Решение №7/5715 Решение по жалобе ООО «Эко Пром ДВ» на действия ОАО «РЖД» пр... от 28 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей - руководитель управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, ведущего специалиста – эксперта отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России
в присутствии представителей от:
- ООО «Эко Пром ДВ» – уведомлено о дате, времени и месте, рассмотрения дела, участие представителя в заседании комиссии не обеспечило
- ОАО «РЖД» – "...",
рассмотрев жалобу ООО «Эко Пром ДВ» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по зачистке емкостей от остатков нефтесодержащих отходов, сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация полученных отходов (извещение №32110131375), материалы дела № 8-01/122 (027/10/18.1-672/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «Эко Пром ДВ» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по зачистке емкостей от остатков нефтесодержащих отходов, сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация полученных отходов (извещение №32110131375).
Из жалобы ООО «Эко Пром ДВ» следует, что пункт 1.7.1.1 аукционной документации противоречит законодательству Российской Федерации, так как может допустить возможность заключения договора с организацией, не имеющей права на оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно не имеющей лицензии разрешенных видов деятельности по данным видам отходов. Также заявитель полагает, что заказчик нарушил п.30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).
В заседании комиссии представитель ОАО «РЖД» с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 25.05.2021, дополнительно пояснив, что требования заказчика, изложенные в аукционной документации в полной мере соответствуют законодательству Российской Федерации, в связи с тем, что потенциальный победитель закупки, согласно требованиям, должен обладать лицензией (или договором с третьим лицом, которое обладает лицензией) на право осуществления последовательных действий: зачистка емкости от отходов (лицензия не требуется); транспортирование отходов до места утилизации (предусмотрена лицензия); утилизация или обезвреживание отходов (предусмотрена лицензия).
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителя ОАО «РЖД» участвующего в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с ука-занием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок) (пункт 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках).
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров 28.06.2018 с изменениями от 07.10.2020 г. (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
П. 164 Положения о закупке установлено, что аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП, может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников. При этом должны соблюдаться следующие правила: в извещении о проведении такого аукциона с участием только субъектов МСП должны быть установлены сроки проведения такого этапа; ко всем участникам такого аукциона предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке; заявки на участие в таком аукционе должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников такого аукциона квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке; заявки участников такого аукциона, не соответствующих квалификационным требованиям, отклоняются.
29.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru ОАО «РЖД» размещено извещение № 32110131375 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по зачистке емкостей от остатков нефтесодержащих отходов, сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация полученных отходов.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 4 151 493,60 руб. за счет собственных средств предприятия.
Сроки подачи заявок с 29.03.2021 по 17.05.2021.
Дата рассмотрения первых частей заявок – 18.05.2021.
Дата начала аукциона – 21.05.2021.
Дата проведения квалификационного отбора – 31.05.2021.
Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов - 31.05.2021.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 18.05.2021, на участие в закупке поступило 4 заявки, под защищенными номерами №№ 1, 2, 3, 4, которые соответствуют требованиям технического задания документации и допущены к участию в закупке.
П. 13 извещения о закупке предусмотрен дополнительный этап проведения закупки – квалификационный отбор участников открытого аукциона.
Согласно п. 1.7.1.1 участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной аукционной документацией, а именно, в соответствии с требованиями ст.12 п.30 Федерального Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» 99-ФЗ от 24.06.1998 г. от 04.05.2011 г. лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет:
- действующую на момент подачи заявки лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с наличием в приложении следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация, в отношении отходов, указанных в таблице 1 (предоставляются все листы со всеми приложениями);
или
- действующую лицензию участника на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, с указанием следующих видов услуг в отношении отходов: транспортирование отходов III класса опасности (представляются все листы со всеми приложениями);
и
- действующий договор на сбор, утилизацию и/или обезвреживание отходов с организацией, имеющей действующую лицензию на сбор, утилизацию и/или обезвреживание отходов III класса опасности, с приложением данной лицензии (предоставляются все листы со всеми приложениями).
Лицензия должна быть представлена с приложением, включающим в себя следующий перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию и/или утилизации отходов:
Наименование отхода |
Код отхода (ФККО-2015) |
Класс опасности |
Вид деятельности |
Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов |
9 11 200 02 39 3 |
III |
Сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация |
Документы должны быть сканированы с оригинала либо нотариально заверенной копии.
Если срок действия разрешительного документа на право осуществления деятельности истек после подачи заявки и до заключения договора, то победитель (участник, с которым заключается договор) обязан предоставить действующий разрешительный документ с проектом договора, подписанным победителем. В случае непредставления указанного документа победитель (участник, с которым заключается договор) признается уклонившимся от заключения договора.
Из анализа положений аукционной документации следует, что подрядчик должен выполнить работы по зачистке емкостей от остатков нефтепродуктов и самостоятельно обезвредить (или утилизировать) полученные отходы при наличии действующей на момент подачи заявки лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с наличием в приложении следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обезвреживание и /или утилизация либо самостоятельно транспортировать полученные отходы для передачи организации, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, с наличием в приложении следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обезвреживание и /или утилизация.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России не находит оснований полагать о том, что установление данных квалификационных требований может привести к недобросовестной конкуренции, так как такое установление соответствует принципам, закрепленным в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и не ограничивает круг потенциальных участников.
В соответствии с п. 30 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Техническим заданием аукционной документации обозначен исчерпывающий перечень работ, для выполнения которых необходима соответствующая лицензия. Поскольку данные виды работ относятся к работам, установленным Приложением к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290, довод заявителя о нарушении п. 30 ст. 12 Закона № 99-ФЗ, Комиссией Хабаровского УФАС России признан необоснованным.
Исходя из установленных обстоятельств комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Эко Пром ДВ» на действия ОАО «РЖД» при проведении аукциона в электронной форме на проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по зачистке емкостей от остатков нефтесодержащих отходов, сбор, транспортирование, обезвреживание и/или утилизация полученных отходов (извещение №32110131375) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.