Решение №7/1915 Признать жалобу ООО «МИРТЕК»  на действия заказчика – АО «ХГ... от 3 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/20

(027/10/18.1-220/2022)

28 февраля 2022 года                                                                                                                               г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей: 

в присутствии представителей:

- ООО «МИРТЕК»

- АО «ХГЭС»   - 

рассмотрев жалобу ООО «МИРТЕК», материалы дела  № 7-11/20 (027/10/18.1-220/2022),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «МИРТЕК» (далее – Общество)  на действия заказчика – АО «ХГЭС»  при проведении запроса предложений  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на  поставку  многотарифных однофазных и трехфазных счетчиков учета электрической энергии в целях исполнения инвестиционной программы АО «ХГЭС» на 2020-2024 года (извещение №32211114349).

Из жалобы следует, что Общество несогласно с положениями документации о закупке, в части установления следующих характеристик товара:  средняя наработка счетчика на отказ, ч, не менее: 280000; средний срок службы, лет, не менее: 30; работа электросчетчика совместима с базовой радиостанцией NB-300: обязательно; протокол: NB-Fi сверхпомехоустойчивый; все данные, воспроизводимые на дисплее счетчика, индексируются кодами OBIS (коды идентификации измеряемых величин OBIS – ObjectIdentificationSystem) в соответствии с IEC 62056-61: обязательно, по причине их не соответствия требованиям  действующих стандартов (ГОСТ 31819.21-2012), Постановления Правительства  Российской Федерации  от 19.06.2020 №890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» (далее – Постановление № 890),  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Представители АО «ХГЭС»  с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в  письмах  от  21.02.2022 № 850 (вх. №7/2167 от 22.02.2022), от 28.02.2022 № 948,  пояснив, что  согласно  ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.  Для  осуществления конкурентной  закупки заказчик разрабатывает и утверждает Документацию о закупке, которая размещается в ЕИС вместе с  Извещением об осуществлении закупки. Преобладающим фактором при формировании  условий документации о закупке является потребность заказчика  в  определенном товаре  (работе, услуге), что согласуется  с целями и принципами правового регулирования Закона о закупках. В связи с чем просят признать жалобу необоснованной.

В заседании комиссии представители АО «ХГЭС» пояснили, что  в соответствии с правилами организации учета  электрической энергии  на розничных  рынках,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» Акционерное общество, как сетевая организация, обязано обеспечить коммерческий учет электрической энергии, в том числе  путем приобретения, установки,  замены, допуска в эксплуатацию  приборов учета  электрической энергии и (или) иного  оборудования, а также  нематериальных активов,  которые необходимы  для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, и  последующей их эксплуатации, в том числе  посредством  интеллектуальных систем учета электрической энергии.

Во  исполнение  мероприятий АО «ХГЭС»  в соответствии с закупочной процедурой № 32009492549 от 15.09.2020, в целях  исполнения инвестиционной программы АО «ХГЭС» на 2020-2024гг., приобретена и внедрена  автоматизированная  информационно-измерительная система коммерческого учета электрической энергии, состоящая  из программного комплекса верхнего уровня «Пирамида 2.0». В указанный период АО «ХГЭС» приобретено  приборов учета в количестве 4879 шт. Ранее у АО «ХГЭС» имелось несколько  самостоятельных комплексов оборудования: комплекс оборудования «Энергомера», ООО  «Матрица», Waviot ООО «Телематические  решения». Наибольшую надежность показала  система Waviot  с приборами учета  типа Фобос, использующими  протокол NB-Fi, и базовыми станциями  NB-300, которые  совместимы с внедренным комплексом «Пирамида 2.0». Средства учета типа Фобос поддерживюет протокол NB-Fi.

 При этом установка  любого  прибора учета,  работающего  по радиоинтерфейсу  NB-Fi на частоте 868,7-869,2 МГц позволяет автоматически получать данные сразу же по окончанию монтажных работ, поскольку на территории города Хабаровска  в зоне обслуживания  электрических сетей  АО «ХГЭС» установлены  и эксплуатируются  24 базовые станции, поддерживающие диапазон 868,7-869,2 МГц.

Требование по средней наработке  на отказ  приборов учета  в количестве часов, равным не менее 280 000, обусловлено  повышением надежности системы  в целом и увеличением эксплуатационного периода, и снижением  затрат на эксплуатацию  системы. Согласно ГОСТ 31819.21-2012 средняя  наработка до отказа не менее межповерочного  интервала, т.е. 16 лет или 140160 часов, при этом ГОСТ носит рекомендательный характер, и предъявление  требований по средней наработке  на отказ свыше требований ГОСТа не  противоречит законодательству.

Утверждение  о том, что приборы  учета не соответствуют  минимальным требованиям функций,  утвержденным  Постановлением № 890 не верно,  производителем  приборов Фобос Компанией  Вавиот представлены письма о соответствии производимых приборов  учета требованиям указанного постановления.

Коды OBIS, применяемые  в приборах учета  для идентификации измеряемых величин,  предназначены для  унифицирования  определения  одних и тех же параметров  счетчиков, выпускаемых различными  производителями. Соответственно  требования о необходимости  индексации параметров в приборах  учета кодами OBIS исключает также  дополнительные затраты  на производство  дополнительных пусконаладочных работ по интеграции приборов учета, не поддерживающих OBIS коды, в существующую систему.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14:10 28.02.2022, с целью получения дополнительной информации.

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

 Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать  требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Хабаровская горэлектросеть», утвержденном протоколом наблюдательным советом АО «ХГЭС» от 29.06.2021 № 25 (далее – Положение о закупках), размещенным на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии со ст. 11 Положения о закупках.

Правила  описания объекта закупки установлены в ст. 21 Положения о закупках.

Так согласно п. 21.1.1 ст. 21 Положения о закупках, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки (п. 21.1.2 ст. 21 Положения о закупках).

Согласно п. 21.1.3 ст. 21 Положения о закупках, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта и др.

В силу п. 21.3 ст. 21 Положения о закупках запрещается устанавливать требования к предмету закупки, которые могут привести к ограничению числа участников закупки и, как следствие, к ограничению, устранению конкуренции при осуществлении закупок.

Каждый претендент на участие в проведении процедуры закупки имеет право подать запрос на разъяснение положений извещения о проведении процедуры закупки и документации о закупке (далее по тексту – запрос) (п. 23.1 ст. 23 Положения о закупках).

09.02.2022 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «ХГЭС»  размещено извещение № 32211114349 о проведении запроса предложений  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на  поставку  многотарифных однофазных и трехфазных счетчиков учета электрической энергии в целях исполнения инвестиционной программы АО «ХГЭС» на 2020-2024 года.

Сроки подачи заявок с 09.02.2022 по 16.02.2022.  Дата рассмотрения первых частей заявок – 16.02.2022. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 17.02.2022. Подведение итогов  – 18.02.2022.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  13 712 660,00 руб.

Согласно  протоколу рассмотрения  первых частей заявок от 16.02.2022     № 32211114349   на участие в закупке подана одна заявка участника под  №791673.

Согласно протоколу  рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре от 17.02.2022 № 32211114349  заявка участника под  № 791673 (ООО  «ЦУРОГ-1») признана соответствующей требованиям закупки и  допущена к участию в закупке,  закупка признана несостоявшейся.

В части доводов жалобы ООО «МИРТЕК»   о несогласии с положениями документации о закупке, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с  частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования  к участникам закупки  в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках  закреплено, что  заказчик самостоятельно устанавливает требования  к участникам закупки и перечень документов,  представляемых  участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом Закон о закупках не содержит  исчерпывающего перечня требований, которые  могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета  на применение  к ним какого - либо требования.

Так, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 2 Постановления № 890 Министерству энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации надлежит в срок до 01.01.2021 утвердить перечень и спецификацию защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), и разместить их на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением № 890 утверждены  Правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (далее – Правила № 890).

Под прибором учета электрической энергии, присоединенным к интеллектуальной системе учета, для целей настоящих Правил понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с настоящими Правилами (п. 3 Правил № 890).

Приборы учета электрической энергии, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут передавать информацию по проводным и (или) беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий (абз. 2 п. 4 Правил № 890).

Передачу управляющих воздействий по введению полного и (или) частичного ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии и передачу критических событий безопасности (нарушение электронных пломб на корпусе и клеммной крышке, воздействие магнитным полем) устройствами (компонентами) интеллектуальной системы учета между собой в беспроводных сетях связи рекомендуется осуществлять по радиоканалу, организованному в выделенных на разрешительной основе диапазонах радиочастот, разрешенных для использования в соответствии с решениями Государственной комиссии по радиочастотам (абз. 3 п. 4 Правил № 890).

В состав передаваемых показаний и результатов измерений прибора учета электрической энергии, присоединенного к интеллектуальной системе учета, входят все показания и результаты измерений прибора учета электрической энергии, которые были использованы для формирования предоставляемой в соответствии с настоящими Правилами информации о количестве и иных параметрах электрической энергии.

Прибор учета электрической энергии, который может быть присоединен к интеллектуальной системе учета, должен удовлетворять требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений к средствам измерений, применяемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и обеспечивать в точке учета, в том числе  измерение активной и реактивной энергии в сетях переменного тока в двух направлениях с классом точности 1,0 и выше по активной энергии и 2,0 по реактивной энергии (0,5S и выше по активной энергии и 1,0 по реактивной энергии для приборов учета электрической энергии трансформаторного включения) и установленным интервалом между поверками не менее 16 лет для однофазных приборов учета электрической энергии и не менее 10 лет для трехфазных приборов учета электрической энергии (пп. «а» п. 28 Правил № 890).

Согласно п. 1 Приказа Министерства цифрового развития, связи  и массовый коммуникаций Российской Федерации от 30.12.2020 № 788 «Об утверждении перечня и спецификации защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) и приборами учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к такой системе» (далее – Приказ № 788) для организации информационного обмена между компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) и приборами учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к такой системе, надлежит использовать протоколы передачи данных, утвержденные и введенные в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в качестве национального стандарта (далее - стандартизированный протокол).

П. 3 Приказа № 788 утвержден прилагаемый перечень стандартизированных протоколов, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) и приборами учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к такой системе (далее – Перечень № 788).

В Перечне № 788 установлены наименование стандартов передачи данных, в том числе п. 2 Перечня № 788  предварительный национальный стандарт ПНСТ 354-2019 «Интернет вещей. Протокол беспроводной передачи данных на основе узкополосной модуляции радиосигнала (NB-Fi)», утвержден приказом Федерального агентства по  техническому регулированию и метрологии от 19.02.2019 № 7-пнст «Об утверждении предварительного национального стандарта Российской Федерации».

Довод заявителя в части установления требования по использованию протокола  NB-Fi в диапазоне 868,7-869,2 МГц, отклоняется Комиссией Хабаровского УФАС России,  поскольку, как следует из пояснений Заказчика, товар приобретается к имеющемуся в наличии приборам учета (4879 шт.) и  подлежит  эксплуатации в установленной системе, так на территории города Хабаровска  в зоне обслуживания  электрических сетей  АО «ХГЭС» установлены  и эксплуатируются  24 базовые станции, поддерживающие диапазон 868,7-869,2 МГц., использование протоколов с иными диапазонами, приведет к дополнительному расходованию денежных средств Заказчиком. Довод жалобы о нарушении Закона о закупках, Постановления № 890 об установлении характеристики по использованию протокола  NB-Fi не  находит своего подтверждения.

Относительно характеристики IEC 62056-61, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

IEC 62056 – это набор стандартов для обмена данными учета электроэнергии Международной электротехнической комиссией (далее – МЭК). Стандарты IEC 62056  являются  международными  стандартами версиями спецификации DLMS/COSEM. Протокол DLMS/COSEM не является специфическим для учета электроэнергии, он используется для  учета газа,  воды и тепла (WikipediA).

DLMS/COSEM это стек-ориентированный протокол, базирующийся на концепциях модели OSI, регламентирующий обмен данными между приборами учета и системами сбора данных, в основе которого лежит клиент-серверная архитектура. Основополагающими спецификациями в этом стандарте являются DLMS и COSEM.

DLMS расшифровывается как Distribution Line Message Specification и представляет собой спецификацию прикладного уровня, которая не зависит от более низких уровней и как следствие от коммуникационных каналов. Эта спецификация была разработана для стандартизации сообщений, передаваемых по распределительным линиям. В такой нотации этот стандарт опубликован за номером IEC 61334-4-41. В последствии концепция DLMS претерпела изменения, а аббревиатура DLMS стала расшифровываться как Device Language Message Specification. Целью изменений стало обеспечение единой среды для структурного моделирования и обмена данными с приборами учета. В нынешнем виде, стандартом регламентируются: дистанционное считывание показаний с приборов учета, дистанционное управление, а также дополнительные сервисы для измерения любого вида энергоресурса (электричество, вода, газ, тепло).

COSEM расшифровывается как Companion Specification for Energy Metering и представляет собой спецификацию, в которой отражена интерфейсная модель приборов учета, обеспечивающая представление их функциональных возможностей. Интерфейсная модель использует объектно-ориентированный подход.

Система, построенная на базе протокола DLMS/COSEM открыта для расширения путем добавления новых интерфейсных классов и версий без изменения сервисов обеспечивающих доступ к интерфейсным объектам, сохраняя тем самым функциональная  совместимость.

DLMS/COSEM определяет три уровня доступа к прибору учета, открытый доступ (none), доступ по паролю (low level) и доступ с аутентификация (high level). Кроме того, информация, передаваемая по коммуникационным линиям может быть зашифрована, это также регламентируется стандартом.

DLMS/COSEM позволяет создавать унифицированные драйверы, посредством которых, становится возможным связываться с приборами учета разных типов от различных производителей.

Федеральным  агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден ГОСТ Р 58940-2020 «Требования  к протоколам  обмена  информацией  между компонентами интеллектуальной  систему учета  и приборами учета» (Далее – ГОСТ Р 58940-2020), разработан ПАО «Россети». 

П. 1 ГОСТ Р 58940-2020 установлена область применения данного ГОСТа. Так настоящий стандарт  описывает требования  к информационной модели приборов учета электроэнергии (счетчиков), разработанных  на базе протокола DLMS/COSEM. Цель данного стандарта - заложить  основы  для эффективной  и безопасной  передачи результатов  измерений электроэнергии,  что будет способствовать  практике взаимозаменяемости между  оборудованием различных производителей.

DLMS/COSEM – общее название  серии  международных документов, согласно МЭК 62056 (все части) «Обмен  данными при измерении электрической энергии. Комплект DLMS/COSEM (Electricity metering data exchange - The DLMS/COSEM suite)  (п. 4 ГОСТ Р 58940-2020 сокращения).

OBIS – система идентификации объектов (п. 4 ГОСТ Р 58940-2020 сокращения).

Стандарт DLMS/COSEM описывает два способа  адресации объектов COSEM для доступа к их  атрибутам и  методам (п. 6.4.1 ГОСТ Р 58940-2020).

Логическое  имя объекта COSEM представляется виде OBIS-кода. При  адресации объектов COSEM по их логическому имени в запросе фигурирует OBIS-код  объекта и  номер атрибута  или метода (п. 6.4.2 ГОСТ Р 58940-2020).

Довод заявителя об использовании Заказчиком  иностранного  стандарта IEC 62056-61, что не соответствует требованиям Постановления № 890, отклоняется Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку не нашел своего подтверждения, так как применение OBIS-кода регулируется, на территории Российской Федерации, положениями ГОСТ Р 58940-2020. Довод жалобы признается необоснованным.

Довод заявителя об установлении заказчиком требования по средней наработке  на отказ  приборов учета  в количестве часов, равным не менее 280 000 часов, то есть свыше установленного ГОСТ 31819.21-2012, в котором средняя  наработка до отказа не менее межповерочного  интервала -  16 лет или 140160 часов.

Приказом  Федерального агентства по  техническому регулированию  и метрологии от 22.11.2012 №1037-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31819.21-2012 (IEC 62053-21:2003) «Аппаратура  для измерения  электрической энергии  переменного тока. Частные требования. Часть 21. Статистические счетчики активной энергии классов точности 1 и 2» введен  в действие в качестве национального стандарта  Российской Федерации с 01.01.2014.

При этом  настоящий стандарт  модифицирован  по  отношению к международному стандарту IEC 62053-21:2003 [Аппаратура  для измерения  электрической энергии  (переменный ток). Частные требования. Часть 21. Статистические счетчики активной  (классы точности 1 и 2).] При этом  дополнительные  и измененные положения, учитывающие потребность   национальной экономики Российской Федерации, выделены в тексте курсивом.

Как следует из пояснений заказчика,  требование по средней наработке  на отказ  приборов учета  в количестве часов, равным не менее 280 000 часов обусловлено повышением надежности системы  в целом и увеличением эксплуатационного периода, и снижением  затрат на эксплуатацию  системы.

При этом, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России,  из описания технических, функциональных характеристик товара в Спецификации, Заказчиком не приведено обоснование необходимости использования иных характеристик, несоответствующих требованиям ГОСТ 31819.21-2012,  таким образом, в действиях заказчика допущено нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Довод жалобы признается обоснованным.

При этом требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора,  в действиях заказчика нарушений части 3 статьи 6 Закона о закупках не выявлено.

Вместе с тем указанное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки и состояние конкуренции, в связи с чем принято решение Предписание не выдавать.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МИРТЕК»  на действия заказчика – АО «ХГЭС»  при проведении запроса предложений  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на  поставку  многотарифных однофазных и трехфазных счетчиков учета электрической энергии в целях исполнения инвестиционной программы АО «ХГЭС» на 2020-2024 года (извещение №32211114349)обоснованной, в части отсутствия обоснования использования характеристик, несоответствующих требованиям ГОСТа.

 2. Признать заказчика - АО «ХГЭС»  нарушившим требования пункта 1 части 10 статьи 4  Закона о закупках.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны