Решение №ТТ/10888/23 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 27 августа 20... от 27 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/8-1450/2023
27 октября 2023 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
руководитель управления;
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/8-502/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения гр* рекламы с нарушением требований статьи 8 ФЗ «О рекламе»,
в отсутствии гр* , извещённого надлежащим образ о дате, месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 27 августа 2023 года отслежена реклама: «Berezka кухня & маркет Доставка готовой еды BEREZKA –MARKET.RU 640-494 Bon Appetit», распространяемая на бортах автомобиля (гос. регистрационный номер О 390 КО 27RUS), припаркованного около магазина «Раз два», расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Пионерская,. д. 10А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Распространенная информация по своему содержанию привлекает внимание неопределенного круга лиц к деятельности по продаже блюд готовой еды супермаркета «Березка» на условиях их доставки по городу, формирует и поддерживает интерес к такой деятельности и предлагаемому товару (блюдам готовой еды), тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
Реализация товара посредством телефона, Интернета осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи и подпадает под понятие дистанционного способа его продажи.
В силу части 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во- первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).
В пункте 12 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила), Продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцу кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
В части 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, рассматриваемая реклама о доставке блюд готовой еды супермаркета «Берёзка» является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» на период действия Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Однако в нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» распространяемая реклама о доставке блюд готовой еды маркета «Березка» не содержат сведений о место нахождении и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилии, имени, отчестве, идентификационном номере налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.
Таким образом, реклама, размещенная на автомобиле (гос. регистрационный номер О 390 КО 27 RUS) нарушает требования статьи 8 Закона о рекламе и является ненадлежащей.
Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламораспространителя за нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона.
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).
По сообщению ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску (вх. № 15569/23 от 02.10.2023) автомобиль «Ниссан НВ200 Ваннет», 2012 года выпуска, номер кузова VM20035931, гос. регистрационный номер О 390 КО 27 RUS принадлежит гр*.
Кроме того, из информации ПАО «Вымпел-Коммуникации», представленной по запросу антимонопольного органа (вх. № 14072-ЭП/23 от 06.09.2023), следует, что указанный в рекламе абонентский номер телефона, по которому можно заказать доставку блюд готовой еды маркета «Берёзка», выделен гр*.
Таким образом, рекламораспространителем рекламы является гр*.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Berezka кухня & маркет Доставка готовой еды BEREZKA –MARKET.RU 640-494 Bon Appetit», распространяемую гр* на бортах автомобиля (гос. регистрационный номер О 390 КО 27RUS), поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать гр* обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: