Решение №ЛИ/7726/24 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 29.05.2024 ... от 17 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 027/05/28-811/2024
17 июля 2024года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
заместителя руководителя управления.
Члены Комиссии:
начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 027/05/28-811/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения– ООО «Ломбард Золотой Базар» рекламы, нарушающей требования части 3 статьи 28Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствие представителя ООО «Ломбард Золотой Базар» - гр*,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия Хабаровским УФАС России 29.05.2024 года отслежена реклама, размещенная на фасаде здания по ул. Ким-Ю-Чена, 4 в г. Хабаровске, следующего содержания:
«… Ломбард, Цифровая техника, 0,3 %, ювелирные изделия. Процентная ставка 0, 3 % в день от суммы займа. Срок займа: 10 дней на цифровую технику, 30 дней на золото. Возможность выкупа: в любой день в срок займа. Льготный период 30 дней…»
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на привлечение внимания к финансовой услуге, к возможности получения займа в ломбарде, на мотивацию потребителя рекламы на выбор данной услуги.
Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:
- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;
- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Учитывая изложенное, рассматриваемая информация является рекламой финансовых услуг.
23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Закона о рекламе, внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 N 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.
Норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).
Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее - ПСК).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.
Учитывая положения части 4.1 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», определяющей, что понимается под ПСК в денежном выражении, части 11 статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», устанавливающей максимально возможное значение ПСК, часть 3 статьи 28 ФЗ«О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, требует при указании в рекламе потребительского кредита (займа) процентной ставки также в такой рекламе указывать информацию о диапазонах значений ПСК в процентах годовых.
В рассматриваваемой рекламе информация, предусмотренная частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», отсутствует.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В процессе рассмотрения дела представитель ООО «Ломбард Золотой Базар» согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что в настоящее время нарушение устранено.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 3статьи 28 Закона несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Лицом, оказывающем финансовые услуги по адресу: г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, д. 4, является ООО «Ломбард Золотой Базар» (ОГРН 1202700018344 ИНН 2721248890, адрес регистрации: 680000 г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, д. 4).
Таким образом, рекламодателем, в чьих интересах распространяется реклама, является ООО «Ломбард Золотой Базар».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащейрекламу следующего содержания:
-«… Ломбард, Цифровая техника, 0,3 %, ювелирные изделия. Процентная ставка 0, 3 % в день от суммы займа. Срок займа: 10 дней на цифровую технику, 30 дней на золото. Возможность выкупа: в любой день в срок займа. Льготный период 30 дней…», размещаемую на фасаде здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, д. 4, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ООО «Ломбард Золотой Базар» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме17 июля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: