Решение №7/5715 Решение по жалобе ООО «Эко Пром ДВ» на действия ОАО «РЖД» пр... от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей - руководитель управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,  ведущего специалиста – эксперта отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России

в присутствии представителей от:

- ООО «Эко Пром ДВ» – уведомлено о дате, времени и месте, рассмотрения дела, участие представителя в заседании комиссии не обеспечило

- ОАО «РЖД»  – "...",

 

рассмотрев жалобу ООО «Эко Пром ДВ» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по зачистке емкостей от остатков нефтесодержащих отходов, сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация полученных отходов (извещение №32110131375), материалы дела  № 8-01/122 (027/10/18.1-672/2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Эко Пром ДВ» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по зачистке емкостей от остатков нефтесодержащих отходов, сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация полученных отходов (извещение №32110131375).

Из жалобы ООО «Эко Пром ДВ» следует, что пункт 1.7.1.1 аукционной документации противоречит законодательству Российской Федерации, так как может допустить возможность заключения договора с организацией, не имеющей права на оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно не имеющей лицензии разрешенных видов деятельности по данным видам отходов. Также заявитель полагает, что заказчик нарушил п.30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В заседании комиссии представитель ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 25.05.2021, дополнительно пояснив, что требования заказчика, изложенные в аукционной документации в полной мере соответствуют законодательству Российской Федерации, в связи с тем, что потенциальный победитель закупки, согласно требованиям, должен обладать лицензией (или договором с третьим лицом, которое обладает лицензией) на право осуществления последовательных действий: зачистка емкости от отходов (лицензия не требуется); транспортирование отходов до места утилизации (предусмотрена лицензия); утилизация или обезвреживание отходов (предусмотрена лицензия).

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителя ОАО «РЖД» участвующего в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с ука-занием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок) (пункт 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.

В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках).

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров 28.06.2018 с изменениями от 07.10.2020 г. (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

П. 164 Положения о закупке установлено, что аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП, может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников. При этом должны соблюдаться следующие правила: в извещении о проведении такого аукциона с участием только субъектов МСП должны быть установлены сроки проведения такого этапа; ко всем участникам такого аукциона предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке; заявки на участие в таком аукционе должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников такого аукциона квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке; заявки участников такого аукциона, не соответствующих квалификационным требованиям, отклоняются.

29.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru ОАО «РЖД» размещено извещение № 32110131375 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по зачистке емкостей от остатков нефтесодержащих отходов, сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация полученных отходов.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 4 151 493,60 руб. за счет собственных средств предприятия.

Сроки подачи заявок с 29.03.2021 по 17.05.2021.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 18.05.2021.

Дата начала аукциона – 21.05.2021.

Дата проведения квалификационного отбора – 31.05.2021.

Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов - 31.05.2021.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 18.05.2021, на участие в закупке поступило 4 заявки, под защищенными номерами №№ 1, 2, 3, 4, которые соответствуют требованиям технического задания документации и допущены к участию в закупке.

П. 13 извещения о закупке предусмотрен дополнительный этап проведения закупки – квалификационный отбор участников открытого аукциона.

Согласно п. 1.7.1.1 участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной аукционной документацией, а именно, в соответствии с требованиями ст.12 п.30 Федерального Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» 99-ФЗ от 24.06.1998 г. от 04.05.2011 г. лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет:

- действующую на момент подачи заявки лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с наличием в приложении следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация, в отношении отходов, указанных в таблице 1 (предоставляются все листы со всеми приложениями);

или

- действующую лицензию участника на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, с указанием следующих видов услуг в отношении отходов: транспортирование отходов III класса опасности (представляются все листы со всеми приложениями);

и

- действующий договор на сбор, утилизацию и/или обезвреживание отходов с организацией, имеющей действующую лицензию на сбор, утилизацию и/или обезвреживание отходов III класса опасности, с приложением данной лицензии (предоставляются все листы со всеми приложениями).

Лицензия должна быть представлена с приложением, включающим в себя следующий перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию и/или утилизации отходов:

 

Наименование отхода

Код отхода (ФККО-2015)

Класс опасности

Вид деятельности

Шлам очистки  емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов

9 11 200 02 39 3

III

Сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация

 

Документы должны быть сканированы с оригинала либо нотариально заверенной копии.

Если срок действия разрешительного документа на право осуществления деятельности истек после подачи заявки и до заключения договора, то победитель (участник, с которым заключается договор) обязан предоставить действующий разрешительный документ с проектом договора, подписанным победителем. В случае непредставления указанного документа победитель (участник, с которым заключается договор) признается уклонившимся от заключения договора.

Из анализа положений аукционной документации следует, что подрядчик должен выполнить работы по зачистке емкостей от остатков нефтепродуктов и самостоятельно обезвредить (или утилизировать) полученные отходы при наличии действующей на момент подачи заявки лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с наличием в приложении следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обезвреживание и /или утилизация либо самостоятельно транспортировать полученные отходы для передачи организации, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с наличием в приложении следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обезвреживание и /или утилизация.

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России не находит оснований полагать о том, что установление данных квалификационных требований может привести к недобросовестной конкуренции, так как такое установление соответствует принципам, закрепленным в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и не ограничивает круг потенциальных участников.

В соответствии с п. 30 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Техническим заданием аукционной документации обозначен исчерпывающий перечень работ, для выполнения которых необходима соответствующая лицензия. Поскольку данные виды работ относятся к работам, установленным Приложением к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290, довод заявителя о нарушении п. 30 ст. 12 Закона № 99-ФЗ, Комиссией Хабаровского УФАС России признан необоснованным.

Исходя из установленных обстоятельств комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Эко Пром ДВ» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по зачистке емкостей от остатков нефтесодержащих отходов, сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация полученных отходов (извещение №32110131375) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны