Решение №027/01/10-588/2019 Решение по делу по признакам нарушения ООО «Флагман»(682711,... от 7 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии заместителя руководителя управления, членов Комиссии, аместителя начальника отдела антимонопольного контроля и анализа товарных рынков, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и анализа товарных рынков (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 027/01/10-588/2019 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Флагман» (далее – ООО «Флагман») (682711, Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный, ГКЛ «Холдоми», 4230 м. к западу от здания ПУ-34, ИНН 2703025700) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении высокой цены нефтепродуктов, поставленных в 2018 году межмуниципальному (межрайонному) обществу с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива «Межрайтопливо» (далее – ООО «Межрайтопливо»), в присутствии на заседании:

1. Представителей ответчика – ООО «Флагман»:

предситавитель по доверенности

2. Представителей заявителей  – ООО «Межрайтопливо», Правительство Хабаровского края:

- представители по доверенности

 

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России из прокуратуры Хабаровского края поступило заявление ООО "Межрайтопливо" в адрес Губернатора Хабаровского края, на действия ООО "Флагман" по установлению высокой цены нефтепродуктов, поставленных в 2018 году ООО "Межрайтопливо".

Как следует из заявления, в целях снабжения муниципальных районов Хабаровского края топливно-энергетическими ресурсами создано
ООО "Межрайтопливо", обеспечивающее топливом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива, путем заключения договоров с поставщиками топлива и лицами, оказывающими услуги по перевозке, разгрузке (перевалке) топлива.

ООО "Межрайтопливо" посредством договоров поручения с муниципальными районами Хабаровского края является получателем субвенций, выплачиваемых из бюджета Хабаровского края, направленных на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих предприятий.                    В целях обеспечения конкурентности при отборе поставщиков нефтепродуктов ООО" Межрайтопливо" проводит конкурсные процедуры, по итогам которых заключаются соответствующие договоры.

По мнению ООО "Межрайтопливо", ООО "Флагман" в 2018 году пользуясь своим преимущественным положением на рынке в качестве поставщика нефтепродуктов для муниципальных нужд, искусственно поднимал стоимость на отдельные виды топлива на 15 – 35%. Переплата за поставку ООО "Флагман" нефтепродуктов по предварительным расчетам
ООО "Межрайтопливо" составила 224 703 387,81 руб. Соответственно образовалась задолженность по итогам 2018 года, предъявляемая к оплате ООО "Межрайтопливо" и муниципальным районам края.

Кроме того, по предварительным расчетам ООО "Межрайтопливо" сумма неоплаченных долговых обязательств завышена ООО "Флагман" на 162 048 774,62 руб.

 

В целях рассмотрения заявления ООО "Межрайтопливо" Хабаровское УФАС России запросило у ООО "Флагман" документы и информацию о порядке формирования цены на поставку нефтепродуктов в 2018 году для ООО "Межрайтопливо".

Как следует из представленных ООО "Флагман" документов и информации, по итогам проведенного ООО "Межрайтопливо" открытого конкурса по отбору потенциальных поставщиков на поставку нефтепродуктов для выработки тепловой и электрической энергии для прочих (коммерческих) нужд северных и южных муниципальных районов Хабаровского края ООО "Флагман" признано победителем, с которым заключены рамочные договоры, в том числе:

- договор № ФН-2019/СЗ-(ком) от 02.12.2016 на поставку нефтепродуктов в северные муниципальные районы Хабаровского края;

- договор № ФН-2019/СЗ-(соц) от 02.12.2016 на поставку нефтепродуктов в северные муниципальные районы Хабаровского края;

- договор № ФН-2019/ЮГ-(соц) от 02.12.2016 на поставку нефтепродуктов в центральные и южные муниципальные районы Хабаровского края.

Кроме того, ООО "Межрайтопливо" с ООО "Флагман" в 2018 году заключило четыре договора по поставке нефтепродуктов с единственным поставщиком(№ 1-ЧС/Ф от 28.04.2018; № 2-ЧС/Ф от 14.05.2018; № ФН/1-ДВР/2018 от 03.10.2018; № 3-ЧС/Ф от 13.11.2018).

Из представленных документов установлено, что ООО "Флагман" осуществляло поставки нефтепродуктов по договорам, заключенным с ООО "Межрайтопливо" в рамках проведенных конкурсных процедур. Поставка нефтепродуктов осуществлялась партиями в соответствии с заявками ООО "Межрайтопливо" на основании дополнительных соглашений (далее – Соглашение). Цена поставки нефтепродуктов устанавливалась в Соглашениях к рамочному договору, на основании результатов проведения закрытого запроса предложений. ООО "Межрайтопливо" в Соглашения вносило сведения о цене нефтепродуктов на основании заявки ООО "Флагман" на участие в закрытом запросе предложений. Цена поставки нефтепродуктов, установленная Соглашениями фиксированная.

ООО "Флагман" в ПАО "Сбербанк России" (далее – "Сбербанк России") является заемщиком возобновляемой кредитной линии для оплаты поставок нефтепродуктов по договорам с ООО "Межрайтопливо", в рамках распоряжения Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 № 681-р
"О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017-2019 годы" (далее – распоряжение Губернатора
от 30.12.2016 № 681-р) с лимитом 600 000 000 (шестьсот миллионов) рублей (договор № 117180538АСРМ от 22.01.2018 по 31.08.2019).

Как следует из представленных документов ООО "Флагман" включало в калькуляцию расходов по доставке топлива накладные расходы в размере 10% от прямых затрат, рентабельность в размере 5%. Вместе с тем, представленные ООО "Флагман" документы не содержат расчётов или иных обоснований установления данных показателей именно в таком размере.

Кроме того, в калькуляции цены поставки нефтепродуктов к договорам, включены проценты по кредиту в размере 13,3% годовых. Однако, в договоре ООО "Флагман" со "Сбербанк России" определен переменный процент ставки за пользование кредитом в размере от 11% до 12%.

Таким образом, в ходе рассмотрения заявления, ООО "Флагман" не представило в Хабаровское УФАС России обоснование размера накладных расходов (10%), размера процентов по кредиту (13%) и рентабельности (5%), учитываемых в калькуляции цены поставки нефтепродуктов.

В связи с изложенным Хабаровское УФАС России не имело возможности определить соответствие установленной ООО "Флагман" стоимости поставки нефтепродуктов части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Учитывая, что в 2018 году поставки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также в центральные и южные муниципальные районы Хабаровского края в рамках исполнения договоров
с ООО "Межрайтопливо" преимущественно осуществлялись ООО "Флагман", следовательно ООО "Флагман" имеет признаки доминирующего положения на рынке поставки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также в центральные и южные муниципальные районы Хабаровского края в рамках исполнения договоров с ООО "Межрайтопливо"
в 2018 году.

 

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (пункт 1 части 1 статьи
10 Закона о защите конкуренции).

При таких обстоятельствах на ООО «Флагман» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

По вышеизложенным обстоятельствам, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в действиях ООО "Флагман" по установлению стоимости поставки в 2018 году нефтепродуктов
в муниципальные районы Хабаровского края в рамках исполнения договоров
с ООО "Межрайтопливо"  установлены признаки нарушения пункта 1 части
1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, Хабаровским УФАС России издан приказ
от 13.08.2019 № 273 о возбуждении дела № 027/01/10-588/2019 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Флагман" части 1 статьи
10 Закона о защите конкуренции.

 

Определением от 23.08.2019 дело № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 29.10.2019.

Определением от 29.10.2019 об отложении рассмотрения дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с возникшей необходимостью в получении у ООО «Флагман», Правительства Хабаровского края, ООО «Межрайтопливо» дополнительных материалов и документов по рассматриваемому вопросу для всестороннего и полного рассмотрения материалов дела Комиссией рассмотрение дела отложено на 22.11.2019.

Определением от 22.11.2019 об отложении рассмотрения дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с возникшей необходимостью в изучении и анализе сведений и документов, представленных ООО «Флагман», Правительством Хабаровского края, ООО «Межрайтопливо», а также необходимостью получения дополнительных документов и сведений по рассматриваемому вопросу для всестороннего и полного рассмотрения материалов дела Комиссией рассмотрение дела отложено на 03.03.2020.

Определением от 03.03.2020 об отложении рассмотрения дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с возникшей необходимостью в получении дополнительных документов и сведений по рассматриваемому вопросу в целях всестороннего полного и объективного рассмотрения материалов дела Комиссией рассмотрение дела отложено на 15.04.2020.

14.04.2020 в Хабаровское УФАС России поступили ходатайства ООО «Флагман», Правительства Хабаровского края об отложении рассмотрения дела № 027/01/10-588/2019.

Из ходатайства ООО «Флагман» следует, что в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», а также от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распостранением коронавирусной инфекции» период с 30.03.2020 по 30.04.2020 объявлен нерабочими днями. С учетом этого ООО «Флагман» просит отложить рассмотрение дела на более поздний срок – в связи с возможным продлением периода нерабочих дней и риском введения режима ЧС.

Правительство Хабаровского края в ходатайстве также просит отложить рассмотрение дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства до изменения эпидемиологической обстановки, позволяющей проводить заседания комиссии с непосредственной явкой представителя Правительства Хабаровского края.

Комиссия приняла решение об удовлетворении данных ходатайств ООО «Флагман», Правительства Хабаровского края.

 

Определением от 15.04.2020 об отложении рассмотрения дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного Комиссией рассмотрение дела отложено на 20.05.2020.

 

20.05.2020 Комиссией по рассмотрению дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 46 Закона о защите конкуренции, объявлен перерыв в заседании Комиссии до 22.05.2020.

 

22.05.2020 в ходе рассмотрения дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено следующее.

В целях снабжения муниципальных районов Хабаровского края топливно-энергетическими ресурсами создано
ООО "Межрайтопливо", обеспечивающее топливом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива, путем заключения договоров с поставщиками топлива и лицами, оказывающими услуги по перевозке, разгрузке (перевалке) топлива.

ООО "Межрайтопливо" посредством договоров поручения с муниципальными районами Хабаровского края является получателем субвенций, выплачиваемых из бюджета Хабаровского края, направленных на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих предприятий.                    В целях обеспечения конкурентности при отборе поставщиков нефтепродуктов ООО" Межрайтопливо" проводит конкурсные процедуры, по итогам которых заключаются соответствующие договоры.

По мнению ООО "Межрайтопливо", ООО "Флагман" в 2018 году пользуясь своим преимущественным положением на рынке в качестве поставщика нефтепродуктов для муниципальных нужд, искусственно поднимало стоимость на отдельные виды топлива на 15 – 35%. Переплата за поставку ООО "Флагман" нефтепродуктов по предварительным расчетам
ООО "Межрайтопливо" составила 224 703 387,81 руб. Соответственно образовалась задолженность по итогам 2018 года, предъявляемая к оплате ООО "Межрайтопливо" и муниципальным районам края.

Кроме того, по предварительным расчетам ООО "Межрайтопливо" сумма неоплаченных долговых обязательств завышена ООО "Флагман" на 162 048 774,62 руб.

 

В целях рассмотрения заявления ООО "Межрайтопливо" Хабаровское УФАС России запросило у ООО "Флагман" документы и информацию о порядке формирования цены на поставку нефтепродуктов в 2018 году для ООО "Межрайтопливо".

Как следует из представленных ООО "Флагман" документов и информации, по итогам проведенного ООО "Межрайтопливо" открытого конкурса по отбору потенциальных поставщиков на поставку нефтепродуктов для выработки тепловой и электрической энергии для прочих (коммерческих) нужд северных и южных муниципальных районов Хабаровского края ООО "Флагман" признано победителем, с которым заключены рамочные договоры, в том числе:

- договор № ФН-2019/СЗ-(ком) от 02.12.2016 на поставку нефтепродуктов в северные муниципальные районы Хабаровского края;

- договор № ФН-2019/СЗ-(соц) от 02.12.2016 на поставку нефтепродуктов в северные муниципальные районы Хабаровского края;

- договор № ФН-2019/ЮГ-(соц) от 02.12.2016 на поставку нефтепродуктов в центральные и южные муниципальные районы Хабаровского края.

Кроме того, ООО "Межрайтопливо" с ООО "Флагман" в 2018 году заключило четыре договора по поставке нефтепродуктов с единственным поставщиком (№ 1-ЧС/Ф от 28.04.2018; № 2-ЧС/Ф от 14.05.2018; № ФН/1-ДВР/2018 от 03.10.2018; № 3-ЧС/Ф от 13.11.2018).

Из представленных документов установлено, что ООО "Флагман" осуществляло поставки нефтепродуктов по договорам, заключенным с ООО "Межрайтопливо" в рамках проведенных конкурсных процедур. Поставка нефтепродуктов осуществлялась партиями в соответствии с заявками ООО "Межрайтопливо" на основании дополнительных соглашений (далее – Соглашение). Цена поставки нефтепродуктов устанавливалась в Соглашениях к рамочному договору, на основании результатов проведения закрытого запроса предложений. ООО "Межрайтопливо" в Соглашения вносило сведения о цене нефтепродуктов на основании заявки ООО "Флагман" на участие в закрытом запросе предложений. Цена поставки нефтепродуктов, установленная Соглашениями фиксированная.

 

Комиссия рассмотрела представленные ООО «Флагман» в ходе рассмотрения дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства документы и информацию, связанные с установлением цены нефтепродуктов, поставленных в 2018 году ООО "Межрайтопливо".

 

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО "Флагман" (Заемщик) в ПАО "Сбербанк России" (Кредитор) (далее – "Сбербанк России") является заемщиком возобновляемой кредитной линии для оплаты поставок нефтепродуктов по договорам с ООО "Межрайтопливо", в рамках распоряжения Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 № 681-р
"О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017-2019 годы" (далее – распоряжение Губернатора
от 30.12.2016 № 681-р) с лимитом 600 000 000 (шестьсот миллионов) рублей (договор № 117180538АСРМ от 22.01.2018 по 31.08.2019).

В соответствии с пунктом 4.1.1. договора № 117180538АСРМ от 22.01.2018 Заемщик уплачивает кредитору проценты за пользование кредитом в валюте кредита на следующих условиях:

- за период с даты выдачи кредита (не включая эту дату) по 20.04.2018 (включительно) – по ставке 11 процентов годовых;

- за период с 21.04.2018 (включительно) по дату полного погашения кредита – по переменной процентной ставке, определяемой в зависимости от доли перечислений заработной платы (включая премии, пенсии, пособия, стипендии, материальную помощь и т.п.) со счета(ов) Заемщика на счета работников у кредитора в общем объеме указанных перечислений Заемщика за расчетный период, в соответствии со следующей таблицей:

Критерии для установления переменной процентной ставки:

На период с 21.04.2018 по 31.08.2019

Доля перечислений заработной платы на счета работников, %

до 95 (невключительно)

Свыше 95 (включительно)

Процентная ставка, % годовых

12

11

         Дополнительно пунктом 4.1.2. договора № 117180538АСРМ от 22.01.2018 предусмотрено, что в случае наступления обстоятельств, указанных в определенных пунктах вышеуказанного договора Кредитор имеет право увеличить процентную ставку не более, чем на 2 процента годовых.

         Кроме того, в соответствии с пунктом 4.3. договора № 117180538АСРМ от 22.01.2018 с Заемщика взимается плата за резервирование в размере 0,3 процента от лимита кредитной линии.

         Таким образом, максимальная величина процентной ставки по договору № 117180538АСРМ от 22.01.2018 может составить 14,3 процента годовых.

         При расчете стоимости нефтепродуктов для поставок муниципальным районам края ООО «Флагман» использовано минимальное значение переменной процентной ставки, установленное пунктом 4.1.1. договора № 117180538АСРМ от 22.01.2018, а именно 11%+2%+0,3%=13,3% годовых.

 

Размер ставки накладных расходов в размере 10% от прямых затрат и размер рентабельности 5% при калькуляции расходов по доставке топлива определены ООО «Флагман» на основании приказа № 3 от 09.01.2018 о порядке ценообразования при реализации товаров, работ, услуг.

Средний уровень рентабельности по отрасли торговля оптовая и розничная в 2018 году составил 7,3% согласно Приложению № 4 «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в процентах» к приказу Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Следовательно, установленный ООО «Флагман» приказом № 3 от 09.01.2018 размер рентабельности 5% не превышает средний уровень рентабельности по отрасли, установленный приказом Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Фактический размер накладных расходов от прямых затрат и размер рентабельности по оплаченным поставкам в 2018 году составил 2 237 168 рублей.

Учитывая общий объем оплаченной поставки в 2018 году согласно информации о фактической себестоимости оплаченных на 01.07.2019 поставок нефтепродуктов в адрес ООО «Межрайтопливо» в 552 млн. рублей, размер указанных накладных расходов и размер рентабельности составил 0.32 % от объема оплаченных поставок нефтепродуктов, что ниже установленных приказом № 3 от 09.01.2018 ставки накладных расходов и размера рентабельности.

 

По результатам полного и всестороннего анализа материалов дела Комиссией установлено, что в цену нефтепродуктов, поставленных в 2018 году ООО "Межрайтопливо", включались расходы на приобретение нефтепродуктов, расходы по доставке нефтепродуктов до потребителя, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды по установленным законодательствам нормативам в процентах от расходов на оплату труда, амортизационные начисления, прочие расходы (суммы налогов и обязательных платежей и др.)

Данные расходы подтверждаются представленными ООО «Флагман» документами, а именно счетами-фактурами, договорами, оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам бухгалтерского учета, калькуляциями расходов, товарными накладными.

        

Представленные ООО «Флагман» документы и информация свидетельствуют о том, что при формировании цены нефтепродуктов, поставленных в 2018 году ООО "Межрайтопливо" учитываются только расходы, необходимые для осуществления поставки нефтепродуктов в адрес ООО «Межрайтопливо». Расходы, не являющиеся необходимыми для осуществления поставки нефтепродуктов в адрес ООО «Межрайтопливо»», в стоимости нефтепродуктов не учитываются.

 

По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ООО «Флагман», с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ООО «Флагман» по установлению цены нефтепродуктов, поставленных в 2018 году ООО "Межрайтопливо", отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены товара).

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА

 

Прекратить рассмотрение дела № 027/01/10-588/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Н.Б. Костромеев

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

А.В. Кочуев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.В. Гродик

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Так же Хабаровским УФАС России было установлено, что размер рентабельности 5% при калькуляции расходов по доставке топлива установленный приказом № 3 от 09.01.2018,  определен с учетом положений приказа Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – приказ № ММ-3-06/333).

В соответствии с приложением № 4 к Приказу № ММ-3-06/333 рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организации по виду экономической деятельности – деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам  , в процентах

Связанные организации

Связанные организации не указаны