Решение б/н Дальневосточный территориальный отдел Управления Федеральной... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №32

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Дальневосточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее – Отдел) и ООО «Радэкс», рассмотрев дело № 8-01/125, возбужденное в отношении Дальневосточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту по признакам нарушения статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе проведения проверки по  заявлению ООО «Радэкс» (далее – заявитель) в связи с отказом в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома ООО «Алди» по результатам радиационных измерений, проведенных заявителем, установлено:

- ООО «Радэкс» является лабораторией радиационного контроля, аккредитованной в установленном порядке в системе аккредитации лабораторий радиационного контроля (САРК) на проведение радиационных измерений, что подтверждается аттестатом аккредитации от 09.07.2008, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации;

- 22.03.2010 заявителем проведены радиационные измерения лома черных металлов ООО «Алди» с целью отправки железнодорожным транспортом, о чем составлен протокол радиационного контроля №152-03;

- ООО «Алди» направило заявление в Дальневосточный территориальный отдел управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения с приложением указанного  протокола и других необходимых документов, но получило отказ в выдаче заключения в связи с тем, что радиационный контроль проведен организацией с ненадлежащей организационно-правовой формой.

 

В заседании представитель Отдела пояснил, что Отдел является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, последний, в свою очередь, входит в состав Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации. Соответственно, Отдел исполняет указание руководителя Роспотребнадзора России Г.Г. Онищенко от 04.03.2010 №013098-0-32 о том, что платные услуги, оказываемые в целях предоставления территориальными органами Роспотребнадзора государственных услуг, могут оказываться федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями. Указанное письмо основывается на положениях Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 №984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг» (далее – Постановление №984). Протоколы, представленные ООО «Алди» для получения санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома, оформлены надлежащим образом. Но для получения указанного заключения необходимы протоколы радиационных измерений, проведенных организациями с надлежащей организационно-правовой формой. В Хабаровском крае удовлетворяют данным требованиям только ФГУП «Радон» и Дальневосточный филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».

 

Представитель ООО «Радэкс» считает, что письмо руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко не распространяется на радиационные измерения. Радиационный контроль относится к ведению горного и промышленного надзора. Доставка металлолома железнодорожным транспортом требует санитарно-эпидемиологического заключения. При транспортировке металлолома другим видом транспорта выдача санитарно-эпидемиологического заключения не требуется. Проведение аккредитации осуществляется Ростехнадзором, соответственно, обязательный радиационный контроль партии металлолома имеет отношение к промышленной безопасности и регулируется законом «О промышленной безопасности».

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, пришла к следующему выводу. В соответствии с пунктом 1 части 9 Федерального закона от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее – Закон о радиационной безопасности) государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям Закона о радиационной безопасности.

 

В соответствии с пунктом 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 №224, санитарно-эпидемиологическая экспертиза – это деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52), техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

 

Статья 7 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) определяет, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в частности, ядерную и радиационную безопасность. Пунктом 6 статьи 46 Закона  о техническом регулировании установлено, что до принятия технического регламента по ядерной и радиационной безопасности техническое регулирование в области ядерной       и радиационной безопасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и Федеральным законом «О радиационной безопасности населения». Технический регламент по ядерной и радиационной безопасности в настоящее время не принят, поэтому надлежит руководствоваться указанными федеральными законами.

 

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации проводит аккредитацию и выдает аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации лабораторий радиационного контроля, что соответствует статье 31 Закона о техническом регулировании и пункту 5.4.9  Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294. На основании пункта 4.8. приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 №114 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома»» (далее – Приказ №114) радиационный контроль партии металлолома, подготовленный к реализации, а также загруженного металлоломом транспортного средства проводят аккредитованные в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля. Результаты радиационного контроля оформляются протоколом измерений.

 

Как установлено пунктом 7.3. Приказа №114, санитарно-эпидемиологическое заключение на партию металлолома выдается для загруженной и готовой к отправке транспортной единицы или нескольких единиц, следующих как одно целое в адрес одного грузополучателя, на основе протоколов измерений, проведенных аккредитованными в установленном порядке лабораториями радиационного контроля, и протокола измерений, оформленного на данную партию металлолома заготовительной организацией по результатам производственного радиационного контроля.

 

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения на партию металлолома индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с пунктом 7.5. Приказа №114 должны представить в учреждение госсанэпиднадзора следующие документы:

- заявку на проведение санитарно-эпидемиологической оценки партии металлолома,

- копию лицензии на право деятельности по заготовке (переработке, реализации) металлолома,

- протокол измерений, оформляемый на партию металлолома заготовительной организацией по результатам производственного радиационного контроля,

- протокол измерений аккредитованной в установленном порядке лабораторией радиационного контроля.

 

В соответствии с пунктом 3 приказа Роспотребнадзора России от 19.07.2007 №224 санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию, указанную в подпункте 12 пункта 1, а именно: строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом), предназначенных для использования исключительно на объектах железнодорожного транспорта, выдает руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту – главный санитарный врач РФ по железнодорожному транспорту и его заместитель.  Таким образом, учреждение Госсанэпиднадзора осуществляет санитарно-эпидемиологическую оценку партии металлолома по представленным документам в соответствии с пунктом 2 Перечня платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, утвержденного Постановлением № 984.

 

ООО «Алди» направило в Дальневосточный территориальный отдел управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту  необходимые документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения на металлолом с целью отправки железнодорожным транспортом: заявку на проведение санитарно-эпидемиологической оценки партии металлолома, копию лицензии на право деятельности по заготовке (переработке, реализации) металлолома, протокол измерений, оформляемый по результатам производственного радиационного контроля, протокол измерений аккредитованной в установленном порядке лабораторией радиационного контроля (ООО «Радэкс»),  но получило отказ в выдаче заключения в связи с тем, что радиационный контроль проведен организацией с ненадлежащей организационно-правовой формой.

 

Оказание услуг по проведению радиационных измерений металлолома регулируется Законом о техническом регулировании, Законом о радиационной безопасности и не относится к услугам, поименованным в пункте 2 Постановления №984. В данной связи отказ Отдела Роспотребнадзора в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения не основан на положениях приведенного законодательства. Таким образом, отказывая в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по результатам радиационных измерений, проведенных ООО «Радэкс», Дальневосточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, чем нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за совершение действий, недопустимых антимонопольным законодательством. На основании изложенного  и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Дальневосточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, выразившиеся в непринятии протокола радиационных измерений партии металлолома, выполненных ООО «Радэкс», аккредитованным в установленном законодательством порядке, и в отказе выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, что повлекло необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Дальневосточному территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №22

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 24.05.2010 № 32 по делу № 8-01/125 о нарушении Дальневосточным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Дальневосточному территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с целью чего в дальнейшем принимать протоколы радиационных измерений, составленные по результатам радиационных измерений, проведенных организациями, аккредитованными на данный вид деятельности в соответствии с действующим законодательством, вне зависимости от их организационно-правовых форм.

2. В срок до 10 июня 2010 года сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении данного предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны