Решение №ли/6606/24 Признать жалобу ООО «Приволжский центр земельного кадастра» ... от 21 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/114

(027/10/18.1-843/2024)

 

18 июня 2024 года                                                                                        г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов комиссии: <...>;  <...>,

в присутствии представителей:

- ООО «Приволжский центр земельного кадастра», представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом);

- ООО «Транснефть - Дальний Восток»: <...>; <...>; <...>.

рассмотрев жалобу ООО «Приволжский центр земельного кадастра», материалы дела  №7-11/114 (027/10/18.1-843/2024),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Приволжский центр земельного кадастра» (далее также - ООО «ПЦЗК») на действия заказчика – ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении процедуры № SBR043- 2404230009 закупки (редукциона) по лоту 2200-L05-K-Y03-00913-2024 «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов».

Из жалобы следует, что при проведении закупки Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки участника.

ООО «Транснефть - Дальний Восток» представлен отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

9) требования к участникам такой закупки;

10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;

12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

23.04.2024 ООО «Транснефть - Дальний Восток» (далее - Общество, Заказчик) на ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» размещено извещение о проведение процедуры закупки путем редукциона по лоту № 2200-L05-K-Y03-00913-2024 «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов» с начальной (максимальной) ценой лота 5 392 477,40 руб. (с учетом всех налогов и сборов, в том числе НДС).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупах ПАО «Транснефть, размещенным на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с Протоколом № 2200-L05-К-Y03-00913-2024/Д заседания Конкурсной комиссии ООО «Транснефть - Дальний Восток» от 21.05.2024 по лоту «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов» заявка на участие в закупке ООО «ПЦЗК» (далее - Участник закупки) была отклонена в связи с несоответствием предоставленной документации требованиям Технического задания по указанному лоту (п. 10(2).3.2 Положения о закупке - несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке: по заявленным кадастровым инженерам не полностью предоставлены требуемые в соответствии с документацией о закупке документы, по геодезистам предоставленные документы об образовании не соответствуют требованиям документации о закупке, не предоставлены документы/информация о том, что трудовые обязанности заявленных специалистов входит выполнение работ геодезиста. (п. 9.16 Инструкции для участника закупки). Не в полном объеме предоставлены разрешительные документы согласно требованиям документации (п. 2 ТЗ). Не предоставлены Выписки (информация) из государственного реестра кадастровых инженеров датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в закупке, Выписки (информация) из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки для участия в закупке).

В соответствии с требованиями п. 2 Технического задания Документации о закупке по лоту № 2200-L05-K-Y03- 00913-2024 «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов» (далее - Техническое задание) участником закупки должны быть предоставлены разрешительные документы (сертификаты, лицензии, свидетельства допуски по видам работ и т.д.), в частности:

- Трудовые договоры с кадастровыми инженерами/приказы о приеме на работу кадастровых инженеров/договоры гражданско-правового характера с кадастровыми инженерами;

- Дипломы об образовании кадастровых инженеров;

- Действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров;

- Выписки (информация) из государственного реестра кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в закупке;

- Выписки (информация) из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки для участия в закупке;

- Выписки (информация) из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки для участия в закупке;

- Трудовые договоры с геодезистами/приказы о приеме на работу геодезистов/договоры гражданско-правового характера с геодезистами;

- Документы об образовании геодезистов: высшее профессиональное (геодезическое) образование или среднее профессиональное (геодезическое) образование и стаж работы в должности техника-геодезиста I категории не менее 3 лет;

- Лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности, в результате которой осуществляется установление границ зон с особыми условиями использования территории.

Пунктом 4 Технического задания Документации о закупке установлена кадровая потребность для выполнения работ - не менее 4 инженерно-технических работника: не менее 2 геодезистов и не менее 2 кадастровых инженеров.

При этом, документы по пп. 1-5, 7, 8 предоставляются на количество персонала, указанного в п. 4 Технического задания.

Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России ООО «ПЦЗК» не были предоставлены предусмотренные документацией о закупке документы на инженерно-технических работников (п. 2, п. 4 Технического задания), а именно:

- выписки (информация) из государственного реестра кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в закупке (пп. 4 п. 2 Технического задания);

- выписки (информация) из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки для участия в закупке (пп. 6 п. 2 Технического задания);

- трудовые договоры с геодезистами/приказы о приеме на работу геодезистов/ договоры гражданско-правового характера с геодезистами (пп. 7 п. 2 Технического задания);

  • документы об образовании инженеров-геодезистов (высшее профессиональное (геодезическое) образование или среднее профессиональное (геодезическое) образование (пп. 8 п. 2 Технического задания).

Так, по заявленным инженерам-геодезистам Участником закупки были предоставлены документы об образовании, которые не соответствовали заявленным требования документации о закупке.

Подпунктом 8 п. 2 Технического задания предусмотрены документы о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению «Геодезия». В то ж время, ООО «ПЦЗК» представлены дипломы о высшем образовании по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», а также диплом бакалавра по направлению «Землеустройство и кадастры».

Необходимость наличия вышеуказанных документов для инженерно-технических работников (выписки из реестров, дипломы о высшем образовании) для выполнения работ по предмету закупки (кадастровые и геодезические работы по оформлению земельных участков) предусмотрена требованиями законодательства РФ, а именно следующими нормативными правовыми актами:

а)        Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ):

в соответствии с ч. 17 ст. 30.5 Федерального закона № 221-ФЗ государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом федерального государственного надзора в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;

согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров;

в соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ №221, статус саморегулируемой организации кадастровых инженеров приобретается с даты включения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

б)       Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 № 82 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр», разделом 3 которого установлены требования к квалификации геодезиста - высшее профессиональное (геодезическое) образование и стаж работы в должности геодезиста не менее 3 лет.

При этом, пунктом 3 извещения об осуществлении закупки установлен вид работ, услуг, в отношении которых осуществляется закупка по указанному лоту, - «Прочие ТРУ» (Прочие товары, работы, услуги).

Пунктом 9.16 Инструкции для участника закупки работ, услуг (далее - Инструкция) определено наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, указанного в документации о закупке.

При этом пункт 9.16.3 Инструкции применяется при закупках прочих работ, услуг и диагностических работ и устанавливает наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, указанного в документации о закупке (100% от предусмотренного количества).

Согласно п. 9.16.3 Инструкции в подтверждение соответствия требованию о необходимом количестве специалистов и иных работников, участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в закупке Форму 8, а также копии документов, подтверждающих указанную в Форме 8 информацию, в соответствии с порядком по заполнению формы 8, изложенном в Примечании к форме 8.

В случае отсутствия у участника закупки необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, требование о наличии которых, указано в документации о закупке (в том числе в техническом задании, при наличии в проекте организации строительства), участник закупки привлекает к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) (в том числе специалистов, привлекаемых на основании договоров гражданско-правового характера), отвечающих указанным в настоящем пункте требованиям, если иное не предусмотрено документацией о закупке. В этом случае, участник закупки подтверждает соответствие установленным требованиям путем предоставления в составе заявки на участие в закупке копии договора (протокола, соглашения о намерениях), подписанного между участником закупки (исполнителем) и привлекаемым субподрядчиком (соисполнителем), специалисты которого указаны в Форме 8. При этом сведения о привлекаемых субподрядчиках (соисполнителях) отражаются в Форме 13.

Таким образом, необходимость предоставления со стороны участников закупки документов, подтверждающих образование и квалификацию инженерно-технических работников (дипломы об образовании, выписки из реестров), отраженная в Техническом задании по лоту, полностью соответствует требованиям п. 9.16.3 Инструкции.

При этом, с момента опубликования извещения об осуществлении закупки по указанному лоту (23.04.2024) до даты окончания срока подачи заявок на участие (08.05.2024) Участнику закупки было предоставлено 10 рабочих дней для сбора и направления полного комплекта документов.

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном указанным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Между тем, со стороны Участника закупки каких-либо дополнительных запросов по разъяснениям требований к документации в адрес Заказчика не направлялось.

Таким образом, относительно правомерности отклонения заявки участника Комиссией Хабаровского УФАС России о несоответствии заявки ООО «ПЦЗК» установленным требованиям документации, в связи с чем, указанная заявка правомерно отклонена закупочной комиссией.

При этом, в случае принятия решения об участии в закупке, участник связывает себя порядком проведения закупки, который предусмотрен извещением о  проведении закупки и применяется в равной степени ко всем участникам закупки. Подавая заявку на участие в закупке, Заявитель жалобы ознакомился с условиями документаций и согласился с условиями установленными документацией о закупке.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в закупке, либо лицом, не подавшим заявку на участие в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении закупки либо порядок подачи заявок на участие.

Вместе с тем, ООО «ПЦЗК» не обжаловались положения документации о закупке, также не подавались запросы разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Приволжский центр земельного кадастра» на действия заказчика – ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении процедуры № SBR043- 2404230009 закупки (редукциона) по лоту 2200-L05-K-Y03-00913-2024 «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов» - необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны