Решение №027/01/18.1-1772/2020 Решение по жалобе ООО «Федеральная проводниковая компания» н... от 10 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей  временно исполняющая обязанности руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

 

- ООО «Федеральная проводниковая компания» - о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом, явку представителя либо подключения к видеоконференц-связи, не обеспечил,

- ОАО «РЖД» -  по доверенности от 02.09.2020 №ДВОЕТ НЮ-129/Д,

 

рассмотрев жалобу ООО «Федеральная проводниковая компания» на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №5043/ОАЭ–ДВОСТ/20 на право заключения договора оказания услуг по обслуживанию служебно-технических вагонов (извещение №32009569673).

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому  краю поступила жалоба ООО «Федеральная проводниковая компания» (далее – ООО «ФПК») на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 5043/ОАЭ-ДВОСТ/20 на право заключения договора оказания услуг по обслуживанию служебно-технических вагонов (извещение № 32009569673).

Из жалобы ООО «ФПК» и дополнений к ней следует, что заказчик неправомерно установил  требование о подтверждении в составе заявки на участие в аукционе наличие квалифицированного персонала, тем самым ограничивая круг участников аукциона.

В заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 07.12.2020 №185/ДВост. Дополнительно пояснив, в положении о закупке установлены обязательные требования к участникам, в числе которых содержится требование о необходимом количестве специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора. Положением о закупке закреплен перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям, предусмотренным в документации о конкурентной закупке. В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить документ, подтверждающий прохождение обучения по программе, предусмотренной для проводника пассажирского вагона не ниже 3-го разряда, а также документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении №1.3 аукционной документации. Требование о наличии квалифицированного персонала обоснованно и правомерно.

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителей лиц,  участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе ООО «ФПК» Комиссией Хабаровского УФАС России откладывалось до 17.00 «10» декабря 2020 г.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Согласно части  1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Часть 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к техническим или функциональным характеристикам работ, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.

Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного советом директоров от 28 июня 2018 года (далее – положение), размещенного на официальном сайте в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.

Принципы закупочной деятельности заказчика установлены пунктом 32 части 5 положения.

12.10.2020 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru ОАО «РЖД» размещено извещение №32009569673 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 5043/ОАЭ-ДВОСТ/20 на право заключения договора оказания услуг по обслуживанию служебно-технических вагонов.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 2 627 785,83 руб., без учета НДС.

Дата начала подачи заявок – 12.10.2020.

Дата окончания срока подачи заявок – 02.11.2020.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 03.11.2020.

Дата и время начала аукциона – 06.11.2020 09.00.

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 19.11.2020.

Подведение итогов – 19.11.2020.

Дата квалификационного отбора участников – 19.11.2020.

Предметом договора является оказание услуг по обслуживанию служебно-технических вагонов.

Из протокола от 03.11.2020 №5043/ОАЭ-ДВОСТ/20/1 рассмотрения первых частей заявок следует, что на участие в аукционе было подано 6 заявок: №1, №2, №3, №4, №5, №6. По итогам рассмотрения экспертной группой заявок признаны соответствующими требованиям все 6 заявок, поданных на участие в аукционе. Допущены к участию все 6 заявок.

Протоколом от 06.11.2020 №5043/ОАЭ-ДВОСТ/20 сопоставления ценовых предложений аукциона установлено, что участник под номером 2 ценовое предложение подано не было.

Протокол от 26.11.2020 №5043/ОАЭ-ДВОСТ/20 рассмотрения вторых частей заявок устанавливает, что на участие в закупке поступило всего 6 заявок.  Заявки участников №5, №6 отклонены в связи с непредставлением определенных аукционной документацией документов. Заявки участников №1, №2, №3 отклонены в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.7.2 документации о закупке, а именно: в подтверждение наличия квалифицированного персонала участниками не представлены сведения  о квалифицированном персонале участника и документы, подтверждающие прохождение этого персонала обучения по программе, предусмотренной для проводника пассажирского вагона не ниже 3-го разряда. По итогам рассмотрения организатором и экспертной группой первых и вторых частей заявок допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме участник №4.

Как следует из протокола от 26.11.2020 №45 о подведении итогов открытого аукциона, аукцион признан несостоявшимся, так как по итогам рассмотрения аукционных заявок к участию в аукционе допущен один участник. В связи с тем, что единственный участник (участник №4) допущен к участию в открытом аукционе в соответствии с пунктом 3.11.3 аукционной документации, согласовать заключение договора на оказание услуг по обслуживанию служебно-технических вагонов с единственным участником открытого аукциона со стоимостью предложения 2 443 840,82 руб., без учета НДС.

Подпунктом 1.7.1 пункта 1.7 аукционной документации предусмотрены квалификационные требования к участникам закупки, а также предусмотрен квалификационный отбор.

Подпункт 1.7.1.2. устанавливает положение о том, что участник должен располагать квалифицированным персоналом, а именно проводниками пассажирских вагонов в количестве не менее 6 человек.

Подпункт 1.7.1.2 аукционной документации гласит, что подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:

- документ, подтверждающий прохождение обучения по программе, предусмотренной для проводника пассажирского вагона не ниже 3-го разряда;

- документ, подготовленный по форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 аукционной документации.

Документы предоставляются в электронной форме в составе аукционной заявки (подпункт 1.7.1.2 аукционной документации).

По итогам конкурентной закупки определяется один победитель (пункт 1.9 аукционной документации).

Приложением №1.1 к аукционной документации является техническое задание,  пунктом 2 которого устанавливаются требования к услугам по обслуживанию служебно-технических вагонов.

Услуги по обслуживанию служебно-технических вагонов проводниками оказываются в пунктах постоянной дислокации на железнодорожных станциях Хабаровск I (вагоны № 09878216, 09678855, 09970021) и в пути следования (пункт 4 приложения №1.1 аукционной документации).

Срок оказания услуг – 1 год (пункт 4 приложения №1.1 аукционной документации).

Подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 части 3 аукционной документации установлено, что к участию в аукционе допускаются участники, соответствующие требованиям пункта 3.1.1 аукционной документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, аукционные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, аукционной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные аукционной документацией.

В соответствии с подпунктом 3.3.1 пункта 3.3 части 3 аукционной документации участник должен соответствовать обязательным (пункт 3.3.2 аукционной документации) и квалификационным требованиям (пункт 1.7 аукционной документации). Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение № 1.1 к аукционной документации). Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной документации.

Соответствие обязательным требованиям, указанным в пунктах 3.3.2.1-3.3.2.5 аукционной документации, подтверждается участником в декларативной форме в заявке на участие в аукционе, подготовленной по форме приложения № 1.3 к аукционной документации (подпункт 3.3.3 пункта 3.3 части 3 аукционной документации).

Частью 3 аукционной документации установлен пункт 3.6 о проведении квалификационного отбора участников аукциона.

Условия настоящего пункта применяются, если пунктом 1.7.1 части 1 аукционной документации предусмотрено проведение этапа квалификационного отбора участников аукциона (подпункт 3.6.1 пункта 3.6 части 3 аукционной документации).

Заявки на участие в аукционе должны содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 1.7.1 части 1 аукционной документации, подтверждающие соответствие участников аукциона единым квалификационным требованиям, установленным пунктом 1.7.1 части 1 аукционной документации (подпункт 3.6.2 пункта 3.6 части 3 аукционной документации).

Рассмотрение заявок в рамках этапа квалификационного отбора осуществляется в порядке, установленном аукционной документацией. Заявки участников, не соответствующие квалификационным требованиям, отклоняются (подпункт 3.6.3 пункта 3.6 части 3 аукционной документации).

В соответствии с подпунктом 3.7.6 пункта 3.7 части 3 аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случаях, установленных аукционной документацией, в том числе: непредставления определенных аукционной документацией документов и/или предоставления информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности (подпункт 3.7.6.1  пункта 3.7 части 3 аукционной документации); несоответствия участника аукциона предусмотренным аукционной документацией требованиям (подпункт 3.7.6.2  пункта 3.7 части 3 аукционной документации); невнесения обеспечения аукционной заявки (если аукционной документацией установлено такое требование) (подпункт 3.7.6.3  пункта 3.7 части 3 аукционной документации); несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе: аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации; документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации); техническое предложение не соответствует требованиям аукционной документации (подпункт 3.7.6.4  пункта 3.7 части 3 аукционной документации).

Заказчик вправе до подведения итогов аукциона в письменной форме запросить у участников аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в аукционной документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников. Ответ от участника аукциона, полученный после даты, указанной в запросе, не подлежит рассмотрению (подпункт 3.7.13  пункта 3.7 части 3 аукционной документации).

По результатам рассмотрения аукционных заявок заказчик принимает решение о допуске (отказе в допуске) участника аукциона к участию в аукционе (подпункт 3.7.17  пункта 3.7 части 3 аукционной документации).

Экспертная группа осуществляет рассмотрение заявок на предмет соответствия участников квалификационным требованиям, заявки на участие в аукционе – требованиям технического задания аукционной документации, проверяет наличие и соответствие представленных в составе заявки  документов квалификационным требованиям, требованиям технического задания аукционной документации,  требованиям об обосновании демпинговой цены договора (цены лота) (подпункт 3.7.20  пункта 3.7 части 3 аукционной документации).

Участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае содержания в первой части аукционной заявки сведений об участнике аукциона, его соответствии единым квалификационным требованиям, если такие требования установлены в пункте 1.7.1 части 1 аукционной документации и (или) о ценовом предложении (подпункт 3.8.3  пункта 3.8 части 3 аукционной документации).

Непредставление документов, подтверждающих соответствие участника закупки квалификационным  требованиям, влечет отказ в допуске к участию закупки, что нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Из содержания части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ следует, что правовая основа закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не ограничивается регулированием нормами данного закона.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 9 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Предоставление заказчику право формировать предмет закупки должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов. Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом о закупках, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Установленные заказчиком требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию на основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Материалами дела подтверждено, что квалификация в указанной закупочной документации установлена не в качестве оценочного критерия, а в качестве критерия допуска к участию в закупке. Такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика и приводят к необоснованному ограничению конкуренции. Кроме того, предъявленные к участникам требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по выполнению работ. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований.

Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона, поскольку такой персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, и, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в аукционе.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости его выдачи.

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

 

 

                              РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «ФПК» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 5043/ОАЭ-ДВОСТ/20 на право заключения договора оказания услуг по обслуживанию служебно-технических вагонов (извещение № 32009569673) обоснованной.

2.Признать действия ОАО «РЖД» при проведении данной закупки нарушающим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать ОАО «РЖД» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки.

Связанные организации

Связанные организации не указаны