы жалобы:

1) заказчиком поставлены в неравные условия участники, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, которые не являются плательщиками НДС, и на общей системе, применяющие НДС;

2) заказчиком при оценки заявки ООО «Холдинг Эрсо» учтены договоры, не соответствующие критериям оценки.

Доводы, изложенные в жалобе, представитель общества в заседании Комиссии поддержал в полном объеме.

Представитель АО «ДГК» не согласен с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав представителей общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Принятие решения по жалобе ООО «ПроектБалтЭнерго» в порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 17:00 20.02.2024.

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о ведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

25.12.2023 АО «ДГК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32313126608 о проведении запроса предложений в электронной форме ОКПД2 71.12.11 Разработка и технико-экономическое обоснование замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации Восточной ТЭЦ.

Дата начала срока подачи заявок – 25.12.2023. Дата окончания срока подачи заявок – 16.01.2024. Дата подведения итогов – 31.01.2024. Начальная (максимальная) цена договора – 8 074 398,67 руб.

1. Приложением №6 «Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок» раздела 13 документации о закупке заказчиком установлен расчет итоговой оценки предпочтительности каждой заявки, успешно прошедшей отборочную стадию (подраздел 4.9), осуществляется по следующим критериям оценки и в соответствии со следующим порядком оценки предпочтительности и сопоставления заявок.

Критерии оценки в структуре:

1. ценовой (стоимостный) частный критерий оценки первого уровня / цена (Значимость критерия оценки - 90% (В1 = 0,90)). Чем меньше цена заявки Участника, тем выше предпочтительность.

                • оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Математическая формула, задающая «функцию ценности»»:
              • 1=ЦЕНАminЦЕНАi×Ш;

 

Оценка предпочтительности заявок осуществляется в едином базисе сопоставления ценовых (стоимостных) предложений, установленном в документации о закупке: без учета НДС.

Шкала оценок от 0 до 5 баллов.

2. неценовой критерий оценки первого уровня / ТЕХначимость критерия оценки - 10% (В2 = 0,10)). Чем больше опыт (до оцениваемого предела), тем выше предпочтительность.

                • оценки предпочтительности по частному критерию по методу «Оценка предпочтительности посредством однозначной числовой шкалы измерений».
                • соответствии с п. 1.2.12 документации о закупке начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 8 074 398,67  руб., без учета НДС. Сведения о начальной (максимальной) цене единицы продукции, необходимые для применения приоритета в соответствии с ПП 925, приведены в разделе 14 (Приложение №7 – Структура НМЦ (в формате Excel). Обоснование НМЦ представлено в разделе 15 (Приложение № 8 к Документации о закупке).

Согласно п. 4.5.6.2 документации о закупке итоговая стоимость заявки (цена Договора) должна включать в себя сумму всех расходов, предусмотренных Техническими требованиями Заказчика и проектом Договора (разделы 8 и 9), а также сумму налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства РФ. При этом сумма НДС (в случае его уплаты) выделяется отдельно и не входит в итоговую стоимость заявки Участника, являющегося плательщиком НДС.

Пунктом 3.1 проекта договора установлено, что цена Договора в соответствии с Расчетом стоимости услуг (Приложение №2 к Договору) является предельной и составляет __________ (_________________) рублей ___ копеек, в том числе НДС 20% в размере _________ (______________) рублей ___ копеек.

Изучив положения проекта договора, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что, несмотря на установленные положения документации о заключении договора без учета НДС, договор будет заключен с учетом предложенной участником закупки цены, увеличенной на размер НДС.

В соответствии с протоколом закупочной комиссии 1-го уровня АО «ДГК» по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора «ОКПД2 71.12.11 Разработка и технико-экономическое обоснование замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации Восточной ТЭЦ», Лот 41039029- ЭКСП ПРОД-2024-ДГК №45 от 31.01.2024 на участие в данном запросе котировок поданы следующие заявки: 1) ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ» цена заявки после переторжки,  руб. без НДС - 7 670 678 руб.; 2) ООО «ЭФ-ТЭК» цена заявки после переторжки, руб. без НДС - 6 000 000 руб.; 3) АО «ХОЛДИНГ ЭРСО» цена заявки после переторжки, руб. без НДС – 3 900 000,00 руб.; 4) ООО «НАУЧНЫЙ ПОДХОД» цена заявки после переторжки,  руб. без НДС - 5 900 000 руб.; 5) ООО «ПРОЕКТБАЛТЭНЕРГО» цена заявки после переторжки,
руб. без НДС – 4 100 000,00 руб.

По критерию оценки 1 «Цена договора» закупочная комиссия присвоила АО «Холдинг Эрсо» максимальное количество баллов – 5, ООО «Проектбалтэнерго» - 4,7561.

Также закупочная комиссия приняла решение о признании Победителем закупки Участника, занявшего 1 (первое) место в ранжировке по степени предпочтительности для Заказчика: АО «ХОЛДИНГ ЭРСО» на условиях: цена заявки не более 3 900 000,00 рублей без учета НДС.

Из положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что налог на добавленную стоимость представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между суммами налога, полученного исходя из стоимости реализованных товаров (услуг), и суммами налога, уплаченного поставщику за данные товары (услуги).

Согласно пункту 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В силу положений пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Согласно статье 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Законом о защите конкуренции и Законом о закупках установлены принципы, устанавливающие равные условия для всех участников закупки. В свою очередь, ранжирование участников торгов по применяемой ими системе налогообложения является неправомерным, так как не находится в сфере гражданско-правовых отношений, а относится к публичной сфере деятельности.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, которые находятся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Системное толкование приведенных положений законодательства о закупках позволяет прийти к выводу о том, что при формулировании условий конкурсной документации заказчиком должны быть сформулированы такие правила оценки предложений, которые позволят обеспечить равенство участников гражданского оборота и единство подхода к оценке ценовых предложений.

Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может, привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Данные требования законодательства согласуются с тем, что предпринимательская деятельность в силу положений статьи 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.

Аналогичные выводы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021.

Также согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 по делу №304-ЭС22-2729 установленный заказчиком при проведении запроса котировок порядок оценки и сопоставления заявок участников, применяющих разные режимы налогообложения, свидетельствует о предоставлении преимуществ при участии в закупке участникам – плательщикам НДС, по сравнению с участниками – не плательщиками НДС и противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Исходя из положений документации о закупке, преимущество в участии в торгах и заключении договора с заказчиком получают участники, применяющие общую систему налогообложения, поскольку к таким участникам закупки заказчиком применяются положения документации о заключении договора с увеличением итоговой цены договора на 20% от цены, предложенной участником закупки в ходе торгов, что также подтвердили представители Заказчика в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России, приведя аналогичные доводы относительно применения положений документации о закупке.

Таким образом, оснований для применения заказчиком различных условий участия в процедуре по отношению к лицам, находящихся  на разных системах налогообложения не имеется. Заказчик, осуществляя закупки, не вправе ставить участников закупки и претендентов на участие в закупке в неравное положение только исходя из отсутствия возможности принять в дальнейшем к вычету названный налог.

Применение вышеуказанного порядка оценки привело к незаконному присвоению АО «Холдинг Эрсо», фактически предложившему цену с учетом НДС больше, чем ООО «Проектбалтэнерго» (находится на упрощенной системе налогообложения) большего балла по критерию №1 «Цена договора», что также привело к созданию преимущественного положения для победителя АО «Холдинг Эрсо», как плательщика НДС, что не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Как следует из письма ФАС России от 22.08.2018 №АД/66562/18 «По вопросу установления требований, к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС» заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы. В действиях заказчика устанавливается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно извещению о проведении запроса предложений объектом закупки является - разработка и технико-экономическое обоснование замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации Восточной ТЭЦ.

Приложением №6 «Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок» раздела 13 закупочной документации заказчиком установлен порядок осуществления оценки по критерию оценки №2: квалификация (предпочтительность) участника, в зависимости от предоставленных в i-ой заявке в «Справке об опыте Участника» с обязательным предоставлением документов - скан – копий договоров, подписанных с обеих сторон (с приложением копий актов сдачи-приемки работ (иных документов, в соответствии с условиями договора, подтверждающих факт выполнения работ), подписанных с обеих сторон, свидетельствующих о выполнении работ в рамках каждого предоставленного договора), подтверждающих наличие опыта выполнения аналогичных профилю закупки работ/услуг (по разработке и технико-экономическому обоснованию замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации объектов), за последние 5 лет, предшествующих дате подачи заявки Участником. При этом учитываются только выполненные Участником договоры (с учетом правопреемственности).

Б2 = 0

Опыт отсутствует

Б2 = 1

более 0% от НМЦ «без учета НДС», но менее 20% от НМЦ «без учета НДС» (включительно)

Б2 = 2

более 20% от НМЦ «без учета НДС», но менее 40% от НМЦ «без учета НДС» (включительно)

Б2 = 3

более 40% от НМЦ «без учета НДС», но менее 60% от НМЦ «без учета НДС» (включительно)

Б2 = 4

более 60% от НМЦ «без учета НДС», но менее 80% от НМЦ «без учета НДС» (включительно)

Б2 = 5

более 80% от НМЦ «без учета НДС» и выше;

Договоры, не соответствующие профилю выполнения аналогичных работ, не оцениваются.   

Шкала оценок от 0 до 5 баллов.

В соответствии с протоколом закупочной комиссии по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора на «ОКПД2 71.12.11 Разработка и технико-экономическое обоснование замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации Восточной ТЭЦ», Лот 41039029-ЭКСП ПРОД-2024-ДГК №43 от 25.01.2024 закупочной комиссией признаны заявки Участников ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ», ООО «ЭФ-ТЭК», АО «ХОЛДИНГ ЭРСО», ООО «НАУЧНЫЙ ПОДХОД», ООО «ПРОЕКТБАЛТЭНЕРГО» удовлетворяющими по существу условиям Документации о закупке и принять их к дальнейшему рассмотрению.

Также закупочная комиссия утвердила предварительный расчет баллов по результатам оценки заявок, признанных соответствующими условиям Документации о закупке:

Критерий оценки (подкритерий)

Весовой коэффициент значимости

Количество баллов, присужденных заявке по каждому критерию / подкритерию
(без учета весового коэффициента значимости)

Критерия

Подкритерия

ООО «ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

ООО «ЭФ-ТЭК»

АО «ХОЛДИНГ ЭРСО»

ООО «НАУЧНЫЙ ПОДХОД»

ООО «ПРОЕКТБАЛТЭНЕРГО»

Критерий оценки 1:

Цена договора

90 %

-//-

4,0674

4,3944

5

3,9000

4,4571

Критерий оценки 2: Квалификация (предпочтительность) участника

10 %

-//-

5

5

4

0

5

Итоговый балл заявки
(с учетом весовых коэффициентов значимости)

4,1607

4,4550

4,9000

3,5100

4,5114

Из заявки победителя закупки АО «Холдинг Эрсо» следует, что в подтверждение опыта выполнения аналогичных работ обществом представлены на оценку заказчиком, в том числе следующие договоры и документы, которые в свою очередь приняты заказчиком АО «ДГК» к оценке, как соответствующие требованиям закупочной документации:

1) договор подряда №2333ВОЛ1-СВМ от 11.10.2022 на разработку схемы выдачи мощности объекта «Волковская-1 СЭС», заключенного между ООО «Юнигрин Инжиниринг» и АО холдинговая компания «Электрозавод», акт № 1 от 15.02.2023 г. сдачи-приемки выполненных работ к Договору № 2333ВОЛ1-СВМ от 11.10.2022 г. на выполнение работ по разработке и согласованию схемы выдачи мощности (СВМ) Объекта Волковская-1 солнечная электростанция (далее - Волковская-1 СЭС), расположенная на территории Амурской области, Благовещенский район, с./с. Волковский, установленной мощностью 12,6 МВт со сроком завершения строительства в 2023 году на сумму 1 260 000,00 руб., акт № 2 от 27.02.2023 г. сдачи-приемки выполненных работ к Договору № 2333ВОЛ1-СВМ от 11.10.2022 г. на выполнение работ по разработке и согласованию схемы выдачи мощности (СВМ) Объекта Волковская1 солнечная электростанция (далее - Волковская-1 СЭС), расположенная на территории Амурской области, Благовещенский район, с./с. Волковский, установленной мощностью 12,6 МВт со сроком завершения строительства в 2023 году на сумму 120 000,00 руб.,  акт № 3 от 14.07.2023 г. сдачи-приемки выполненных работ к Договору № 2333ВОЛ1-СВМ от 11.10.2022 г. на выполнение работ по разработке и согласованию схемы выдачи мощности (СВМ) Объекта Волковская1 солнечная электростанция (далее - Волковская-1 СЭС), расположенная на территории Амурской области, Благовещенский район, с./с. Волковский, установленной мощностью 12,6 МВт со сроком завершения строительства в 2023 году на сумму 240 000,00 руб.;

2) договор подряда №2333ВОЛ2-СВМ от 11.10.2022 на разработку и согласование схемы выдачи мощности объекта «Волковская-2 солнечная электростанция, заключенного между ООО «Юнигрин Инжиниринг» и АО холдинговая компания «Электрозавод», акт № 1 от 06.03.2023 г. сдачи-приемки выполненных работ к Договору № 2333ВОЛ2-СВМ от 11.10.2022 г. на выполнение работ по разработке и согласованию схемы выдачи мощности (СВМ) Объекта Волковская2 солнечная электростанция (далее – Волковская-2 СЭС), расположенная на территории Амурской области, Благовещенский район, с./с. Волковский, установленной мощностью 16 МВт со сроком завершения строительства в 2024 году на сумму 1 320 000,00 руб., акт № 2 от 06.03.2023 г. сдачи-приемки выполненных работ к Договору № 2333ВОЛ2-СВМ от 11.10.2022 г. на выполнение работ по разработке и согласованию схемы выдачи мощности (СВМ) Объекта Волковская2 солнечная электростанция (далее – Волковская-2 СЭС), расположенная на территории Амурской области, Благовещенский район, с./с. Волковский, установленной мощностью 16 МВт со сроком завершения строительства в 2024 году на сумму 120 000,00 руб.,  акт № 3 от 14.07.2023 г. сдачи-приемки выполненных работ к Договору № 2333ВОЛ2-СВМ от 11.10.2022 г. на выполнение работ по разработке и согласованию схемы выдачи мощности (СВМ) Объекта Волковская-1 солнечная электростанция (далее - Волковская-1 СЭС), расположенная на территории Амурской области, Благовещенский район, с./с. Волковский, установленной мощностью 12,6 МВт со сроком завершения строительства в 2023 году на сумму 240 000,00 руб.;

3) договор на выполнение работ №01-22/133 от 30.08.2022 по титулу «Разработка схемы выдачи мощности машино-генераторной станции ТАФ на полное развитие», заключенный между АО «Русал Всероссийский Алюминиево-магниевый институт» и АО холдинговая компания «Электрозавод», дополнительное соглашение к данному договору от 25.01.2023, акт сдачи-приемки результатов работ от 29.09.2022 на сумму 300 000,00 руб., акт сдачи-приемки результатов работ от 25.01.2023 на сумму 2 639 445,46 руб., акт сдачи-приемки результатов работ от 19.06.2023 на сумму 240 000,00 руб., акт сдачи-приемки результатов работ от 17.07.2023 на сумму 982 361,18 руб., акт сдачи-приемки результатов работ от 17.07.2023 на сумму 240 000,00 руб.

Комиссия Хабаровского УФАС России изучив, представленные договоры и акты АО «Холдинг Эрсо», приходит к следующему выводу.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.12.2020 №1195 утверждены Правила разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее – Приказ Министерства энергетики Российской Федерации №1195).

В соответствии с п. 1 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации №1195 настоящие Правила разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее - Правила) устанавливают требования к разработке схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии (далее - схема выдачи мощности), схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее - схема внешнего электроснабжения) и порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии при их согласовании.

Согласно с п. 6 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации №1195 процедура разработки и согласования схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения) включает в себя:

а) разработку, согласование с сетевой организацией (за исключением случаев, указанных в пункте 15 Правил) и субъектом оперативно-диспетчерского управления и утверждение технического задания на разработку схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения) (далее - техническое задание);

б) сбор исходных данных, необходимых для разработки схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения) (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в период до 31 декабря 2023 г. включительно - также исходных данных, необходимых для формирования математических расчетных моделей энергосистемы (далее - математические расчетные модели), необходимых для выполнения расчетов электроэнергетических режимов, статической и динамической устойчивости, токов короткого замыкания, предусмотренных техническим заданием);

в) получение от системного оператора перспективных расчетных моделей электроэнергетической системы или их фрагментов в соответствии с порядком раскрытия цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и предоставления системным оператором иным субъектам электроэнергетики, потребителям электрической энергии и проектным организациям перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей для целей перспективного развития электроэнергетики, утвержденным Минэнерго России в соответствии с пунктом 11 статьи 6.1 и абзацем пятидесятым пункта 2 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в период до 31 декабря 2023 г. включительно - формирование математических расчетных моделей и их верификацию субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе);

г) разработку, согласование с лицами, указанными в пункте 10(4) Правил технологического присоединения, и утверждение схемы выдачи мощности (схемы внешнего электроснабжения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 №86 утверждены Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации (далее – Постановление Правительства Российской Федерации №86).

Настоящие Правила определяют порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств, входящих в состав объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, включающий условия и порядок временной остановки работы указанных объектов электроэнергетики, осуществляемой в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов, изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, долгосрочное сохранение работоспособного состояния таких объектов во время простоя либо техническое обслуживание входящих в их состав устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления (далее - вывод в ремонт), а также условия и порядок окончательной остановки работы таких объектов, осуществляемой в том числе в целях их ликвидации (далее - вывод из эксплуатации) (п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации №86).

Согласно п. 108 Постановления Правительства Российской Федерации  №86 мероприятия по обеспечению вывода из эксплуатации включают в себя:

а) подготовку сетевой организацией проекта технических условий, его согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления и выдачу технических условий заявителю;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и ее согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и ее согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления;

г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических требований и мероприятий в соответствии с техническими условиями, включая урегулирование сетевой организацией отношений с третьими лицами с учетом требований пункта 112 настоящих Правил;

д) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения технических условий, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. №937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);

е) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических требований и мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации, предусмотренных техническими условиями и проектной документацией, разработанной в рамках исполнения обязательств по договору о реализации мероприятий (далее - проверка выполнения технических условий);

ж) получение заявителем и сетевой организацией разрешений органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий.

Работы по разработке схемы выдачи мощности выполняются с учетом «Правил разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии», утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации №1195, тогда как разработка замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации объектов, выполняется с учетом «Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №86.

Вместе с тем, в закупочной документации не содержится требования о предоставлении опыта по разработке схем выдачи мощности.

Разработка схемы выдачи мощности необходима для определения мероприятий в электрической сети при подключении к сети новой электростанции или увеличения мощности существующей электростанции, тогда как разработка замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации объектов, необходима при выводе генераторов из эксплуатации. В связи с вышеуказанным в работах применяются разные подходы к расчетам и их анализу, что делает данные работы неаналогичными друг другу.

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что оценка победителя Закупки проведена с нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, обозначенных в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также в нарушение положений Закупочной документации.

В данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «ДГК» предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ПроектБалтЭнерго» на действия заказчика - АО «ДГК» при проведении запроса предложений в электронной форме ОКПД2 71.12.11 Разработка и технико-экономическое обоснование замещающих мероприятий, обеспечивающих возможность вывода из эксплуатации Восточной ТЭЦ (извещение №32313126608 от 25.12.2023) обоснованной.

2. Признать действия АО «ДГК» при проведении указанной закупки нарушающими п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «ДГК»  предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела №7-11/20 (027/10/18.1-182/2024) уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны