Решение №027/01/18.1-1724/2020 Решение по жалобе ООО «Финнолинна групп» на действия АО «Дал... от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей  временно исполняющая обязанности руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:  начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- АО «Дальневосточная генерирующая компания» - представители по доверенности

- ООО «Финнолинна групп» - представители по доверенности от 18.11.2020 №3,

рассмотрев жалобу ООО «Финнолинна групп» на действия АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК») при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку арматуры среднего и низкого давления ГКПЗ №120090-РЕМ ПРОД-2021-ДГК (извещение №32009528501).

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому  краю поступила жалоба ООО «Финнолинна групп» на действия АО «ДГК» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку арматуры среднего и низкого давления ГКПЗ №120090-РЕМ ПРОД-2021-ДГК (извещение №32009528501).

Из жалобы ООО «Финнолинна групп» и дополнений к ней следует, что установленные в закупочной документации требования к участникам закупки касательно представления протоколов испытаний, на основании которых выданы сертификаты (декларации) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 противоречат Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и ограничивают доступ к участию в закупке.

В заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель АО «ДГК» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 20.11.2020 №82.1/19646, дополнительно пояснив, что предоставление протоколов испытаний, на основании которых выданы сертификаты (декларации) соответствия, требуется для подтверждения качественных, функциональных характеристик товара, требуемого к закупке, так как закупаемая арматура устанавливается на опасных производственных объектах, осуществляющих теплоснабжение населения, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.21997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся к 3 категории опасности, при которой необходимо использовать оборудование (запорную арматуру) высокой степени надежности. Данное требование о предоставлении протоколов испытаний не ограничивает конкуренцию, так как любой из участников имеет в равной степени доступ к декларации (сертификатам) соответствия и протоколам испытаний, на основании которых она выдана, о чём свидетельствует участие в закупке семи участников.

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителей лиц,  участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе ООО «Финнолинна групп» в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 14 час.30 мин. 27 ноября 2020 г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

Комиссией Хабаровского УФАС России в порядке по рассмотрению жалобы ООО «Финнолинна групп» объявлялся перерыв до оглашения решения  до 14 час. 30 мин. 02 декабря 2020 г.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках. В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - шаг аукциона). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

28.09.2020 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «ДГК» размещено извещение №32009528501 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку арматуры среднего и низкого давления ГКПЗ №120090-РЕМ ПРОД-2021-ДГК.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 27 233 554,12 руб., без учета НДС.

Дата начала срока подачи заявок – 28.09.2020.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 17.11.2020 16.00.

Дата подведения итогов – 21.12.2020.

Предметом договора является поставка арматуры среднего и низкого давления ГКПЗ №120090-РЕМ ПРОД-2021-ДГК.

Требования к участникам закупки установлены пунктом 1.2.29 документации о закупке (далее – документация).

Пунктом 3.1 документации установлены общие требования к участникам закупки.

Так, подпункт 3.1.3 закрепляет полный перечень обязательных требований к участникам, содержащийся в приложении №3 к документации о закупке.

Помимо обязательных требований к участникам, в приложении №3 к настоящей документации о закупке могут быть установлены специальные требования (подраздел 10.2), исходя из предмета закупки, которым также должны соответствовать участники (подпункт 3.1.4 пункта 3 документации).

Помимо обязательных и специальных требований к участникам, в приложении №3 к настоящей документации о закупке могут быть установлены квалификационные требования (подраздел 10.3), которым должны соответствовать участники (подпункт 3.1.5 пункта 3 документации).

Для подтверждения соответствия установленным требованиям участник обязан приложить в составе заявки документы, перечисленные в приложении №3 к настоящей документации о закупке (раздел 10) (подпункт 3.1.6 пункта 3 документации).

Подпункт 4.5.1 пункта 5 документации устанавливает общие требования к заявке участников.

Участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложение №4 – состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 11 (приложение №4 – состав заявки)  (подпункт 4.5.1.1 пункта 4.5 документации).

Описание продукции должно быть подготовлено Участником в соответствии с требованиями пункта 1.2.16 (подпункт 4.5.5.1 пункта 4.5 документации).

Пункт 4.9 документации закрепляет положение о рассмотрении заявок (отборочная стадия).

В рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 (приложение №5 – отборочные критерии рассмотрения заявок) (подпункт 4.9.2  пункта 4.9 документации).

Рассмотрение заявок проводится на основании представленных в составе заявки документов и сведений. Проверка актуальности и достоверности предоставленных документов и сведений осуществляется с использованием официальных сервисов органов государственной власти (подпункт 4.9.3  пункта 4.9 документации).

Подпунктом 1.2.29 пункта 1.2 установлены дополнительные требования к содержанию и составу заявки. Так, участник должен предоставить в составе своей заявки декларации соответствия требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования, применяемых на опасных производственных объектах», подтверждающий соответствие предлагаемой к поставке продукции требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации, приложение к декларации с типом, маркой оборудования на которое распространяется действие декларации ТР ТС 010/2011, если тип марка не указаны в самой декларации, а также предоставить протоколы испытаний, на основании которых выданы данные сертификаты (декларации). Оценка и сопоставление заявок проводится только на основании документов и сведений, представленных в составе заявки участника.

По результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям: несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов; несоответствие Участников требованиям Документации о закупке (подпункт 4.9.6  пункта 4.9 документации).

В пункте 11 приложения №4 установлено, что в случае, если по каким-либо причинам участник не может предоставить какой-либо из требуемых документов, он может в составе заявки приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа (однако предоставление данной справки носит исключительно информационный характер и не может являться основанием для снятия с участника обязанности по предоставлению требуемого документа).

Приложение №1 содержит информацию о закупаемой продукции, содержащее в своем составе 228 позиций (клапаны, вентили, регулятор уровня воды, головка вентильная, краны). Указаны наименование, технические и функциональные характеристики. В качестве обоснования указано, что данные технические параметры определены исходя из расчета технических характеристик оборудования и условий эксплуатации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Приложение №2 к Закону о промышленной безопасности устанавливает классификацию опасных производственных объектов. III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более (подпункт 1 пункта 5 приложения №2 Закона о промышленной безопасности).

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о промышленной безопасности обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Часть 3 статьи 20 Федерального Закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» закрепляет положение о том, что обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о техническом регулировании обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (абзац 2 части 1 статьи 23 Закона о техническом регулировании).

Согласно пункту 5 статьи 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №823 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (вместе с «ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования) (далее – Технический регламент) действие настоящего технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, в том числе применяемые на опасных производственных объектах.

Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента (пункт 6 статьи 8 Технического регламента).

При проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента, который включает сведения о проведенных исследованиях (при наличии), протоколы испытаний машины и (или) оборудования, проведенных изготовителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя и (или) испытательными лабораториями (центрами) (при наличии), сертификаты соответствия на материалы и комплектующие изделия или протоколы их испытаний (при наличии) (пункт 10 статьи 8 Технического регламента).

В настоящий момент действует ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее – стандарт).

Согласно пункту 7.8.1.2 указанного стандарта результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно, как правило, в форме отчета (например, отчет об испытаниях, свидетельство (сертификат) о калибровке или акт отбора образцов) и должны включать в себя всю информацию, согласованную с заказчиком и необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию, требуемую в соответствии с применяемым методом. Все оформленные отчеты должны быть сохранены в качестве технических записей.

В соответствии с примечанием 1 пункта 7.8.1.2 стандарта для целей настоящего стандарта отчеты об испытаниях и свидетельства (сертификаты) о калибровке иногда могут называться протоколами испытаний и отчетами о калибровке соответственно.

При согласовании с заказчиком результаты могут быть представлены в упрощенном виде. Любые сведения, указанные в 7.8.2 - 7.8.7, которые не были представлены заказчику, должны быть легкодоступными (пункт 7.8.1.3 стандарта).

Таким образом, протоколы сертификационных испытаний не являются конфиденциальными.

Одновременно, в настоящий момент действует ГОСТ Р 53603-2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации». Настоящий стандарт устанавливает схемы сертификации продукции, их типовой состав, содержание и применение. Указанный стандарт распространяется на обязательную и добровольную сертификацию. Стандарт предназначен для разработчиков технических регламентов, разработчиков систем добровольной сертификации, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и заявителей сертификации. Арматура среднего и низкого давления устанавливается на опасных производственных объектах, осуществляющих теплоснабжение население, которые в соответствии с Законом о промышленной безопасности относятся к 3 категории опасности.

Таким образом, протокол сертификационных испытаний является неотъемлемой частью сертификата соответствия, и не может являться избыточным требованием документации о закупке.

Поскольку в соответствии с приведенными правовыми нормами сертификация закупаемой заказчиком арматуры промышленной трубопроводной является обязательной, такая сертификация основана на протоколах испытаний, следовательно, требования заказчика о предоставлении указанных протоколов согласуется с требованиями законодательства.

Исходя из установленных обстоятельств комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

На основании изложенного, руководствуясь  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Финнолинна групп» на действия АО «ДГК» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку арматуры среднего и низкого давления ГКПЗ №120090-РЕМ ПРОД-2021-ДГК (извещение №32009528501) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны