Решение №ли/6606/24 Признать жалобу ООО «Приволжский центр земельного кадастра» ... от 21 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/114
(027/10/18.1-843/2024)
18 июня 2024 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов комиссии: <...>; <...>,
в присутствии представителей:
- ООО «Приволжский центр земельного кадастра», представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом);
- ООО «Транснефть - Дальний Восток»: <...>; <...>; <...>.
рассмотрев жалобу ООО «Приволжский центр земельного кадастра», материалы дела №7-11/114 (027/10/18.1-843/2024),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Приволжский центр земельного кадастра» (далее также - ООО «ПЦЗК») на действия заказчика – ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении процедуры № SBR043- 2404230009 закупки (редукциона) по лоту 2200-L05-K-Y03-00913-2024 «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов».
Из жалобы следует, что при проведении закупки Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки участника.
ООО «Транснефть - Дальний Восток» представлен отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
9) требования к участникам такой закупки;
10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;
12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.
23.04.2024 ООО «Транснефть - Дальний Восток» (далее - Общество, Заказчик) на ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» размещено извещение о проведение процедуры закупки путем редукциона по лоту № 2200-L05-K-Y03-00913-2024 «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов» с начальной (максимальной) ценой лота 5 392 477,40 руб. (с учетом всех налогов и сборов, в том числе НДС).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупах ПАО «Транснефть, размещенным на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с Протоколом № 2200-L05-К-Y03-00913-2024/Д заседания Конкурсной комиссии ООО «Транснефть - Дальний Восток» от 21.05.2024 по лоту «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов» заявка на участие в закупке ООО «ПЦЗК» (далее - Участник закупки) была отклонена в связи с несоответствием предоставленной документации требованиям Технического задания по указанному лоту (п. 10(2).3.2 Положения о закупке - несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке: по заявленным кадастровым инженерам не полностью предоставлены требуемые в соответствии с документацией о закупке документы, по геодезистам предоставленные документы об образовании не соответствуют требованиям документации о закупке, не предоставлены документы/информация о том, что трудовые обязанности заявленных специалистов входит выполнение работ геодезиста. (п. 9.16 Инструкции для участника закупки). Не в полном объеме предоставлены разрешительные документы согласно требованиям документации (п. 2 ТЗ). Не предоставлены Выписки (информация) из государственного реестра кадастровых инженеров датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в закупке, Выписки (информация) из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки для участия в закупке).
В соответствии с требованиями п. 2 Технического задания Документации о закупке по лоту № 2200-L05-K-Y03- 00913-2024 «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов» (далее - Техническое задание) участником закупки должны быть предоставлены разрешительные документы (сертификаты, лицензии, свидетельства допуски по видам работ и т.д.), в частности:
- Трудовые договоры с кадастровыми инженерами/приказы о приеме на работу кадастровых инженеров/договоры гражданско-правового характера с кадастровыми инженерами;
- Дипломы об образовании кадастровых инженеров;
- Действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности кадастровых инженеров;
- Выписки (информация) из государственного реестра кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в закупке;
- Выписки (информация) из реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки для участия в закупке;
- Выписки (информация) из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки для участия в закупке;
- Трудовые договоры с геодезистами/приказы о приеме на работу геодезистов/договоры гражданско-правового характера с геодезистами;
- Документы об образовании геодезистов: высшее профессиональное (геодезическое) образование или среднее профессиональное (геодезическое) образование и стаж работы в должности техника-геодезиста I категории не менее 3 лет;
- Лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности, в результате которой осуществляется установление границ зон с особыми условиями использования территории.
Пунктом 4 Технического задания Документации о закупке установлена кадровая потребность для выполнения работ - не менее 4 инженерно-технических работника: не менее 2 геодезистов и не менее 2 кадастровых инженеров.
При этом, документы по пп. 1-5, 7, 8 предоставляются на количество персонала, указанного в п. 4 Технического задания.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России ООО «ПЦЗК» не были предоставлены предусмотренные документацией о закупке документы на инженерно-технических работников (п. 2, п. 4 Технического задания), а именно:
- выписки (информация) из государственного реестра кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в закупке (пп. 4 п. 2 Технического задания);
- выписки (информация) из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров с датой выдачи, не превышающей 30 календарных дней до даты подачи заявки для участия в закупке (пп. 6 п. 2 Технического задания);
- трудовые договоры с геодезистами/приказы о приеме на работу геодезистов/ договоры гражданско-правового характера с геодезистами (пп. 7 п. 2 Технического задания);
- документы об образовании инженеров-геодезистов (высшее профессиональное (геодезическое) образование или среднее профессиональное (геодезическое) образование (пп. 8 п. 2 Технического задания).
Так, по заявленным инженерам-геодезистам Участником закупки были предоставлены документы об образовании, которые не соответствовали заявленным требования документации о закупке.
Подпунктом 8 п. 2 Технического задания предусмотрены документы о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению «Геодезия». В то ж время, ООО «ПЦЗК» представлены дипломы о высшем образовании по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», а также диплом бакалавра по направлению «Землеустройство и кадастры».
Необходимость наличия вышеуказанных документов для инженерно-технических работников (выписки из реестров, дипломы о высшем образовании) для выполнения работ по предмету закупки (кадастровые и геодезические работы по оформлению земельных участков) предусмотрена требованиями законодательства РФ, а именно следующими нормативными правовыми актами:
а) Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ):
в соответствии с ч. 17 ст. 30.5 Федерального закона № 221-ФЗ государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом федерального государственного надзора в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;
согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров;
в соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ №221, статус саморегулируемой организации кадастровых инженеров приобретается с даты включения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;
б) Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 № 82 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр», разделом 3 которого установлены требования к квалификации геодезиста - высшее профессиональное (геодезическое) образование и стаж работы в должности геодезиста не менее 3 лет.
При этом, пунктом 3 извещения об осуществлении закупки установлен вид работ, услуг, в отношении которых осуществляется закупка по указанному лоту, - «Прочие ТРУ» (Прочие товары, работы, услуги).
Пунктом 9.16 Инструкции для участника закупки работ, услуг (далее - Инструкция) определено наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, указанного в документации о закупке.
При этом пункт 9.16.3 Инструкции применяется при закупках прочих работ, услуг и диагностических работ и устанавливает наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, указанного в документации о закупке (100% от предусмотренного количества).
Согласно п. 9.16.3 Инструкции в подтверждение соответствия требованию о необходимом количестве специалистов и иных работников, участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в закупке Форму 8, а также копии документов, подтверждающих указанную в Форме 8 информацию, в соответствии с порядком по заполнению формы 8, изложенном в Примечании к форме 8.
В случае отсутствия у участника закупки необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, требование о наличии которых, указано в документации о закупке (в том числе в техническом задании, при наличии в проекте организации строительства), участник закупки привлекает к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) (в том числе специалистов, привлекаемых на основании договоров гражданско-правового характера), отвечающих указанным в настоящем пункте требованиям, если иное не предусмотрено документацией о закупке. В этом случае, участник закупки подтверждает соответствие установленным требованиям путем предоставления в составе заявки на участие в закупке копии договора (протокола, соглашения о намерениях), подписанного между участником закупки (исполнителем) и привлекаемым субподрядчиком (соисполнителем), специалисты которого указаны в Форме 8. При этом сведения о привлекаемых субподрядчиках (соисполнителях) отражаются в Форме 13.
Таким образом, необходимость предоставления со стороны участников закупки документов, подтверждающих образование и квалификацию инженерно-технических работников (дипломы об образовании, выписки из реестров), отраженная в Техническом задании по лоту, полностью соответствует требованиям п. 9.16.3 Инструкции.
При этом, с момента опубликования извещения об осуществлении закупки по указанному лоту (23.04.2024) до даты окончания срока подачи заявок на участие (08.05.2024) Участнику закупки было предоставлено 10 рабочих дней для сбора и направления полного комплекта документов.
Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном указанным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Между тем, со стороны Участника закупки каких-либо дополнительных запросов по разъяснениям требований к документации в адрес Заказчика не направлялось.
Таким образом, относительно правомерности отклонения заявки участника Комиссией Хабаровского УФАС России о несоответствии заявки ООО «ПЦЗК» установленным требованиям документации, в связи с чем, указанная заявка правомерно отклонена закупочной комиссией.
При этом, в случае принятия решения об участии в закупке, участник связывает себя порядком проведения закупки, который предусмотрен извещением о проведении закупки и применяется в равной степени ко всем участникам закупки. Подавая заявку на участие в закупке, Заявитель жалобы ознакомился с условиями документаций и согласился с условиями установленными документацией о закупке.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в закупке, либо лицом, не подавшим заявку на участие в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении закупки либо порядок подачи заявок на участие.
Вместе с тем, ООО «ПЦЗК» не обжаловались положения документации о закупке, также не подавались запросы разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Приволжский центр земельного кадастра» на действия заказчика – ООО «Транснефть - Дальний Восток» при проведении процедуры № SBR043- 2404230009 закупки (редукциона) по лоту 2200-L05-K-Y03-00913-2024 «8972-ТДВ.38-У.2024 Работы по оформлению земельных участков для эксплуатации объектов» - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.