Решение №ЛР/12838/22 1. Признать <…> (ИНН .........) и ООО <…> (ИНН ............)... от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №027/01/16-1284/2022  (8-01/68)

                                                                                                                                                                     г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена «23» ноября  2022 года

В полном объеме решение изготовлено «02» декабря2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – <…>– заместитель руководителя, членов Комиссии: <…>- начальник отдела по борьбе с картелями,  <…>–  начальник отдела контроля органов власти,  <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 027/01/16-1284/2022  (8-01/68) по признакам нарушения <…> и ООО <…> части 4 статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

  в присутствии представителей от:                                 

- <…> ,

- <…>,

- <…> ,

-<…>, явку представителя не обеспечили,

- в качестве слушателя <…>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции приказом  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) от 28.09.2022 №387 возбуждено дело № 027/01/16-1284/2022  (8-01/68) о нарушении антимонопольного законодательства в отношении <…> (далее - Учреждение) и ООО <…> (далее – Общество) по признакам нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило обращение <…>  на действия <…> и ООО <…> при заключении договора купли-продажи от 09.02.2022 №1. (в обход биржевых торгов)

Определением Хабаровского УФАС России от 11.10.2022 дело №027/01/16-1284/2022  (8-01/68) о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 26.10.2022, в качестве ответчиков привлечены <…> и ООО <…> у ответчиков запрошены документы и информация, которые приобщены к материалам дела №027/01/16-1284/2022  (8-01/68).

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №027/01/16-1284/2022  (8-01/68) определением от 07.11.2022 отложено, дело назначено к рассмотрению на 23.11.2022.

На заключение об обстоятельствах дела №027/01/16-1284/2022  (8-01/68) поступили возражения от руководителя Учреждения, от представителя Общества.

Руководитель Учреждения в письменных возражениях пояснил, что заключение антиконкурентного соглашения между Учреждением и Обществом в целях ограничения конкуренции отсутствовал, договор заключен на основании Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В своих пояснениях руководитель Учреждения также пояснил, что Учреждение не является органом государственной власти и не выполняет функции какого-либо органа государственной власти, в связи с чем требования статьи 16 Закона о защите конкуренции не распространяются на данное Учреждение.

В заседании комиссии представителем Учреждения заявлено, что заключение договора купли-продажи между <…> и ООО <…> в отсутствие биржевых торгов являлось вынужденной мерой в связи с тем, что лицевой счет учреждения заблокирован в отделении Федерального казначейства, поскольку по условиям биржевых торгов требовалось внесение на депозитный счет обеспечительного платежа в размере 5 процентов от суммы сделки, и договор купли-продажи от 09.02.2022 заключен именно с ООО <…> в связи отсутствием иных хозяйствующих субъектов в районе производства работ по санитарным рубкам. Санитарная рубка проводилась собственными силами, техника арендована у ООО <…> по договору аренды спецтехники от 24.03.2022 б/н.

Представитель ООО <…> заявил ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствии, а также в своих письменных возражениях пояснил, что информация о планируемых санитарно-оздоровительных мероприятиях, в результате которых на продажу будет выставлена ликвидной древесины размещена на сайте Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее – Министерство).

 Инициатива с целью заключении договора купли-продажи ликвидной древесины исходила от <…>, а именно руководитель Учреждения обратился к директору ООО <…> с предложением приобрести древесину.

В заседании комиссии представителем Министерства доводы изложенные в заключении об обстоятельствах дела подержаны в полном объеме и представлены возражения на доводы представителя Общества.

В рамках рассмотрения дела № 8-01/302 (027/01/16-1284/2022), в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции при заключении договора купли-продажи от 09.02.2022 №1 между <…> и ООО <…>, приобщенный к материалам настоящего дела.

Согласно пункту 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции охватывает временной интервал с 01.01.2022 по 01.11.2022.

Из аналитического отчета Хабаровского УФАС России от 01.11.2022 по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках при реализации ликвидной древесины:

1. временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2022 по 01.11.2022;

2. продуктовые границы товарного рынка определены как рынок реализации древесины ликвидной;

3. географические границы товарного рынка: территория Российской Федерации.

Достоверно определить круг хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в организации торгов, не представляется возможным.

Вместе с тем, Хабаровским УФАС России установлено, что на территории Хабаровского края, муниципального района имени Лазо, осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: <…> ,<…>, <…>, и так далее.

Таким образом довод руководителя Учреждения об отсутствии хозяйствующих субъектов в районе производства работ по санитарным рубкам отклоняется.

Поскольку продажа выше упомянутой древесины осуществляется только на организованных торгах с использованием биржевых торгов, в данной связи круг хозяйствующих субъектов не ограничен территориальным расположением.

Анализ проведен в целях полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при заключении Учреждением договора купли-продажи от 09.02.2022 №1 с Обществом, рассматриваемого в рамках дела №027/01/16-1284/2022 (8-01/68) о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №027/01/16-1284/2022  (8-01/68), доводы и пояснения сторон, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Частью 2 статьи 19 ЛК РФ определено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 19 ЛК РФ).

Следовательно, при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины.

Согласно части 4 статьи 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление  мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются непосредственно государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета. В том случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, то подрядчики, исполнители определяются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 5 статьи 19 ЛК РФ установлено, что при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение  работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле – продаже лесных насаждений.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 20 Лесного кодекса дополнена частью 4, согласно которой древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в статье 19 Лесного кодекса, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, реализуется на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах.

Указанные требования вступили в силу с 1 января 2022 года.

Исключительных случаев, когда древесина может быть продана вне торгов законодательством не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Согласно части 3 статьи 29.1 ЛК РФ при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта.

В соответствии с положениями статьи 60.1, части 1 статьи 60.2, пункта 4 части 1 статьи 60.3, пункта 2 части 1 статьи 60.7 ЛК РФ санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе выборочно-санитарные рубки, являются видом мероприятий по предупреждению возникновения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи (часть 7 статьи 2 Закона об автономных учреждениях).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) закреплено определение понятия «государственное (муниципальное) задание» как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (часть 4 статьи 69.2 БК РФ).

Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно Уставу Учреждения, утвержденного и.о. начальником управления лесами Правительства Хабаровского края от 23.11.2015 , Учреждение создано путем преобразования <…> в соответствии  ГК РФ, Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и распоряжением Губернатора Хабаровского края от 24.08.2009 №562-р «О реорганизации краевых государственных унитарных предприятий в области лесных отношений», Учреждение является некоммерческой организацией (пункт 1.1).

Учредителем Учреждения является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим  функции  и полномочия учредителя, является управление лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление) (пункт 1.6).

Предметом деятельности Учреждения является восстановление, охрана и защита лесного фонда и других насаждений, парков и скверов населенных пунктов Хабаровского края и прилегающих территорий Дальнего Востока. (пункт 2.2).

Основными целями деятельности Учреждения являются выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществление отдельных мер пожарной безопасности  в лесах, выполнение мероприятий по организации  воспроизводства  и защиты, производство семян лесных древесных и кустарниковых растений, выращивание посадочных материала лесных древесных растений для целей воспроизводства лесов, методический контроль за посевами семян и посадкой лесных культур, выполнение мероприятий по выращиванию лесных и культурно древесных и кустарниковых пород для озеленения населенных пунктов Хабаровского края, выполнение мероприятий по обеспечению сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных ,санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов.   улучшения породного состава и качества лесов, (пункт 2.3).

Согласно пункту 2.5. Устава Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в Уставе. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.

Пунктом 2.11 Устава закреплено, что Учреждение выполняет государственное задание, установленное Учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными Уставом к основной деятельности.

Таким образом, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов государственной власти.

Из этого следует, что Учреждение является органом, осуществляющим функции органов власти, и, следовательно, является субъектом, на которого распространяется действие части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в связи с чем довод руководителя Учреждения о том, что Учреждение не является органом власти либо выполняющих функции органов власти подлежит отклонению.

28.12.2021 <…> Учреждению выдано государственное задание на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Госзадание).

Согласно пункту 1 раздела 1 Госзадания от 28.12.2021 целью государственного задания на 2022 является предупреждение распространения вредных организмов, санитарно-оздоровительное мероприятие, по рубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

В соответствии с письменными пояснениями Общества от 21.10.2022 №10/249-681, а также подержано представителем в заседании Комиссии следует, что общество в 2021 году обратилось в адрес <…> по вопросу возможности приобретения ликвидной древесины.

В ответ которого <…> пояснено, что после заключения соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений с Комитетом лесного хозяйства, Общество будет уведомлено дополнительно.

<…> в лице <…> на основании доверенности от 06.12.2021№ОБ/01, Учреждению переданы лесные насаждения по договору купли-продажи лесных насаждений от 07.02.2022 №01-05 (со сроком действия договора с 07.02.2022 по 31.12.2022) для заготовки древесины в объеме 6818м³. Согласно разделу 3 договора купли-продажи получателем денежных средств является Комитет лесного хозяйства.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 раздела 4 договора купли-продажи от 07.02.2022 лесные насаждения передаются по акту приема-передачи лесных насаждений в течении 5 рабочих дней после поступления оплаты по договору купли-продажи. Размер оплаты по настоящему договору составляет 628512,95 рублей.

Согласно условиям договора покупатель вносит установленную оплату в полном объеме в течении 3 рабочих дней с даты заключения договора, т.е. до 10.02.2022 (пункт 3 раздела 3 договора купли-продажи от 07.02.2022 №01-05).

Материалами дела установлено, что согласно актам приема-передачи от 10.02.2022 №1, №2 Оборским лесничеством лесные насаждения переданы Учреждению 10.02.2022.

В феврале 2022 года руководитель <…> сообщил Обществу о возможности продажи ликвидной древесины полученной в результате санитарных рубок.

09.02.2022 между Учреждением  и Обществом заключен договор купли-продажи №1, предметом которого является ликвидная древесина в объеме 6818м³. Заключение данного договора осуществлено через два дня после заключения договора купли-продажи от 07.02.2022 №01-05, со сроком оплаты в течении трех рабочих дней с даты подписании договора купли-продажи, т.е. до 14.02.2022.

То есть, продажа ликвидной древесины Обществу осуществлена до момента фактической передачи лесных насаждений <…>.

Коммерческие предложения с целью мониторинга рынка ликвидной древесины не направлялись.

Между тем установлено, что ООО <…> реализовал приобретенную раннее древесину иным контрагентам.

Короткий срок между заключением договоров свидетельствует в том, числе о том, что <…> не имело намерений продажи леса в установленном законом порядке, кроме того направление Учреждением письма в адрес ООО <…> с целью расчета Общества по договору купли-продажи лесных насаждений от 07.02.2022 №01-05 подтверждает наличие договоренностей между Учреждением и Обществом.

Поименованные действия свидетельствуют о факте поспешной продажи (с даты 07.02.2022 заключенной сделки с Оборским лесничеством и Амгуньским лесным хозяйством для заготовки древесины и заключении сделки Амгуньским лесным хозяйством с ООО <…>, прошло два дня), а также о том, что Общество заранее обладало информацией о продаже ликвидной древесины Амгуньским лесным хозяйством, целью которых является сокрытие сделок на выгодных для покупателя условий.

Согласно пункту 2.5 договора купли-продажи от 09.02.2022 №1  продавец обязан оплатить товар полностью в течении трех рабочих с момента подписания договора (Цена договора купли-продажи составляет 3 409 000,00 рублей).

В соответствии с пунктом 6.1 договора купли-продажи от 09.02.2022 №1 расчеты за поставляемую продукцию осуществляются на условиях 100% предоплаты в форме безналичного расчета, посредством перевода суммы на счет продавца.

Пунктом 8.2 договора купли-продажи от 09.02.2022 №1 предусмотрена ответственность покупателя а именно, за просрочку оплаты товара, покупатель оплачивает пеню в размере 0,02 % от неоплаченной стоимости товара за каждый день просрочки.

Как установлено материалами дела, оплата по договору купли-продажи производилась с нарушением сроков оплаты (с 10.02.2022 по 01.06.2022, т.е с  нарушением срока установленного пунктом 2.5 договора купли-продажи от 09.02.2022 №1).

Кроме того, в заседании  Комиссии установлено, что оплата пени за нарушение сроков оплаты по договору не производилась поскольку между продавцом и покупателем достигнута устная договоренность об изменении порядка оплаты.

При этом, денежные средства Обществом по договору купли-продажи от 07.02.2022 №01-05 перечислены на счет Министерства 10.02.2022 на основании письма Учреждения от 10.02.2022 №03-16 .

Оплата оставшейся части денежных средств Обществом осуществлялась по требованию Учреждения в следующем порядке.

18.02.2022 <…>  направлено письмо в адрес ООО <…> об осуществлении оплаты по счету от 26.01.2022 №7 на отправителя ООО <…> за ремонт автомобиля учреждения на сумму 36660,0 рублей, данную сумму просят зачесть в счет оплаты по договору от 09.02.2022 №1. 

25.03.2022 <…>  направлено письмо в адрес ООО <…>  об осуществлении оплаты по счету от 22.03.2022 №91 на отправителя ООО <…> за поставку дизельного топлива на сумму 715000,00 рублей в том числе НДС 119166,67 рублей , данную сумму просят зачесть в счет оплаты по договору от 09.02.2022 №1.

19.05.2022 <…>  направлено письмо в адрес ООО <…>  об осуществлении оплаты по счету от 16.05.2022 №33 на отправителя ООО <…> за ремонт автомобиля на сумму 33367,00 рублей без НДС , данную сумму просят зачесть в счет оплаты по договору от 09.02.2022 №1.

 01.06.2022 <…>  направлено письмо в адрес ООО <…>  об осуществлении оплаты по счету от 01.06.2022 №151 на отправителя ООО <…> за поставку ГСМ дизельное топливо на сумму 124000,00 рублей в том числе НДС 124000,00 рублей, данную сумму просят зачесть в счет оплаты по договору от 09.02.2022 №1.

Из анализа данной переписки установлено, что проведение ООО <…> платежей оплаты иным хозяйствующим субъектом осуществлялось для нужд <…> в период с 18.02.2022 по 01.06.2022, согласно приложению №1.

Приложение №1

Дата платежа

№ платежного поручение

Получатель

Назначение платежа

Сумма

18.02.2022

229

ООО <…>

Оплата по счету №7 от 26.01.2022 за ремонт автомобиля за <…>по письму №03-29/14 от 18.02.2022

36660,00

20.05.2022

657

ООО <…>

Оплата по счету №33 от 16.05.2022 за ремонт автомобиля за <…> по письму №01-20-05 от 19.05.2022

33670,00

01.06.2022

674

ООО <…>

Оплата по счету №151 от 01.06.2022 за дизельное топливо за <…> по письму №01-20-06 от 01.06.2022

744000,00

25.03.2022

457

ООО <…>

Оплата по счету №91 от 22.03.2022 за дизельное топливо за <…>по письму №01-20-04 от 25.03.2022

715000,00

 

Расчеты осуществлялись Обществом с собственного счета в пользу контрагентов <…> после заключения договора купли-продажи от 09.02.2022 №1, что свидетельствует о хозяйственно-финансовых отношения между указанными лицами.

Также, о хозяйственно-финансовых отношениях указанных лиц свидетельствует аренда Учреждением у Общества спецтехники (договор аренды от 24.03.2022 б/н, дополнительное соглашение от 08.06.2022 №1)

Из изложенного свидетельствует, что фактическая продажа древесины проводилась в целях расчета по договору от 07.02.2022 №01-05, а так же удовлетворения нужд Учреждения.

Доказательств действий Учреждения по продаже ликвидной древесины по средствам механизма биржевых торгов в материалы дела не представлено.

Таким образом, действия Общества по заключению заблаговременных договоренностей по продаже ликвидной древесины направлены не на реализацию предусмотренной законом цели продажи ликвидной древесины, путем такого механизма как биржевые торги, а на удовлетворение потребности Общества в получении ликвидной древесины по минимальной цене для осуществления предпринимательской деятельности в лесной сфере.

Из изложенного следует, что действия Учреждения и Общества  указывают на достигнутое между данными лицами соглашения, направленное на предоставление Обществу в собственность ликвидной древесины в нарушение требований действующего законодательства для осуществления предпринимательской деятельности по реализации ликвидной древесины, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Общество в результате достигнутого антиконкурентного соглашения, получило возможность без проведения конкурентной борьбы приобрести в собственность ликвидную древесину (государственная собственность), в целях осуществления предпринимательской деятельности по реализации ликвидной древесины.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 часть 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, или хозяйствующих субъектов, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Действия Учреждения и Общества не были самостоятельными или случайным, а являлись следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении, направленном на предоставление Обществу в собственность ликвидной древесины в нарушение требований действующего законодательства для осуществления предпринимательской деятельности по реализации ликвидной древесины, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок.

В результате реализации достигнутого между Учреждением и Обществом антиконкурентного соглашения хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в лесной сфере, были лишены возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к лесному ресурсу, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

На основании изложенного, в материалах дела усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в достижении соглашения между <…>  и хозяйствующим субъектом ООО <…>, направленные на ограничение доступа к товарному рынку в лесной сфере.

Признаки достигнутого соглашения между вышеуказанными хозяйствующими субъектами характеризуются:

-заблаговременным предоставлением <…>  информации ООО <…> о дальнейшей продажи ликвидной древесины, с целью чего в договоре между <…> и <…>  установлено срок оплаты 3 дня;

-поспешная продажа ликвидной древесины;

-отсутствием в публичном доступе сведений о процедурах выбора <…> хозяйствующих субъектов для целей продажи ликвидной древесины;

- <…> коммерческие предложение по продаже ликвидной древесины в другие хозяйствующие субъекты не направлялись;

- достижение устных договоренностей, порядка оплаты по договору купли-продажи от 09.02.2022, а также отсутствием претензий по выплате пеней. 

Из анализа рынка следует, что <…> имело возможность продажи ликвидной древесины другим хозяйствующим субъектам, посредством механизма биржевых торгов.

Возможность ограничения конкуренции возникает при необоснованном предоставлении преимущества конкретному лицу, поскольку лица, не получившие такие преимущества, оказываются в неравных условиях по отношению к тем участникам гражданского оборота, которые их получили.

Утверждение руководителя <…>  об отсутствии денежных средств на счетах Учреждения, не подтверждается материалами дела.

Доводы <…> и ООО <…> о законности заключения договора купли-продажи от 09.02.2022 №1 без проведения биржевых торгов отклоняются, поскольку  процедура заключения договора купли-продажи противоречит целям ЛК РФ. Также обстоятельства данного дела противоречат доводу ООО <…> об отсутствии заключения антиконкурентного соглашения с Учреждением.

Таким образом Комиссия приходит к выводу, заключение указанного договора фактически преследовало цель обхода проведения конкурентной процедуры заключения договора, предусмотренной ЛК РФ, что свидетельствует о целенаправленном заключении <…> договора купли-продажи с определенным хозяйствующим субъектом.

Достигнутое между <…> и ООО <…> соглашение посредством заключения договора купли продажи ликвидной древесины создало дискриминационные условия для иных хозяйствующих субъектов, желающих и имеющих возможность получить ликвидную древесину по средством конкурентной борьбы.

Таким образом, заключение договора купли-продажи Учреждения с ООО <…> в отсутствие конкурентных процедур привело к созданию Обществу преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности, лишило возможности иных потенциальных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение договора купли-продажи ликвидной древесины полученной в результате санитарно оздоровительных работ, что может свидетельствовать о признаках нарушения <…> и ООО <…> запретов, установленных пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Хабаровское УФАС России пришло к выводу, что между Учреждением  и Обществом заключено антиконкурентное соглашение, запрещенное пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, с целью уклонения от проведения торгов, а также для извлечения выгоды в виде прибыли.

На основании вышеизложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии в действиях Учреждения и Общества нарушения части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Размер предполагаемого дохода ответчиков по делу от заключенного антиконкурентного соглашения составляет 6 718 529,00 рублей

При разрешении в соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции вопроса о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства учтено, что договор исполнен, в связи с чем приведение сторон в первоначальное положение путем выдачи соответствующего предписания не представляется возможным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать <…> (ИНН ..........) и ООО <…> (ИНН ...............)  нарушившими часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем достижения соглашения  по заключению договора купли-продажи от 09.02.2022 №1 ликвидной древесины, что привело к созданию для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественных условий осуществления деятельности, и привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны