Решение №8-01/158 Решение по жалобе ООО «СибКомплект» на действия АО «Хабаро... от 26 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей– заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии:  – начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,  – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

           - ООО «СибКомплект»  - по доверенности от 22.05.2020 №2005-01; генеральный директор - по паспорту;

- АО «Хабаровские энергетические системы»  –по доверенности от 21.05.2020 № 66,

 

рассмотрев жалобу  ООО «СибКомплект»  на действия АО «Хабаровские энергетические системы»  при проведении  запроса котировок  в электронной форме, с целью заключения договора на поставку  комплектной трансформаторной подстанции воздух/воздух  корпус и трансформаторной  подстанции в комплекте с трансформатором для нужд эксплуатационных районов с. Чумикан АО «Хабаровские энергетические системы» (извещение № 32009088810), материалы дела  № 8-01/158 (027/01/18.1 - 644/2020),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «СибКомплект»  на действия АО «Хабаровские энергетические системы»  при проведении  запроса котировок  в электронной форме, с целью заключения договора на поставку  комплектной трансформаторной подстанции воздух/воздух  корпус и трансформаторной  подстанции в комплекте с трансформатором для нужд эксплуатационных районов с. Чумикан АО «Хабаровские энергетические системы», реестровый номер ОЗК 026/03-2020  (извещение № 32009088810).

Из жалобы общества следует, что действия заказчика АО «Хабаровские энергетические системы» при проведении переторжки 08.05.2020 не соответствуют требованиям Федерального закона №223-ФЗ, в части несоставления протокола о результатах переторжки от 07.05.2020, а также необоснованного  проведения 08.05.2020 повторной переторжки, без учета часового пояса заявителя.

В заседании комиссии представители АО «Хабаровские энергетические системы» с доводом жалобы не согласились по основаниям, изложенным в  письменном виде  от 13.05.2020 №2005-33, от 26.05.2020 №0995/20, дополнительно пояснив, что  07.05.2020 заказчик объявил процедуру  уторговывания (переторжки) путем отправки уведомления  в личный кабинет всем участникам данной процедуры. 08.05.2020 заказчик продлил время проведения переторжки и принятия новых ценовых предложений от участников  запроса котировок, без проведения повторной переторжки.

 Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» от 25.03.2020г. № 206, а также в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции,  рассмотрение дела № 8-01/158 (027/01/18.1 - 644/2020) проведено в дистанционном режиме посредством ВКС. В заседании комиссии объявлялся перерыв до 17.00 ч. 26.05.2020.

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

 Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать  требования к закупаемым товарам, работам, услугам, к порядку проведения закупки в соответствии с законом.

Закупка проведена в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке АО «Хабаровские энергетические системы», утвержденного решением Совета директоров от 14.06.2019 (далее – Положение о закупке), размещенного на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Пунктом 1.2.17 Положения о закупке определено, что  уторговывание (переторжка) - процедура,  проводимая в ходе  конкурентной закупки, направленная  на добровольное снижение участниками конкурентной закупки цены заявки в целях повышения их предпочтительности для заказчика.

Пунктом 5.25.1 Положения о закупке определено, что запрос котировок -  форма торгов,  при котором победителем признается  участник закупки, заявка которого  соответствует требованиям, установленным  извещением о  проведении запроса котировок и содержит наиболее низкую цену договора.

17.04.2020 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru  АО «Хабаровские энергетические системы» размещено извещение № 32009088810 о  проведении  запроса котировок  в электронной форме, с целью заключения договора на поставку  комплектной трансформаторной подстанции воздух/воздух  корпус и трансформаторной  подстанции в комплекте с трансформатором для нужд эксплуатационных районов с.Чумикан АО «Хабаровские энергетические системы», реестровый номер ОЗК 026/03-2020. Закупка проводится посредством электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru).

Сроки подачи заявок с 17.04.2020 по 28.04.2020. Дата рассмотрения заявок участников – 30.04.2020. Дата подведения итогов закупки -  06.05.2020.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  1 372 754, 00 руб.

Пунктом 1.13 раздела 1 документации о закупке установлено, что сведения о возможности проведения процедуры уторговывания  указаны  в пункте 15 раздела  настоящей документации. Для участия  в переторжке приглашаются участники, заявки которых не были отклонены  и заняли в предварительной ранжировке места с первого по третье.

Пунктом 15 раздела 2 документации о закупке установлено, что предусмотрена  процедура уторговывания  (переторжки) по уменьшению стоимости коммерческого предложения.

Согласно  протоколу  открытия  доступа к заявкам участников от 29.04.2020 № 1679598 поступило 3 (три) заявки на участие в запросе котировок в электронной форме (ООО ТД «ЭЛЕКТРОЩИТ», АО  «ДЭТК», ООО «СИБКОМПЛЕКТ»).

Согласно  протоколу  рассмотрения заявок участников  от 30.04.2020 № 1679598 заявки участников (ООО ТД «ЭЛЕКТРОЩИТ», АО  «ДЭТК», ООО «СИБКОМПЛЕКТ») соответствуют требованиям.

Согласно  протоколу   подачи окончательных предложений  запроса котировок (протокол  проведения переторжки запроса котировок) от 08.05.2020 № 1679598 победителем  признан участник АО  «ДЭТК».

Согласно  протоколу   подведения итогов  запроса котировок от 08.05.2020 № 1679598  победителем признан АО  «ДЭТК» с ценовым предложение  996 525, 00 руб.,  ООО «СИБКОМПЛЕКТ» (996 530, 00 руб. – 2 место), ООО ТД «ЭЛЕКТРОЩИТ» (996 535, 00 руб.- 3 место).

Регламент работы  электронной  площадки «РТС-тендер» для корпоративных клиентов, утвержденный приказом генерального директора  ООО «РТС-тендер» от 13.04.2020 №14-П/20 (далее - Регламент), устанавливает, что  проведение  на ЭП запроса предложений, запроса  цен, запроса котировок, конкурентных переговоров, запроса оферт не регулируется  статьями 447-449 Гражданского Кодекса РФ и осуществляется  в порядке, установленном в разделе 12 настоящего Регламента (пункт 13.1 раздела 13 Регламента).

В соответствии с пунктом 12.3 раздела 12 Регламента  на любом этапе  до подведения итогов по закупке организатор закупки имеет возможность предусмотреть проведение в рамках процедуры закупки переторжки.

В случае, если организатор закупки в извещении о закупке предусмотрел возможность проведения переторжки после оценки заявок либо после рассмотрения и оценки заявок, организатору закупки предоставляется возможность осуществить следующие действия: пропустить переторжку, провести переторжку, определить форму проведения переторжки: очную, заочную или провести переторжку в форме торгов за рейтинг, выбрать участников переторжки, изменить дату и время проведения переторжки, провести несколько переторжек в рамках закупки или отменить переторжку на любом этапе проведения процедуры закупки до момента публикации протокола проведения переторжки (пункт 12.20 раздела 12 Регламента).

Для проведения переторжки организатору закупки в извещении о закупке необходимо указать дату и время начала и окончания переторжки (дата и время окончания переторжки не может быть позже даты и времени подведения итогов закупки), а также опубликовать протокол оценки заявок/рассмотрения и оценки заявок. Изменение даты и времени проведения переторжки и/или проведение нескольких переторжек доступно организатору закупки после публикации протокола оценки заявок /рассмотрения и оценки заявок и до наступления даты и времени подведения итогов, при условии, что протокол проведения переторжки не опубликован. Переторжка автоматически отменяется в случае, если протокол оценки заявок/рассмотрения и оценки заявок не опубликован или опубликован позднее, чем за 15 минут до начала переторжки (пункт 12.21 раздела 12 Регламента).

Участник закупки имеет возможность не участвовать в переторжке, в этом случае его заявка остается действующей в неизменном виде (с ранее объявленной ценой) (пункт 12.22 раздела 12 Регламента).

 В рамках переторжки участник закупки имеет возможность снизить цену, указанную в заявке, без изменения прочих параметров заявки (пункт 12.23 раздела 12 Регламента).

Участник закупки имеет возможность в рамках переторжки в период с наступления времени начала переторжки и до наступления времени окончания переторжки, установленных организатором закупки при объявлении переторжки, изменять цену своей заявки (пункт 12.24 раздела 12 Регламента).

Предложения о цене, поданные участниками закупки в рамках переторжки, за исключением конкурентных закупок, доступны для просмотра на ЭП (пункт 12.26 раздела 12 Регламента).

По наступлении времени окончания переторжки на ЭП предоставляется возможность организатору опубликовать протокол проведения переторжки (пункт 12.27 раздела 12 Регламента).

После рассмотрения и оценки заявок/проведения переторжки на ЭП предусмотрено формирование организатором закупки протокола подведения итогов (в случае, если такой протокол был предусмотрен при формировании извещения о проведении закупки), в котором организатор закупки определяет победителя и участников закупки, с которыми может быть заключен договор в случае, если договор не будет заключен с победителем (пункт 12.28 раздела 12 Регламента).

В случае, если организатор закупки в извещении о закупке предусмотрел возможность проведения переторжки после оценки заявок, такая переторжка осуществляется в порядке, установленном в разделе 12 настоящего Регламента (пункт 13.9 раздела 13 Регламента).

Согласно разделу 2 инструкции участника по 223-ФЗ ЭТП ООО «РТС-тендер»   условия  подачи ценовых предложений:

- участник закупки, получивший  приглашение на переторжку, имеет возможность не  участвовать в переторжке, в этом случае его заявка остается действующей  в неизменной виде (с ранее объявленной ценой);

- в рамках переторжки участник закупки имеет возможность снизить цену, указанную в заявке,  без изменения прочих параметров;

- участник закупки  имеет возможность в рамках переторжки в период наступления  времени  начала переторжки и до  наступления  времени окончания переторжки, установленных организатором закупки при объявлении переторжки, изменять цену своей  заявки неограниченное количество раз;

- в случае если участником подано несколько альтернативных предложений, на странице подачи ценовых предложений в ходе переторжки отображаются отдельные разделы для  предложения цены по каждому альтернативному предложению.

Материалами дела установлено, что 07.05.2020 в 03.02 ч. АО «Хабаровские энергетические системы» всем участникам закупки направлено уведомление о проведении переторжки по закупке №1679598. 08.05.2020  в 3.13 также всем участникам данной закупки направлено уведомление об изменении даты и времени переторжки по закупке №1679598.

Материалами дела и в соответствии с Регламентом ЭТП  установлено, что  повторно переторжка не проводилась, участники закупки вправе изменять цену своей  заявки на переторжке неограниченное количество раз,  уведомление о проведении переторжки направлялись всем участникам запроса котировок, что заявителем подтверждается.

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В данной связи, довод заявителя о том, что время проведения переторжки выбрано заказчиком без учета часового пояса участника и участник не смог подать новое ценное предложение, в связи с продлением заказчиком срока проведения переторжки, Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняется, поскольку принимая решение участвовать в закупке, участник действует самостоятельно  исходя из своего интереса одержать победу,  что и составляет конкуренцию при проведении закупки.

Исходя  из установленных обстоятельств комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу ООО «СибКомплект»  на действия  АО «Хабаровские энергетические системы» необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СибКомплект»  на действия АО «Хабаровские энергетические системы»  при проведении  запроса котировок  в электронной форме, с целью заключения договора на поставку  комплектной трансформаторной подстанции воздух/воздух  корпус и трансформаторной  подстанции в комплекте с трансформатором для нужд эксплуатационных районов с. Чумикан АО «Хабаровские энергетические системы» (извещение № 32009088810), необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.

                                                                                                                                              

Связанные организации

Связанные организации не указаны