Решение №027/01/18.1-1625/2020 Решение по жалобе ООО Группа компаний «Иксмэил» на действия... от 25 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии: ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО Группа компаний «Иксмэил» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие в заседании комиссии не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи;
- АО «Военторг-Восток» – по доверенности от 25.11.2020 № 130/2020; по доверенности от 25.11.2020 № 129/2020,
рассмотрев жалобу ООО Группа компаний «Иксмэил», материалы дела № 8-01/419 (027/01/18.1-1625/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС поступила жалоба ООО Группа компаний «Иксмэил» на действия АО «Военторг-Восток» при проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг экспресс - доставки отправлений для нужд АО «Военторг-Восток» (извещение №32009639464).
Из жалобы общества следует, что заявка ООО Группа компаний «Иксмэил» необоснованно отклонена закупочной комиссией.
В заседании комиссии представители АО «Военторг-Восток» с доводом жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменном виде от 20.11.2020 № 7688, пояснив, что участником не представлен расчет и обоснование цены договора. Техническое предложение ООО Группа компаний «Иксмэил», оформленное в соответствии с формой, представленной в Приложении №1 к форме заявки, не является расчетом предполагаемой цены договора и ее обоснованием.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, положением о закупках товаров, работ и услуг АО «Военторг-Восток», утвержденное протоколом Совета директоров от 22.07.2019 (далее – Положение о закупках), размещенным на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Из понятийного аппарата, установленного пунктом 25.1 Положения о закупках запрос цен - это неконкурентная закупка, при которой победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса цен, и содержит наиболее низкую цену договора.
Главой 11 Положения о закупках установлены требования к участникам закупки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 11.8 при рассмотрении заявок на участие в закупках участник закупки не допускается к участию в процедуре, в случае не представления документов (их копий), требование о предоставлении которых содержалось в документации о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о продукции, являющейся предметом закупки (лота).
Главой 15 Положения о закупках установлены основания отклонения заявок участников с демпинговой ценой.
Согласно пункту 15.1 Положения о закупках при подаче участником закупки заявки, содержащей предложение о цене договора на двадцать пять или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, участник, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование, в случае если это требование установлено в закупочной документации.
02.11.2020 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «Военторг-Восток» размещено извещение № 32009639464 о проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг экспресс - доставки отправлений для нужд АО «Военторг-Восток».
Сроки подачи заявок с 02.11.2020 по 06.11.2020. Дата рассмотрения заявок подведения итогов – 09.11.2020. Дата оценки и подведения итогов - 10.11.2020.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 861 465, 60 руб. с учетом НДС (20%), за счет средств от приносящей доход деятельности (за счет собственных средств).
Пунктом 1.4.3.14 извещения установлено, что при подаче участником закупки заявки, содержащей предложение о цене договора на двадцать пять или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, участник, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование.
Заказчик вправе отклонить заявку участника, если он установил, что предложенная в ней цена занижена на двадцать пять или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в извещении о закупке, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены договора и (или) ее обоснование либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявке расчета и обоснования цены договора заказчик пришел к обоснованному выводу о невозможности участника исполнить договор на предложенных им условиях (Пункт 6.4 извещения).
При рассмотрении заявок на участие в закупках участник закупки не допускается к участию в процедуре в случае: установления требований по демпингу цены в соответствии с пунктами 6.4. извещения (Пункт 6.3 извещения).
Согласно протоколу о рассмотрении заявок на участие в запросе цен в электронной форме от 09.11.2020 №244/2020/32009639464 поступило пять заявок участников. Заявка участника ООО Группа компаний «Иксмэил» отклонена закупочной комиссией в соответствии с п. 6.3 раздела 6 извещения, по причине несоответствия ее требованиям, установленным в извещении, а именно непредставление расчета предполагаемой цены договора и ее обоснования, в связи с предположением участника закупки на двадцать пять или более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке (несоответствие п. 1.4.3.14 извещения о закупке).
Материалами дела установлено, что в соответствии с п. 6.1 извещения заказчик при рассмотрении заявки участника изучает все представленные документы, в составе заявки.
В соответствии с п. 6.3 извещения при рассмотрении заявок на участие в закупках участник закупки не допускается к участию в процедуре в случае, установления требований по демпингу цены в соответствии с пунктами 6.4. извещения.
В соответствии с п. 6.4 извещения заказчик вправе отклонить заявку участника, если он установил, что предложенная в ней цена занижена на двадцать пять или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в извещении о закупке, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены договора и (или) ее обоснование.
Как следует из заявки ООО Группа компаний «Иксмэил», в составе заявки приложены следующие документы: заявка на участие; техническое предложение; анкета участника; бухгалтерская отчетность; декларация соответствия; полномочия руководителя; решение о создании общества; устав; ИНН; ОГРН; решение о крупной сделке; лицензия; копия приказа главного бухгалтера; выписка ЕГРЮЛ; выписка СМП.
Довод ООО Группа компаний «Иксмэил» о том, что в составе заявки предоставлено подтверждение расчета предлагаемой цены договора и её обоснование в техническом предложении ООО Группа компаний «Иксмэил», Комиссией Хабаровского УФАС России не принимается, поскольку техническое предложение не является расчетом предполагаемой цены договора и ее обоснованием. Документов, подтверждающих расчеты предполагаемой цены договора и ее обоснование, в составе заявки участником не представлено.
Заказчиком не предусмотрен закрытый перечень документов, подтверждающих обоснование предложенной цены договора, а также форма таких документов. Обязанность представления документов, подтверждающих возможность осуществить оказание услуг (исполнения договора), введена в качестве антидемпинговой меры в целях защиты заказчика от недобросовестных действий участников закупки и применяется в случае существенного (более чем на 25%) снижения цены по сравнению с начальной ценой закупки.
В качестве документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить оказание услуг (исполнения договора) по предлагаемой цене, могут быть представлены любые первичные документы, объективно подтверждающие факт исполнения договора (договор, накладная и т.п., то есть документы, подтверждающие реальную возможность поставить товары).
Принимая участие в закупках и понижая в ходе закупки цену товара более чем на 25%, участник закупки принимает на себя обязанность по представлению доказательств реальности исполнения договора по такой цене, и не подтверждённое какими-либо документами возможность об исполнения договора по предлагаемой цене таким доказательством не является, участник, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки представить расчет предлагаемой цены договора и её обоснование.
Исходя из материалов дела, жалобу ООО Группа компаний «Иксмэил» на действия АО «Военторг-Восток» комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Группа компаний «Иксмэил» на действия АО «Военторг-Восток» при проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг экспресс - доставки отправлений для нужд АО «Военторг-Восток» (извещение №32009639464), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия