Решение №8-01/159 по жалобе ООО «Ахви Рус» на действия АО «РусГидро Снабжение»... от 5 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/159

(027/01/18.1-296/2019)

05 июня 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе

<…>

в присутствии представителей:

- ООО «Ахви Рус» - генеральный директор – <…>, <…> – по доверенности,

- АО «РусГидро Снабжение» - <…>. – по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Ахви Рус» на действия АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку мульчеров для нужд ПАО «Якутскэнерго» (извещение №31907538795), материалы дела №027/01/18.1-296/2019,

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Ахви Рус» на действия АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку мульчеров для нужд ПАО «Якутскэнерго» (извещение №31907538795).

Из жалобы следует, что заказчик предъявил к участникам закупки требования, не предусмотренные документацией о конкурентной закупке, что нарушает Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

04.06.2019 в УФАС России по Хабаровскому краю поступили письменные дополнения к жалобе ООО «Ахви Рус» из них следует, что в соответствии с п. 1.1 Технических требований к поставляемой продукции (Лот №575 «Мульчеры») продукция должна соответствовать или превышать требования технических характеристик по производительности и эргономическим показателям, указанных в п.8 Технических требований к поставляемой продукции (Лот №575 «Мульчеры»). В соответствии с п. 1.2 Технических требований к поставляемой продукции (Лот №575 «Мульчеры») продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов, указанных в характеристиках продукции (п.8). Технические характеристики продукции, представляемой ООО «ТД «Агроснабсервис» не соответствует документации конкурса на право заключения договора на поставку мульчеров для нужд ПАО «Якутсэнерго».

Из письменных возражений АО «РусГидро Снабжение» от 03.06.2019 №430 следует, что техническом предложении ООО «ТД «Агроснабсервис» (приложение 1 к письму о подаче оферты от 04.04.2019) указан предлагаемый к поставке мульчер и его технические и функциональные характеристики по позициям, определенным техническими требованиями заказчика, которые признаны соответствующими требованиям заказчика. В связи с чем у закупочной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки общества от участия в закупке. При оценке заявок участников по ценовому критерию заявке ООО «ТД «Агроснабсервис» в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925 предоставлен приоритет, поскольку в заявке общества содержится предложение о поставке товара российского происхождения, а в заявке ООО «Ахви Рус» предложен к поставке товар иностранного производства.

Рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе ООО «Ахви Рус» в порядке ч. 14.1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 09:00 05.06.2019.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые является предметом конкурентной закупки, их функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); требования к участникам такой закупки.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

На основании пункта 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

18.02.2019 АО «РусГидро Снабжение» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №31907538795 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку мульчеров для нужд ПАО «Якутскэнерго». Дата начала срока подачи заявок – 18.05.2019 (МСК). Дата и время окончания подачи заявок – 05.04.2019 в 16:00 (МСК). Дата рассмотрения заявок – 29.04.2019 (МСК). Дата подведения итогов – 13.05.2019 (МСК). Начальная (максимальная) цена контракта – 69 123 716, 67 руб.

В пункте 3.3 Единого Положения о закупке продукции для нужд группы РусГидро от 04.10.2018 №277 (далее – Положение) установлены права и обязанности участников конкурентной закупки.

Подпунктом 3.3.6 пункта 3.3 Положения установлено, что участник любых конкурентных закупок имеет права в том числе изменять, дополнять или отзывать свою заявку до истечения срока подачи заявок.

Пунктом 6.3 Положения установлены требования к участникам.

Согласно подпунктам 6.3.3, 6.3.4 пункта 6.3 Положения участник должен подготовить заявку по форме, установленной в документации о закупке. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием (акцептом – в случае проведения торгов) всех условий заказчика (организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности участника; Заказчик определяет требования к участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам.

Согласно подпункту 6.3.7 пункта 6.3 Положения иные требования устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

В пункте 6.4.10 пункта 6.4 Положения установлено, что организатор закупки вправе требовать от участников документального подтверждения соответствия продукции, процессов ее производства, хранения, перевозки и др., проведенного на основании действующего законодательства о техническом регулировании. Организатор закупки не вправе устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации.

Подпунктом 2.1 пункта 2 технического требования к поставляемой продукции (Лот №575 «Мульчеры») определено, что для подтверждения соответствия предлагаемой продукции обязательным требованиям статьей 6-10 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», обеспечивающим ее безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среду и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, участник обязан представить копию действующего сертификата, выдаваемого органами сертификации на каждый тип продукции, либо копию декларации соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» №823 от 18.10.2011 и ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» №60 от 20.07.2012.

Согласно подпункту 4.9.6 пункта 4.9 документации о закупке по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям: несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов; несоответствие участников требованиям Документации о закупке; несоответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей товара требованиям документации о закупке (в случае установления соответствующих требований в документации о закупке); несоответствие предлагаемой продукции требованиям документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции; несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям документации о закупке, в том числе превышение цены заявки установленного размера НМЦ; несоответствие размера, формы, условий и порядка предоставления обеспечения заявки (в случае установления соответствующих требований в документации о закупке).

Пунктом 8 Технических требований к поставляемой продукции установлены характеристики товара и требования по техническому оснащению, где в том числе определен рабочий объем двигателя – min-max/6,7-7,1.

Подпунктом 4.5.1.1 пункта 4.5 Раздела 4 документации о закупке установлено, что участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (Приложение №4 – Состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Согласно пунктам 8-10 приложения №4 установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать следующий комплект документов с учетом требований подраздела 4.5, а также иных условий настоящей документации о закупке в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника обязательным требованиям настоящей документации о закупке (подраздел 10.1); документы, подтверждающие соответствие участника специальным требованиям настоящей документации о закупке (подраздел 10.2); документы, подтверждающие соответствие участника квалификационным требованиям настоящей документации о закупке (подраздел 10.3).

Также приложение №4 содержит, что в случае если по каким-либо причинам участник не может предоставить какой-либо из требуемых документов, он может в составе заявки приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа (однако предоставление данной справки носит исключительно информационный характер и не может являться основанием для снятия с участника обязанности по предоставлению требуемого документа). Срок данным приложением не определен.

Таким образом, из совокупности приведенных требований положения о закупке, закупочной документации следует, что предоставление справки о причине отсутствия требуемых документов не снимает с участника закупки обязанности предоставить требуемые документы в пределах срока подачи заявок.

Частями 2,3 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 031/2012 от 20.07.2012 №60 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» установлено, что тракторы, прицепы или компоненты подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации; сертификация тракторов, прицепов или компонентов, выпускаемых серийно, осуществляется по схеме 1с. Тракторы, прицепы или компоненты для сертификации представляет изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №823 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» утвержден перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента таможенного союза «О безопасности машин и оборудований» (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где в том числе Оборудование технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава (п.36).

Также Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №823 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» утвержден перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации, где в том числе оборудование технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава (п.8); оборудование технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава (кроме пил бензиномоторных и цепных электрических) (п.33).

Таким образом, наличие декларации либо сертификата является обязательным.

В соответствии с протоколом вскрытия поступивших конвертов с заявками участников закупки от 05.04.2019 №31907538795 на участие в конкурсе поданы следующие заявки: ООО «Экспо-трейд»; ООО «ТД «Агроснабсервис»; ООО «Ахви Рус».

В соответствии с протоколом рассмотрения по открытому конкурсу от 29.014.2019 №РГС-21/ОК-Р закупочная комиссия решила отклонить заявку ООО «Экспо-трейд» в связи с предложением предоплаты – 100%, что не соответствует условиям п. 2.6 проекта договора. Закупочная комиссия решила назначить переторжку.

В соответствии с протоколом процедуры переторжки от 07.05.2019 №РГС-21/ОК-П ООО «Ахви Рус» не принял участия в переторжке. В результате проведения переторжки заявок на участие в переторжке были изменены следующим образом: ООО «ТД «АгроСнабСервис» - с 69 123 716,67 руб. до 63 800 000,00 руб.

В соответствии с протоколом выбора победителя от 13.05.2019 № РГС-21/ОК-ВП закупочная комиссия признала победителем закупки ООО «ТД «АгроСнабСервис» с ценой заявки не более 63 800 000,00 руб. без учета НДС.

ООО «Ахви Рус» в своей заявке представило все необходимые в соответствии с закупочной документацией документы, а также сертификат соответствия Таможенного союза №ТС RU C-DE.AY04.B.05687, серия RU №0720344 на оборудование технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава: Мульчер (самоходная лесохозяйственная машина на гусеничном ходу), модели: RT 200, RAPTOR 300, RAPTOR 300г, RT 400, Raptor 500, RAPTOR 800, германского изготовителя «Prinoth GmbH» и Декларация соответствия Евразийского экономического союза от 08.11.2017 оборудования технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава (кроме пил бензиномоторных и цепных электрических): самоходная лесохозяйственная машина на гусеничном ходу, модель RAPTOR 300.

Из заявки ООО «ТД «АгроСнабСервис» следует, что предлагаемый к поставке товар соответствует техническим характеристикам заказчика, за исключением объема двигателя. Участник предложил к поставке товар с объемом двигателя – 8,9 л. Предлагаемый объем двигателя больше, что означает его улучшенность. Присутствующие в заседании комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «Ахви Рус» лица подтвердили, что предложенный ООО «ТД «АгроСнабСервис» объем двигателя больше, чем указан в техническом задании, является улучшенным фактором.

В указанной части жалоба признана необоснованной.

Однако в заявке ООО «ТД «АгроСнабКомплект» отсутствуют необходимые документы в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 технического требования, а именно копия действующего сертификата, выдаваемого органами сертификации на каждый тип продукции, либо копия декларации соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного Союза, вместо них представлены: гарантийное письмо ООО «ДСТ-Урал» от14.03.2019 №14/03/19-01 о том, что ООО «ДСТ-Урал» гарантирует изготовление Мульчеров М832 (в колчестве 2 шт.) для нужд ПАО «Якутскэнерго» в случае признания заявки ООО «ТО «АгроСнабСервис» лучше по результатам проведения указанной закупки; письмо ООО «ДСТ-Урал» от 05.04.2019 №05/04/19-01 о том, что ООО «ДСТ-Урал» гарантирует, что при осуществлении поставки продукции поставщик представит заверенные в установленном порядке копии действующих сертификатов, выданных органами сертификации, или копии декларации соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям Технических регламентов Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» №823 от 18.10.2011 и ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» №60 от 20.07.2012.

Поскольку закупаемый заказчиком товар подлежит обязательному декларированию (сертификации) в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 010/2011 от 18.10.2011 «О безопасности машин и оборудования» №823 и ТР ТС 031/2012 от 20.07.2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» №60, Положением о закупке установлено, что подлежащие включению в состав заявки документы должны быть поданы до окончания срока подачи заявок, следовательно, в случае непредставления в обязательном порядке декларации (сертификата), подлежащие обязательному включению в заявку, влечет отклонение такой заявки.

Поскольку в заявке ООО «ТД «АгроСнабСервис» декларация либо сертификат не представлены, его заявка необоснованно допущена к участию в данном конкурсе в электронной форме и признана победителем.

В данной части Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу признать жалобу обоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Ахви Рус» на действия АО «РусГидро Снабжение» (ИНН/ОГРН: 2815014915/1122815000604) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку мульчеров для нужд ПАО «Якутскэнерго» (извещение №31907538795) обоснованной.

2. Признать действия АО «РусГидро Снабжение» при проведении указанной закупки нарушающими пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «РусГидро Снабжение» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "АХВИ РУС"
ИНН 7817073048, ОГРН 1177847282865
АО «РусГидро Снабжение»
ИНН 1510012774, ОГРН 1041500751016