Решение №027/01/18.1-97/2020 Рассмотрение жалобы ООО «Витмас», ООО МагистральАвтоДВ» на ... от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <…>,

в присутствии представителей от:

- ИП Артамонов  по паспорту,

- от ИП Артамонова   <…>,

- ООО «Витмас», ООО «Магистраль Авто ДВ»  <…>,

- управление промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска  <…>,

рассмотрев жалобу ООО «Витмас», ООО «Магистраль Авто ДВ», материалы дела №8-01\20 (027/01/18.1-97/2020),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «Витмас», ООО МагистральАвтоДВ» на действия администрации города Хабаровска в лице  Управления промышленности, транспорта, связи при проведении конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в составе лотов №№1,2,3,4 в связи с отклонением заявок.

Из жалобы следует, что заявки указанных обществ отклонены от участия в конкурсе необоснованно, требований о предоставлении документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица – участника конкурса,  порядком проведения конкурса не установлено.

Из представленных ООО «Витмас», ООО МагистральАвтоДВ» 29.01.2020 дополнений к жалобе следует, что статья 23 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит закрытый перечень требований, влияющих на допуск к участию в конкурсе, наличие копии документа, подтверждающего полномочия представителя участника открытого конкурса в случае подписания заявки представителем участника открытого конкурса к числу таких требований не относится.

Представитель ИП Артамонова в заседании комиссии Хабаровского УФАС России сообщила, что разъяснения по подсчету среднего арифметического количества транспортных средств в администрации дать отказались. В заявках, поданных на участие в конкурсе, полномочия руководителей на подписание заявок не подтверждены.

Представители управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письмах от 28.01.2020 №18.5-13/461,  от 31.01.2020 №18.5-13/549, дополнительно пояснив, что порядок подсчета среднего арифметического обозначен в законе, в конкурсной документации, договоры обязательного страхования гражданской ответственности не являются обязательным требованием, подтверждение полномочий лица, подписавшего заявку от имени участника конкурса, является обязательным.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по  жалобе ООО «Витмас»,  ООО МагистральАвтоДВ»  в порядке части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» откладывалось до 06.02.2020  в связи необходимостью получения дополнительных документов. В заседании комиссии объявлялся перерыв до 07.02.2020

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав пояснения участвующих в рассмотрении жалобы лиц, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17).

В силу положений статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Из статей 21, 22 Закона № 220-ФЗ следует, что предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

Извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном организатором открытого конкурса.

В извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора открытого конкурса; предмет открытого конкурса; срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация; размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации на бумажном носителе, если указанная плата установлена; место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов открытого конкурса.

В соответствии с частью 1  статьи  23 Закона №220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

-  наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1);

- принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (пункт 2);

- непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства (пункт 3);

- отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период (пункт 4);

- наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества) (пункт 5);

- отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона (пункт 6).

В соответствии  с частью 2 статьи 24 Закона №220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений Закона №220-ФЗ. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат  недостоверные сведения, отклоняются.

Согласно части 7 статьи 24 Закона №220-ФЗ  в случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.

Из системного толкования части 1 статьи 23, частей 2  и 7 статьи 24 Закона №220-ФЗ следует, что заявки на участие в конкурсе могут быть отклонены как в случае несоответствия лица требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса в соответствии со статьей статья 23 названного закона), так и в случае несоответствия заявки требованиям конкурсной документации либо предоставления недостоверных сведений.

27.11.2019 на официальном сайте администрации города Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www. кhabarovskadm.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства на осуществление регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по маршрутам, конкурсная документация. На конкурс выставлены автобусные  маршруты, распределенные в 4 лота.

Как следует из извещения о проведении конкурса, срок подачи заявок – с 28.11.2019 по 18.12.2019, дата вскрытия конвертов – 19.12.2019. Рассмотрение заявок и подведение итогов– 29.01.2020.

Постановлением администрации города Хабаровска от 16.03.2016 №771 утвержден порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее – Порядок).

К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям статьи 23 Закона №223-ФЗ (пункт 1.4 Порядка).

Для участия в открытом конкурсе юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества представляется заявка на участие в конкурсе по форме согласно приложению №1 к данному порядку, при этом в заявке указывается информация о транспортных средствах, количество которых определяется конкурсной документацией (пункт 2.1 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка, к заявке в том числе прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя участника открытого конкурса (в случае подписания заявки представителем участника открытого конкурса) (подпункт 4).

Согласно пункту 2.4 Порядка заявка оформляется машинописным текстом на русском языке, заявка и прилагаемые к ней документы должны быть заверены подписью участника конкурса (уполномоченного представителя участника конкурса) и скреплены печатью (в случае, если обязательность наличия печати у участника конкурса предусмотрена законом). Заявка и прилагаемые к ней документы прошиваются, листы нумеруются.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка в течение срока, не превышающего 25 дней со дня вскрытия конвертов с заявками, конкурсная комиссия принимает решение о допуске к участию в конкурсе участников конкурса, соответствующих требованиям статьи 23 Закона №220-ФЗ (подпункт 2), проверяет заявки, а также приложенные к ним документы, на соответствие требованиям, установленным пунктами 2.1-2.6 Порядка (подпункт 3).

По результатам действий, указанных в пункте 3.5 Порядка, конкурсная комиссия определяет заявки участников конкурса, подлежащим оценке и сопоставлению (пункт 3.6 Порядка).

Заявки, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (пункт 3.7 Порядка). Заявки, не соответствующие установленным Порядком форме и требованиям к их содержанию, рассмотрению не подлежат (пункт 3.8 Порядка).

Указанные в подпункте 2 пункта 3.5 и пункте 3.6 Порядка решения отражаются в протоколе, который не позднее чем через 30 дней со дня вскрытия конвертов с заявками подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии (пункт 3.9 Порядка).  

Приложением №1 к Порядку является форма заявки на участие в конкурсе, которая должна быть подписана руководителем (представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества (представителем уполномоченного участника).

Приложением №2 к Порядку является образец надписи на конверте с заявкой на участие в конкурсе, который подписывается подписью руководителя юридического лица с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии последнего).

Приложением к извещению о проведении конкурса является форма заявки, которая соответствует Порядку, и должна быть подписана руководителем (представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества (представителем уполномоченного участника).

Образец надписи на конверте с заявкой на участие в конкурсе также предполагает, что от имени претендента на участие в конкурсе конверт подписывается от имени юридического лица его руководителем.

К заявке прилагаются в том числе копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности участника открытого конкурса за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавших в течение года, предшествующего дате размещения извещения (подпункт 1 пункта 2 требований к составу и порядку представления заявки), копия документа, подтверждающего полномочия представителя участника открытого конкурса (в случае подписания заявки представителем участника открытого конкурса (подпункт 4 пункта 2 указанных требований).

В соответствии с пунктом 4 указанных требований заявка и прилагаемые к ней документы должны быть заверены подписью участника конкурса (уполномоченного представителя участника конкурса) и скреплены печатью (в случае, если обязательность наличия печати у участника конкурса предусмотрена законом).

Таким образом, требования,  установленные в формах,  являющихся приложением  к извещению о проведении конкурса,  в положениях пункта 2.2. и 2.4. Порядка, касательно подписи заявки, в их совокупности свидетельствуют о том, что полномочия на подписание заявки подтверждаются в случае, если заявка подписывается представителем, а не руководителем юридического лица.

При этом ни конкурсной документацией, ни Порядком не предусмотрено предоставление документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица.

Как следует из протокола №1 об итогах вскрытия конвертов с заявками от 19.12.2019,  ООО «Витмас» поданы заявки на участие в конкурсе по лотам №1 (маршруты №8,46), №2 (маршруты №№6,25, 31),  №3 (маршруты №№7,13,29К), №4 (маршруты №№18, 34, 56), в составе заявки представлена копия договора №112 об организации регулярных пассажирских перевозок автобусами на двух листах, ООО «МагистральАвто ДВ» поданы заявки на участие в конкурсе по лотам №1 (маршруты №№8,46), №2 (маршруты №№6,25,31), №3 (маршруты №№7,13,29К), №4 (маршруты №№18,34,56), приложений к заявке нет.

Согласно протоколу от 17.01.2020 №2, заявки ООО «Витмас» и ООО «МагистральАвто ДВ» признаны не подлежащими оценке и сопоставлению по лотам №№1,2,3,4 в связи с несоответствием требованиям, установленным подпунктом 4 пункта 2.2. Порядка (не приложена копия документа, подтверждающего полномочия представителя участника конкурса).

Указанное фактически означает отклонение заявки от участия в конкурсе.

Как следует из заявок ООО «Витмас», поданных на участие в конкурсе по лотам №№1, 2, 3, 4, заявка от имени общества подписана генеральным директором, заверена печатью общества.

Как следует из заявок ООО «Магистраль Авто ДВ», поданных на участие в конкурсе по лотам №№1, 2, 3, 4, заявка от имени общества подписана директором, заверена печатью общества.

Документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица, в составе заявки не приложены, при этом исходя из того, что предоставление данных документов ни конкурсной документацией, ни Порядком не предусмотрено, признавать их непредставление нарушающими требования конкурсной документации, Порядка безосновательно.

Вместе с тем в силу частей 1,3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998  №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закона №14-ФЗ) генеральный директор (директор) <...> общества  является единоличным исполнительным органом общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Таким образом,  генеральный директор  (директор) <...> общества не является представителем общества.

Поскольку ни конкурсной документацией, ни Порядком не предусмотрено предоставление документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица, действия конкурсной комиссии, отраженные в протоколе от 17.01.2020 №2, о том, что заявки ООО «Витмас» и ООО «МагистральАвто ДВ» не подлежат оценке и сопоставлению в связи с непредоставлением копии документа, подтверждающего полномочия представителя участника конкурса по лотам №№1,2,3,4, противоречат требованиям конкурсной документации, пункту 3.6 Порядка, статьям 23 и 24 Закона №220-ФЗ.

 Устные доводы представителя ИП Артамонова об отказе в даче разъяснений касательно подсчета среднего арифметического количества транспортных средств комиссией Хабаровского УФАС России не принимаются, поскольку частью 4.2 статьи 24 Закона №220-ФЗ такой расчет установлен и дословно воспроизведен в конкурсной документации, в Порядке.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

Исходя из установленных обстоятельств, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

   

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Витмас», ООО МагистральАвтоДВ» на действия администрации города Хабаровска в лице  Управления промышленности, транспорта, связи при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по лотам №№1,2,3,4, обоснованной.

2. Признать действия конкурсной комиссии  администрации города Хабаровска в лице  Управления промышленности, транспорта, связи в связи с необоснованным признанием заявок ООО «Витмас» и ООО «МагистральАвто ДВ» не подлежащими оценке и сопоставлению по лотам №№1,2,3,4, нарушающими пункт 3.6 Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 16.03.2016 №771, статьи 23  и 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Выдать предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения конкурса.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны