Решение №ОВ/8333/23 Решение по жалобе (12497-ИП/23 от 07.08.2023) гр* (далее –... от 11 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 027/10/18.1-128/2023
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения оглашена 11августа 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 августа 2023 года.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее – Комиссия), в составе:
председателя комиссии: |
начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; |
членов комиссии: |
|
|
главного специалиста - эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; |
ведущего специалиста - эксперта отдела
рекламы и недобросовестной конкуренции,
в присутствии:
-заявителя – гр*
- организатора торгов – представителя (по доверенности) гр*
рассмотрев жалобу гр* на действия финансового управляющего гр* (далее – Организатор торгов) при проведении на электронной торговой площадке торгов по продаже имущества должника,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба (12497-ИП/23 от 07.08.2023) гр* (далее – Заявитель) на действия финансового управляющего гр* (далее – Организатор торгов) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 11983599 на сайте https://bankrot.fedresurs.ru. информация об открытом аукцоне на электронной торговой площадке «Центр дистанционных торгов» cdtrf.ru (№ 180453). Лот 1.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.04.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О банкротстве») реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.
В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 N ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.
По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.
Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.
Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).
Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.
В связи с изложенным, жалоба подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы Организатор торгов в нарушение абзаца 3 пункта 9 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предоставлена возможность для осмотра заявителем подлежащего продаже имуществом должника, что приводит к нарушению прав потенциальных покупателей.
Организатор торгов в возражениях на жалобу (вх. № 12785/23 от 10.08.2023) не согласился с изложенными в ней доводами, просил признать её необоснованной.
Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения Заявителя и представителя Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.
18.07.2023 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) Организатором торгов опубликовано сообщение о проведении Торгов по продаже имущества, согласно которому Торги в форме открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене проводятся на электронной площадке «Центр дистанционных торгов», расположенной по адресу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» cdtrf.ru (далее - сайт Оператора), дата начала приема (подачи) заявок на участие в Торгах - 20.07.2023 00:00, дата окончания срока приема (подачи) заявок – 25.08.2023 00:00, начальная цена – 1 210 680 рублей.
Торги проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве),
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 ФЗ «О банкротстве» продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
Согласно абзацу 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.
Согласно Жалобе 25.07.2023 Заявитель обратился (посредством звонка по телефону) к Организатору торгов с запросом об осмотре имущества (автомобиль Тойота Ленд Круизер Прадо). Организатор торгов сообщил о возможности осмотра имущества после 01.08.2023.
03.08.2023 Заявитель и Организатор торгов договорились об осмотре имущества 04.08.2023 в 18:00 по адресу: *, однако в назначенное время организатор торгов не предоставил имущество для осмотра, на телефонные звонки не отвечал.
Таким образом, по мнению Заявителя, Организатор торгов не обеспечил возможность Заявителю ознакомиться с подлежащим продаже на Торгах имуществом должника, что ведет к ограничению круга покупателей и делает невозможным реализацию имущества по максимально высокой цене.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Хабаровского УФАС России заявитель поддержал заявленные доводы.
Представитель Организатора торгов пояснила, что препятствий, в том числе и заявителю, для осмотра реализуемого имущества должника Организатором торгов не создавалось, что также подтверждается представленными в дело документами.
Из документов и сведений, представленных Организатором торгов, следует, что 21.07.2023 Заявитель посредством телефонной связи обратился к финансовому управляющему гр* с просьбой об осмотре автомобиля. Стороны договорились произвести осмотр 21.07.2023 в 12-00.
При отсутствии Заявителя в назначенное время, гр* перезвонил ему в 12-08 с целью согласования точного времени. Стороны договорились созвониться позднее (факт телефонных соединений меду сторонами подтверждается распечаткой с журнала звонков).
При повторном звонке Заявителя 24.07.2023, последнему предложено ознакомиться с имуществом либо 25.07.2023 с 16-00 до 18-00 либо после 01.08.2023 в связи с командировкой Организатора торгов.
03.08.2023 на обращение Заявителя Организатором торгов предложено осуществить осмотр 04.08.2023 с 16-00 до 18-00. В указанное время заявитель не явился.
Организатором торгов в рамках рассмотрения жалобы представлены:
- выписка из журнала регистрации поступивших заявок на предоставление документов и осмотр имущества,
- переписка посредством электронной почты, указанной в сообщении о проведении Торгов, по предмету аукциона с иными заинтересованными лицами, в том числе, по вопросам, касающимся состояния техники, возможности осмотра, предоставления документов, что свидетельствует о том, что финансовым управляющим предоставляется информация и документы по лоту.
В подтверждение отсутствия препятствий для ознакомления с предметом торгов по лоту N 1 организатором торгов представлена выписка из журнала осмотров. Согласно данному журналу в период с 25.07.2023 по 04.08.2023 осмотр имущества произвели пять заинтересованных лиц.
Доказательства, свидетельствующие о препятствии со стороны организатора торгов к осмотру Заявителем, а также недобросовестного поведения организатора торгов, направленного на отказ в ознакомлении заявителя с имуществом должника, в антимонопольном органе при рассмотрении настоящей жалобы отсутствуют.
Видеозапись, представленная Заявителем, не может служить доказательством недобросовестного поведения организатора торгов, поскольку свидетельствует о том, что 04.08.2023 Заявитель подъехал для осмотра имущества в 18-00, но не доказывает, что с Организатором торгов согласовано именно это время.
Кроме того, согласно журналу осмотров 04.08.2023 с имуществом ознакомлены три заинтересованных лица.
Таким образом, довод Жалобы не находит своего подтверждения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем в составе Жалобы не предоставлено доказательств, свидетельствующих о невозможности ознакомления с имуществом должника ввиду действий (бездействия) Организатора торгов, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что положения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве Организатором торгов не нарушены.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
решила:
1.Признать жалобу гр* (вх. № 12497-ИП/23 от 07.08.2023) на действия финансового управляющего гр* при организации и проведении торгов по продаже имущества должника (сообщение № 11983599 на сайте ЕФРСБ), необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением от 07.08.2023 № ЛИ/8140/23.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: