Решение №027/10/18.1-279/2021 Решение по жалобе ООО «Комэн» на действия АО «Электросетьс... от 17 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей: заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО «Комэн» - представитель по доверенности от 16.03.2021 №3;
- АО «Электросетьсервис ЕНЭС» – представитель по доверенности от 23.04.2020 №б/н;
- Филиал АО «Электросетьсервис ЕНЭС» - Восточная СПБ - уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии не обеспечил, в том числе посредством видеоконференцсвязи,
рассмотрев жалобу ООО «Комэн», материалы дела №8-01/52(027/10/18.1-279/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Комэн» на действия АО «Электросетьсервис ЕНЭС», Филиала АО «Электросетьсервис ЕНЭС» - Восточная СПБ при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования системы видеонаблюдения для выполнения работ по ВНиОПС на объектах МЭС Востока (извещение № 32109970382).
Как следует из жалобы, закупочной комиссией необоснованно отклонена заявка ООО «Комэн», поскольку предложенная видеокамера по позиции №11 имеет разрешение 2 Мп, что соответствует требованиям технического задания.
Представители Филиала АО «Электросетьсервис ЕНЭС» - Восточная СПБ с доводом жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 05.03.2021 №380/2151, дополнительно пояснив, что в техническом предложении участника ООО «Комэн» заявленная по позиции №11 видеокамера DS-N206(2/8-12mm) имеет разрешение 1 Мп, что не соответствует требованиям технического задания (разрешение 2 Мп) в связи, с чем заявка общества не допущена правомерно.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6.1 статьи 3 Закона о закупках случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, единым стандартом закупок АО «Электросетьсервис ЕНЭС», утвержденного решением Совета директоров АО «Электросетьсервис ЕНЭС» от 31.10.2019 №20 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с п. 5.6.5 Положения о закупках запрос котировок проводится при закупках продукции, для которой существует конкурентный рынок производителей продукции и относительно которой инициатором закупки сформулированы подробные требования в форме технического задания при одновременном соблюдении следующих условий:
а) начальная (максимальная) цена договора не превышает 7 (семь) миллионов рублей с НДС (либо без НДС, если закупка продукции не облагается НДС либо НДС равен 0);
б) выбор победителя будет осуществлен на основании только одного критерия – цены договора.
Запрос котировок осуществляется только в электронной форме, проведение запроса котировок в неэлектронной форме возможно только при проведении закрытого запроса котировок (п. 8.1.12.2 Положения о закупках).
08.02.2021 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru АО «Электросетьсервис ЕНЭС», Филиал АО «Электросетьсервис ЕНЭС» - Восточная СПБ размещено извещение № 32109970382 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования системы видеонаблюдения для выполнения работ по ВНиОПС на объектах МЭС Востока.
Начальная (максимальная) цена договора - 1 014 321, 67 руб., кроме того НДС – 2020 864,33 руб. Срок подачи заявок – с 08.02.2021 по 18.02.2021. Дата рассмотрения заявок – 18.02.2021. Дата подведения итогов – 10.03.2021.
Заявки участников рассматриваются в соответствии с требованиями, установленными извещением о закупке, на основании представленных в составе заявок сведений и документов, а также иных источников информации, предусмотренных извещением о закупке, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет (пункт 3.1 извещения).
В соответствии с пунктом 3.3 извещения закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным в извещении о закупке, в том числе, если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП (в случае установления требования о привлечении такого субподрядчика (соисполнителя) в извещении о закупке) отсутствуют в едином реестре субъектов МСП или в составе заявки указанными лицами не представлена декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам МСП (далее – декларация) в случае отсутствия сведений о таких лицах, которые являются вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями или вновь созданными юридическими лицами, либо если сведения об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов МСП, содержащиеся в декларации, не соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 от 24.07.2007 № 209-ФЗ Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным в извещении о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено в извещении о закупке);
в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным в извещении о закупке.
Согласно пункту 3.5 извещения закупочная комиссия вправе проверять соответствие предоставленных участником закупки сведений и документов действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в заявке.
Согласно техническому заданию (позиция 11):видеокамера DS-T206 (2.8-12 mm) формат CVBS или эквивалент не хуже заявленных характеристик. (Разрешение не менее 2Мп. Чувствительность не ниже 0.01лк @(F1.2, AGC вкл.), 0лк с вкл ИК. Вариофокальный объектив 2.8-12мм. EXIR-подсветка до 40м. IP66. Видеовыход 4-в-1 (переключаемые TVI/AHD/CVI/CVBS)Рабочие условия -40°С - 60°С, Питание DC12В).
Из технического задания по позиции №11 следует, что заказчик имеет потребность в товаре - видеокамера DS-T206 с разрешением не менее 2Мп или эквивалента не хуже заявленных характеристик.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 01.03.2021 №64 - отбор поступило 7 заявок, 3 заявки отклонены закупочной комиссией, среди которых и заявка ООО «Комэн», 4 заявки допущены к участию в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов процедуры от 02.03.2021 №64-1 поступило 7 заявок, победителем стал ООО «Пролайн Системы Безопасности». Заявка ООО «Комэн» не соответствует требованиям, подлежит отклонению, поскольку в техническом предложении для позиции 11 указана характеристика не соответствующая заявленной модели: разрешение видеокамеры по характеристикам производителя 1 Мп, что не соответствует требованиям технического задания (требуется не менее 2Мп).
Согласно техническому предложению ООО «Комэн» по позиции 11 участником предложена к поставке видеокамера DS-T106 (2.8-12 mm) формат CVBS (Разрешение 2Мп. Чувствительность 0.01лк @(F1.2, AGC вкл.), 0лк с вкл ИК. Вариофокальный объектив 2.8-12мм. EXIR-подсветка до 40м. IP66. Видеовыход 4-в-1 (переключаемые TVI/AHD/CVI/CVBS) Рабочие условия -40°С - 60°С, Питание DC12В).
Из информации, представленной в техническом предложении, по позиции 11 заявки участника ООО «Комэн» следовало, что к поставке предложена видеокамера DS-T106 с разрешением 2Мп, то есть с заявленными характеристиками видеокамеры DS-T206 (повторяя техническое задание по позиции №11).
Поскольку заказчиком в порядке пункта 3.5 извещения установлено несоответствие предложенных характеристик видеокамеры DS-T106, характеристики поставляемого товара обществом видеокамеры DS-T106 имеет разрешение 1Мп в связи, с чем действия комиссии в части отклонения заявки общества признаются правомерными.
Учитывая, что закупочной комиссии было не понятно с какими именно характеристиками будет предложена продукция ООО «Комэн», а также вызвало сомнение в достоверности представленных характеристик товара участником, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 3.3 извещения является основанием для отклонения заявки участника.
Действия закупочной комиссии по отклонению заявки ООО «Комэн», на основании несоответствия указанных участником характеристик товара в заявке, следует считать правомерными.
Исходя из материалов дела, жалобу ООО «Комэн» на АО «Электросетьсервис ЕНЭС», Филиала АО «Электросетьсервис ЕНЭС» - Восточная СПБ при проведении запроса котировок в электронной форме, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Комэн» на действия АО «Электросетьсервис ЕНЭС», Филиала АО «Электросетьсервис ЕНЭС» - Восточная СПБ при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования системы видеонаблюдения для выполнения работ по ВНиОПС на объектах МЭС Востока (извещение № 32109970382) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия