Решение б/н ИП Шевченко от 5 декабря 2009 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/57 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы еженедельника «Экспресс курьер» с использованием словосочетания «номер <...> в Комсомольске»,в присутствии коммерческого директора ИП Шевченко,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление издателя и главного редактора газеты «Рекламный курьер», свидетельствующее о том, что на территории г. Комсомольска-на-Амуре на ул. Вокзальная и на Комсомольском шоссе размещены 2 стендовые конструкции форматом 6х3 м., содержащие информацию о том, что «Рекламный еженедельник «Экспресс курьер» номер <...> в Комсомольске».
Аналогичная реклама распространена на первой странице указанного печатного издания в выпусках за март
Суть требований заявителя заключается в оценке подобной информации, распространяемой названным СМИ, на соответствие требованиям рекламного законодательства.
В ходе служебного расследования установлено следующее.
Содержащаяся на стендовых конструкциях информация является рекламной, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования – еженедельной газете «Экспресс курьер».
Имеющиеся в слогане термины имеют следующую трактовку.
«Номер»:
1. Порядковое число предмета в ряду других однородных; цифровое обозначение такого числа.
2. Предмет или лицо, обозначенные определенным числом по порядку.
«Первый»:
1. Первоначальный, самый ранний, происходящий, действующий раньше всех других.
2. Лучший из всех в каком-нибудь отношении.
(С.Н. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, 4-е издание, дополненное, Москва, 1999, стр. 421 и 499).
Кроме того, термин «первый» является синонимом слова «главный», что означает «самый важный, основной, возглавляющий что-нибудь» (там же, стр. 131).
Таким образом, по смыслу рекламы в том виде, в котором она распространена, следует, что газета «Экспресс курьер» среди рекламных еженедельников, издаваемых в г. Комсомольске-на-Амуре, является самой ранней, действующей раньше всех других, лучшей из всех, самой важной и основной, что ставит ее в преимущественное положение.
Между тем, установлено, что в соответствии со свидетельствами о регистрации средств массовой информации, еженедельник «Экспресс курьер» начал издаваться позже, чем газета «Рекламный курьер».
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недостоверной.
Кроме того, использованное редакцией газеты «Экспресс курьер» в собственной рекламе словосочетание «номер <...> в Комсомольске» является некорректным, поскольку носит категоричный, всеобъемлющий характер и без уточнения критерия оценки свидетельствует о том, что рекламируемый еженедельник лучший во всем по сравнению с другими рекламными еженедельниками г. Комсомольска-на-Амуре.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недобросовестной.
Таким образом, реклама газеты «Экспресс курьер», распространенная на территории г. Комсомольска – на -Амуре наружными средствами и на первых полосах издания с использованием словосочетания «номер <...> в Комсомольске», является ненадлежащей.
На основании части 6 статьи 38 Закона РФ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель – лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Размещение рекламы газеты «Экспресс курьер» на стендовых конструкциях на территории г. Комсомольска-на-Амуре произведено в рамках договора по оказанию услуг по распространению наружной рекламы от 03 марта
Согласно договору заказчик предоставляет готовую рекламную продукцию, исполнитель, в свою очередь, размещает рекламную информацию заказчика и осуществляет техническое обслуживание рекламных объектов.
Распространителем рекламы в рекламном еженедельнике «Экспресс Курьер» является также ИП Шевченко, являющаяся издателем и главным редактором названного СМИ.
Следовательно, в спорной ситуации лицом, определившим объект рекламирования и содержание наружной рекламы еженедельника «Экспресс курьер», является ИП Шевченко, следовательно, по ее вине произошло распространение ненадлежащей рекламы.
В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии представитель ИП Шевченко полностью признала допущенные нарушения рекламного законодательства и пояснила, что редакция газеты «Экспресс курьер», употребив словосочетание «№ 1 в Комсомольске», не ставила цель позиционировать себя как первой и главной во всем. По мере того, как газета стала полноцветным изданием и в ней впервые среди рекламных СМИ г. Комсомольска-на-Амуре начали печататься новости, редакция посчитала возможным употребление термина «№1».
Вместе с тем, Комиссией отмечено, что без уточнения критерия оценки преимущественного положения газеты «Экспресс курьер» по сравнению с другими изданиями, использование словосочетания «номер <...> в Комсомольске», является некорректным.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу индивидуального предпринимателя Шевченко «Рекламный еженедельник «Экспресс курьер» номер <...> в Комсомольске», размещенную в г. Комсомольске-на-Амуре на 2-х стендовых конструкциях, а также на первой странице газеты «Экспресс курьер», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Шевченко предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 мая
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/57 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы еженедельника «Экспресс курьер» с использованием словосочетания «номер <...> в Комсомольске»,
На основании своего решения от 12 мая 2009 года по делу 4-05/57 о признании рекламы индивидуального предпринимателя Шевченко «Рекламный еженедельник «Экспресс курьер» номер <...> в Комсомольске», размещенной в г. Комсомольске-на-Амуре на 2-х стендовых конструкциях, а также на первой странице газеты «Экспресс курьер», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона о рекламе,
И в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Индивидуальному предпринимателю Шевченко в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы еженедельника «Рекламный курьер» с использованием словосочетания «номер <...> в Комсомольске»
2. Индивидуальному предпринимателю Шевченко представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 мая 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо – в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.