Решение №027/01/18.1- 1301/2020 Решение по жалобе ИП Никитиной на действия конкурсной коми... от 7 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего   врио руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:  начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,  ведущий специалист-эксперт Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

    • ИП Никитиной И.Р. -  по доверенности от 21.02.2020,
    •  Управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска –  по доверенности от 29.01.2020,  по доверенности от 25.12.2019, по доверенности от 29.01.2020,  по доверенности от 27.02.2020,

                                                                                                                                   

рассмотрев жалобу ИП Никитиной И.Р., материалы дела №8-01/301 (027/01/18.1-1301/2020),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба индивидуального предпринимателя И.Р. Никитиной  на действия  конкурсной комиссии  управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска при проведении конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Как следует из жалобы, заявка предпринимателя, поданная на участие в конкурсе  по лоту №1 (маршрут №4), необоснованно  признана не подлежащей оценке и сопоставлению в связи с недостоверными сведениями, сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств указаны не в полном объеме,  среднее количество транспортных средств не соответствует среднему количеству транспортных средств, предусмотренных в договорах обязательного страхования гражданской ответственности.

В заседании комиссии представитель  заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, представила дополнения к жалобе, согласно которым решением арбитражного суда Хабаровского края по делу №А73-12541/2019 заявка предпринимателя, поданная на участие в данном конкурсе, признана соответствующей требованиям статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», заявка содержала все договоры обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшие в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса, среднее количество транспортных средств исчислено предпринимателем исходя из выходящих на линию транспортных средств, среднее количество транспортных средств не может быть дробным, в предоставлении разъяснений на запрос о порядке заполнения заявки заявителю было необоснованно отказано, в конкурсной документации в нарушение подпункта 8 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не указан порядок предоставления разъяснений положений конкурсной документации, не указаны сроки, отведенные на предоставление разъяснений. Конкурс необоснованно признан несостоявшимся.

 Представители организатора конкурса в заседании комиссии Хабаровского УФАС России  с доводами жалобы не согласились, пояснив,   что  в заявке предпринимателя указаны 2 государственных знака транспортных средств, при этом в  договорах обязательного страхования гражданской ответственности имеются сведения о 4  государственных знаках транспортных средств, среднее количество указанных в заявке транспортных средств 2, что свидетельствует о недостоверности представленных сведений. За разъяснениями предприниматель не обращалась, в случае обращения ответ предоставляется в соответствии  с Федеральным законом №59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан». 220-ФЗ не установлена обязанность указания в конкурсной документации порядка предоставления ответов на запросы о  разъяснении положений конкурсной документации.

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы, пришла к следующим выводам.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось по ходатайству ИП Никитиной И.Р. до 07.09.2020.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17).

В силу положений статьи 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Из статей 21, 22 Закона № 220-ФЗ следует, что предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

Извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном организатором открытого конкурса.

В извещении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения: наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора открытого конкурса; предмет открытого конкурса; срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация; размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление конкурсной документации на бумажном носителе, если указанная плата установлена; место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, а также место и дата рассмотрения заявок и подведения итогов открытого конкурса.

В соответствии  с частью 2 статьи 24 Закона №220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений Закона №220-ФЗ. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат  недостоверные сведения, отклоняются.

В соответствии с частью 4.1  статьи  24 Закона №220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна в том числе содержать следующие сведения:

- количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения (пункт 1);

- среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения (пункт 2);

-государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения (пункт 3).

  Среднее количество транспортных средств, учитываемое при определении критерия, предусмотренного пунктом 1 части 3 настоящей статьи, рассчитывается исходя из общего количества в течение года, предшествующего дате размещения извещения, дней действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности в отношении указанных в заявке на участие в открытом конкурсе транспортных средств, отнесенного к количеству дней в соответствующем году (часть 4.2 статьи 24 Закона №220-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 24 Закона №220-ФЗ  в случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.

Из системного толкования части 1 статьи 23, частей 2  и 7 статьи 24 Закона №220-ФЗ следует, что заявки на участие в конкурсе могут быть отклонены как в случае несоответствия лица требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса в соответствии со статьей статья 23 названного закона, так и в случае несоответствия заявки требованиям конкурсной документации либо предоставления недостоверных сведений.

Порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией (часть 11 статьи 24 Закона №220-ФЗ).

Закон №220-ФЗ не содержит обязанности организатора конкурса указывать в конкурсной документации порядок дачи разъяснений на запросы.

Постановлением администрации города Хабаровска от 16.03.2016 №771 утвержден порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее – Порядок).

К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям статьи 23 Закона №223-ФЗ (пункт 1.4 Порядка).

Для участия в открытом конкурсе юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества представляется заявка на участие в конкурсе по форме согласно приложению №1 к данному порядку, при этом в заявке указывается информация о транспортных средствах, количество которых определяется конкурсной документацией (пункт 2.1 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка в течение срока, не превышающего 25 дней со дня вскрытия конвертов с заявками, конкурсная комиссия принимает решение о допуске к участию в конкурсе участников конкурса, соответствующих требованиям статьи 23 Закона №220-ФЗ (подпункт 2), проверяет заявки, а также приложенные к ним документы, на соответствие требованиям, установленным пунктами 2.1-2.6 Порядка (подпункт 3).

По результатам действий, указанных в пункте 3.5 Порядка, конкурсная комиссия определяет заявки участников конкурса, подлежащим оценке и сопоставлению (пункт 3.6 Порядка).

Заявки, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (пункт 3.7 Порядка). Заявки, не соответствующие установленным Порядком форме и требованиям к их содержанию, рассмотрению не подлежат (пункт 3.8 Порядка).

Указанные в подпункте 2 пункта 3.5 и пункте 3.6 Порядка решения отражаются в протоколе, который не позднее чем через 30 дней со дня вскрытия конвертов с заявками подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии (пункт 3.9 Порядка). 

К заявке прилагаются в том числе копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности участника открытого конкурса за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавших в течение года, предшествующего дате размещения извещения (подпункт 1 пункта 2 требований к составу и порядку представления заявки).

05.04.2019 на официальном сайте администрации города Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www. кhabarovskadm.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства на осуществление регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по маршруту №4 (лот №1), конкурсная документация.

Срок подачи заявок – с 08.04.2019 по 29.04.2019, дата вскрытия конвертов – 06.05.2019. Рассмотрение заявок и подведение итогов– 04.06.2019.

  Как следует из конкурсной документации, конкурсное предложение должно содержать в том числе информацию о транспортных средствах и их характеристиках, количестве дорожно-транспортных происшествий, о среднем количестве транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими  в течение года, предшествующего дате размещения извещения (количество транспортных единиц), сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

В форме конкурсного предложения указано, что среднее количество транспортных средств рассчитывается исходя из общего количества в течение года, предшествующего дате размещения извещения, дней действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности в отношении указанных в заявке на участие в открытом конкурсе транспортных средств, отнесенного к количеству дней в соответствующем году.

В конкурсной документации указаны требования к составу и порядку предоставления заявки на участие в конкурсе, в соответствии с которыми заявка на участие в конкурсе подается по форме, включенной в конкурсную документацию, в заявке указывается информация о транспортных средствах, количество которых определяется конкурсной документацией (пункт 1), к заявке прилагаются в том числе копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности участника конкурса за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавших в течение года, предшествующего дате размещения извещения (подпункт 1 пункта 2).

Данные требования к заявке на участие в конкурсе соответствуют части 4.1 статьи 24 закона №220-ФЗ.

Согласно протоколам от 06.05.2019 №1, от 30.05.2019 №2, на участие в конкурсе поступило 5 заявок, в числе которых заявка ИП Никитиной И.Р. (заявка №3), конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всем заявкам по причине несоответствия  участников требованиям статьи 23 Закона №220-ФЗ,  ИП Никитиной И.Р. отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием пункту 4 части 1 статьи 23 Закона №220-ФЗ (наличие задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период).

По иным основаниям заявка предпринимателя не оценивалась и не отклонялась.

Отказ в допуске к участию в конкурсе ИП Никитиной И.Р. обжалован в суд, арбитражным судом Хабаровского края по делу №А73-12541/2019 ее исковое заявление удовлетворено, отказ в допуске признан незаконным, при этом в судебных  актах указано, что надлежащих доказательств, подтверждающих факт задолженности предпринимателя Никитиной И.Р. по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период, у конкурсной комиссии не было, следовательно, правовых оснований, установленных Законом № 220-ФЗ, Порядком и конкурсной документацией для отклонения её заявки не имелось. 

Судами заявка ИП Никитиной И.Р. на соответствие иным требованиям Закона №220-ФЗ, Порядка и конкурсной документации не проверялась и не оценивалась.

Как следует из протокола от 30.07.2020 №3, конкурсной комиссией проведено повторное рассмотрение заявки предпринимателя во исполнение постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 по делу №А73-12541/2019, протокол от 30.05.2019 №2 дополнен пунктом 1.1 следующего содержания: заявка ИП Никитиной И.Р. (№3) признана не подлежащей оценке и сопоставлению, так как содержит недостоверные сведения (сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств, указанных в заявке, не соответствует сведениям о транспортных средствах, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, приложенных к заявке, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;  среднее количество транспортных средств, указанное в заявке, не соответствует среднему количеству транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса); пункт 1 решения протокола изложен в другой редакции, 4 заявкам отказано в допуске к участию в конкурсе; пункт 2 протокола изменен, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что все заявки признаны несоответствующими требованиям конкурсной документации.

Из заявки предпринимателя И.Р. Никитиной (№3) следует, что в сводной информации о транспортных средствах указано 8 транспортных средств малого класса, среднее количество транспортных средств — 2 единицы, опыт 2 года, сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств — 2 (Н590ТО27, Н451ТО27, М865МУ125, Н452ТО27), что означает наличие 4 транспортных средств, также в заявке предприниматель указала, что подавая заявку на участие в конкурсе, принимает условия организации и проведения конкурса, обязуется подтвердить наличие у нее на праве собственности или на ином законном основании  транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в конкурсе и гарантирует настоящей заявкой достоверность представленной информации.

Поскольку предпринимателем представлена противоречивая информация о государственных регистрационных знаках транспортных средств, их количестве, среднее количество транспортных средств, указанное в заявке, также не соответствует среднему количеству транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении конкурса, оснований для признания такой заявки соответствующей требованиям Порядка, конкурсной документации у конкурсной комиссии не имелось.

Довод жалобы в данной части признается необоснованным.

Касательно довода жалобы о неуказании в конкурсной документации порядка дачи разъяснений на запросы комиссия Хабаровского УФАС России  полагает необходимым отметить, что отсутствие в конкурсной документации такого порядка не свидетельствует о невозможности направления запросов на разъяснение и не освобождает организатора конкурса от обязанности рассмотреть поступивший запрос и предоставить разъяснения.

В данной связи довод заявителя об отказе в предоставлении разъяснений комиссией Хабаровского УФАС России не принимается, так как предпринимателем не доказан факт обращения в конкурсную комиссию, к организатору конкурса  за разъяснениями,  жалоба в данной части также признается необоснованной.

Ссылки заявителя на нарушение подпункта 8 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части неуказания в конкурсной документации  порядка предоставления разъяснений положений конкурсной документации комиссией Хабаровского УФАС России не принимаются, поскольку соответствующие положения не регламентируют данные правоотношения.

Исходя из установленных обстоятельств, признание конкурса несостоявшимся соответствует части 7 статьи 24 Закона №220-ФЗ. 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

  Признать жалобу  индивидуального предпринимателя И.Р. Никитиной  на действия  конкурсной комиссии  управления промышленности, транспорта, связи администрации города Хабаровска при проведении конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по лоту №1 (маршрут №4) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны