Решение №7/6421 О принятии решения по жалобе ООО «Стилком» на действия заказ... от 21 июня 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/74
(027/10/18.1-752/2022)
16 июня 2022 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: …., членов Комиссии: …,
в присутствии представителей:
- ООО «Стилком» - …
- ПАО «Амурский судостроительный завод» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, подключение к видеоконференцсвязи не обеспечило,
рассмотрев жалобу ООО «Стилком» на действия заказчика – ПАО «Амурский судостроительный завод» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на поставку порошковой сварочной проволоки 48ПП-8Н, ПП-СВП1 ф 1,2 мм (извещение на ЭТП «АСТ ГОЗ» №220542700056), материалы дела №7-11/65 (027/10/18.1-752/2022),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Стилком» на действия заказчика – ПАО «Амурский судостроительный завод» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на поставку порошковой сварочной проволоки 48ПП-8Н, ПП-СВП1 ф 1,2 мм (извещение на ЭТП «АСТ ГОЗ» №220542700056).
Из жалобы следует, что закупочной комиссией при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме необоснованно принято решение о несоответствии заявки ООО «Стилком» условиям документации о закупке, что противоречит Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (далее - Закон о закупках).
ПАО «Амурский судостроительный завод» не согласно с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 14.06.2022 (вх. №7/9638 от 15.06.2022).
Заслушав представителя общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Исходя из требований пп. 1 п. 10 ст. 4 Закона о закупках, обязанность описания технических и функциональных характеристик, требований к упаковке закупаемой продукции, сохраняется за заказчиком в любом случае, даже когда эквиваленты по закупке не допускаются.
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.
22.04.2022 ПАО «АСЗ» на официальном сайте www.astgoz.ru размещено извещение №220542700056 о проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на поставку порошковой сварочной проволоки 48ПП-8Н, ПП-СВП1 ф 1,2 мм. Дата окончания подачи заявок – 06.05.2022. Дата рассмотрения заявок – 12.05.2022. Дата подведения итогов – 13.05.2022. Начальная (максимальная) цена договора – 17 728 200,00 рублей.
В соответствии с п. 4 решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации «О порядке сертификации (аттестации) предприятий-производителей сварочных материалов, предназначенных для изготовления корпусных конструкций и оборудования кораблей, судов ВМФ по государственному оборонному заказу» (далее – решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации) АО «ОСК», руководителям судостроительных и судоремонтных предприятий, конструкторских бюро, научно-исследовательских организаций и Управлению военных приемок Министерства обороны Российской Федерации при выборе предприятий-производителей сварочных материалов, а также при заключении контрактов (договоров) на их поставку для использования при изготовления корпусных конструкций и оборудования кораблей, судов ВМФ по государственному оборонному заказу руководствоваться Реестром прошедших аттестацию предприятий-производителей и конкретных марок сварочных материалов.
Согласно п. 7 Приложения к решению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации «Положение об отраслевом центре сертификации (аттестации) сварочных материалов» на основании выполненных освидетельствований и испытаний согласно положениям пунктов 4, 5 и 6 настоящего порядка предприятиям-производителям выдаются следующие документы:
- свидетельство о признании предприятия-производителя сварочных материалов;
- сертификат об одобрении сварочных материалов.
Свидетельство о признании предприятия-производителя сварочных материалов выдается сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения и предоставляет заявителю право осуществлять коммерческую деятельность в рамках законодательства Российской Федерации в области осуществления поставок продукции для изготовления корпусных конструкций и оборудования кораблей, судов ВМФ по государственному оборонному заказу в соответствии с номенклатурой подтвержденной сертификатами об одобрении сварочных материалов.
Сертификат об одобрении сварочных материалов выдается на имя предприятия-производителя сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения и удостоверяет соответствие качества конкретных марок сварочных материалов требованиям, установленным требованиями технической документации (ОСТ5Р, ОСТВ5Р, РД5, ТУ и др.) и технологическими регламентами, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 4.1.17 раздела 4 «Информационная форма» заказчиком установлены специальные требования к продукции (предмету закупки): 1) не допускается поставка товара (в соответствии со Спецификациями №1 - №2) иностранного производства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01 августа 2020 г. №1152 «Об утверждении Положения о порядке применения продукции иностранного производства и обеспечения технологической независимости Российской Федерации от использования такой продукции в образцах вооружения, военной и специальной техники»; 2) наличие свидетельства о признании предприятия-производителя сварочных материалов (СПП ф. 03) на имя предприятия-производителя, выданное Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт»; 3) наличие сертификата об одобрении сварочных материалов (СОСМ ф. 04) на конкретную марку сварочных материалов, выданное Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт».
Пунктом 4.1.18 раздела 4 «Информационная карта» заказчиком определены документы, подтверждающие соответствие предлагаемой продукции (предмета закупки) установленным требования: 1) участник указывает в строке «Страна происхождения Товара» своей Заявки на участие (форма №1 Приложения №3 к Документации) и столбце «Страна происхождения Товара» в своем Технико-коммерческом предложении (форма №2 Приложения №3 к Документации) страну «Россия» в случае согласия поставки продукции российского происхождения в соответствии с условиями проекта договора. Указание Участником в строке «Страна происхождения Товара» своей Заявки на участие (форма №1 Приложения №3 к Документации) и столбце «Страна происхождения Товара» в своем Технико-коммерческом предложении (форма №2 Приложения №3 к Документации) информации о стране происхождения товара, не соответствующей требованиям Спецификаций №1 - №2 (Приложения №2.1 - №2.2 к Документации), либо отсутствие в перечисленных документах информации о стране происхождения товара будет являться причиной для признания заявки Участника не соответствующей требованиям, установленным Заказчиком в закупочной документации; 2) копия свидетельства о признании предприятия-производителя сварочных материалов (СПП ф. 03) на имя предприятия-производителя, выданное Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт»; 3) копия сертификата об одобрении сварочных материалов (СОСМ ф. 04) на конкретную марку сварочных материалов, выданное Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт».
Непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов и/или разъяснений в установленный в запросе срок может служить основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений (п. 3.7.5 закупочной документации).
В силу п. В.3.4.6 Положения о закупках ПАО «Амурский судостроительный завод» при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений участник процедуры закупки не допускается закупочной комиссией к участию в запросе предложений в случае: 1) непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки, а также предлагаемых участником процедуры закупки товарах, работах, услугах; 2) несоответствия участника процедуры закупки требованиям, установленным в закупочной документации; 3) непредставления обеспечения заявки на участие в запросе предложений, если требование обеспечения таких заявок указано
в закупочной документации; 4) несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям закупочной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции; 5) наличия сведений об участнике процедуры закупки
в федеральных реестрах недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено в документации процедуры закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 17.05.2022 заявка №21495 (ООО «Стилком») закупочной комиссией отклонена от дальнейшего участия в закупочной процедуре по следующему основанию: в соответствии с пп. 1 и пп.4 п. В3.4.6 Положения о закупках ПАО «АСЗ», а именно: - предложение участника не соответствует следующему требованию, установленному в «Свидетельстве о признании предприятия-производителя сварочных материалов №20.124.030» - «Свидетельство действительно до 29.12.2025 при условии ежегодного подтверждения и выполнения требований Технологического регламента, утвержденного Минпромторгом Российской Федерации» (в представленном свидетельстве отсутствуют отметки о ежегодном подтверждении свидетельства на 2021 год и 2022 год); - предложение участника не соответствует следующему требованию, установленному в «Сертификате об одобрении сварочных материалов №20.125.030» (сертификат действителен до 29.12.2022 при условии ежегодного подтверждения» (в представленном сертификате отсутствуют отметки о ежегодном подтверждении сертификата на 2021 год и 2022 год).
Из заявки ООО «Стилком», поданной на участие в данном закрытом запросе предложений в электронной форме следует, что общество представило в составе заявки:
1) свидетельство о признании предприятия-производителя сварочных материалов от 29.12.2020 №20.124.030, которое действительно до 29.12.2025 при условии ежегодного подтверждения и выполнения требований Технологического регламента, утвержденного Минпромторгом Российской Федерации. В данном свидетельстве отсутствуют отметки о подтверждении свидетельства в 2021 году и 2022 году;
2) сертификат об одобрении сварочных материалов от 26.11.2020 №20.125.030, который действителен до 26.11.2025 при условии ежегодного подтверждения. В данном свидетельстве отсутствуют отметки о подтверждении свидетельства в 2021 году и 2022 году.
Таким образом, в представленных в составе заявки ООО «Стилком» свидетельстве о признании предприятия-производителя сварочных материалов №20.124.030, сертификате об одобрении сварочных материалов №20.125.030 отсутствуют отметки о подтверждении данного свидетельства и сертификата.
Поскольку ООО «Стилком» не соответствует требованиям, установленных заказчиком в п. 4.1.17 закупочной документации, закупочной комиссией правомерно отклонена данная заявка от участия в данном закрытом запросе предложений в электронной форме, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Стилком» на действия заказчика – ПАО «Амурский судостроительный завод» при проведении закрытого запроса предложений в электронной форме на поставку порошковой сварочной проволоки 48ПП-8Н, ПП-СВП1 ф 1,2 мм (извещение на ЭТП «АСТ ГОЗ» №220542700056) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.