Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 05/КС от 25 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия

ул. Кирова, 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2. Министерству образования и науки Республики Хакасия

ул.Крылова, 72, г.Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

3. ООО «Прагматик»

ул.Жиделева, 21, г.Иваново, Ивановская область, 153002             

                                 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 05/КС

                                                                                        

«18» января 2016 г.                                                                                  г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок в составе:

Председателя комиссии -

Лебедевой К.А., руководителя управления;

Членов комиссии:

Козговой Н.П., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Алёхиной М.А., главного специалиста-эксперта отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

Лунёвой А.В., специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии со стороны:

1. Уполномоченного органа – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Министерство):

- «…», по доверенности от 26.11.2015 г. № 2,

2. Государственного заказчика – Министерства образования и науки Республики Хакасия:

- «…», по доверенности от 11.01.2016г. б/н;

- «…», по доверенности от 14.01.2016г. б/н,

3. Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Прагматик» (далее - ООО «Прагматик»):

- «…», по доверенности от 31.12.2015г. № 227-11,

рассмотрев жалобу № 05/КС ООО «Прагматик» на действия уполномоченного органа – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Министерство образования и науки Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия (закупка № 0380200000115005504), и результаты проведения внеплановой проверки действий уполномоченного органа и государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 11.01.2016г. входящий № 01 поступила жалоба                         ООО «Прагматик», направленная в адрес антимонопольного органа 01.01.2016г., на действия уполномоченного органа – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Министерство образования и науки Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия (закупка № 0380200000115005504).

Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе № 0380200000115005504 с учетом внесенных в неё изменений составлена с нарушением норм действующего законодательства и требует внесения изменений в связи со следующим.

1. Предметом закупки обозначена поставка и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасии.

Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставляется определенный товар, а объекты интеллектуальной деятельности не являются товаром. Возможна лишь передача прав на их использование.

Предмет технического задания противоречит содержанию технического задания и извещению о проведении электронного аукциона, что вводит в заблуждение потенциального исполнителя и тем самым ограничивает конкуренцию.

Поставка товара регламентируется статьей 506  ГК РФ, разработка относится к выполнению работ, которое регулируется статьёй 702 ГК РФ, передача прав на объект интеллектуальной собственности относится к статье 1235, 1236 ГК РФ.

2. В документации не указан точный срок окончания оказания услуг, так как не указано когда заказчиком будет реализована аттестация системы, и соответственно невозможно определить, когда будут подписаны Акты оказанных услуг, а также с какого момента будет исчисляться Гарантийный срок в 24 месяца.

Таким образом, потенциальный Исполнитель не может оценить длительность оказания услуг по контракту и необходимый объем услуг.

3. В пункте 5.1 технического задания указано, что АИС «Учет контингента» является региональным сегментом Межведомственной системы, предназначенным для учета контингента обучающихся в Республике Хакасия, в рамках Межведомственной системы.

В пункте 3.7 технического задания указано, что в результате создания заказчику предоставляется неисключительное право на использование регионального сегмента Межведомственной системы в объеме, включающем следующие права: использование регионального сегмента Межведомственной системы на территории Республики Хакасия, в том числе подсистемы организации дополнительного образования, для неограниченного количества пользователей.

Согласно пунктов 9.11 и 9.12 технического задания, исполнитель берет на себя обязательства по консультированию заказчика по работе модуля «Учет контингента» и подсистемы «Организация дополнительного образования» на протяжении всего гарантийного срока.

Исполнитель по завершению услуг, предусмотренных техническим заданием, предоставляет заказчику техническую и эксплуатационную документацию на АИС «Учет контингента».

Таким образом, по мнению заявителя, из технического задания невозможно определить:

- АИС «Учет контингента» является Региональным сегментом или модулем Регионального сегмента;

- подсистемой чего должна являться подсистема организации дополнительного образования – Регионального сегмента или АИС «Учет контингента»;

- в пункте 9.11 технического задания введено понятие модуль и не обозначено модулем чего является «Учет контингента». Соответственно из пункта 9.12 Технического задания невозможно  однозначно определить: на что необходимо готовить документы исполнителю – только на АИС «Учет контингента» или  на подсистему организации дополнительного образования, если она является подсистемой АИС «Учет контингента».

4. В документации  не указано кто является разработчиком  и правообладателем АИС ОО и какое количество систем входит в АИС ОО. Будет ли обеспечивать заказчик взаимодействие потенциального исполнителя с разработчиком АИС ОО.

В документации не указано какой срок исполнения действующих контрактов на доработку АИС ОО под требования УФТТ и интеграции с системой «Контингент обучающихся», будут ли реализованы все услуги по этому контракту в срок - в течение 20 дней с момента заключения контракта, в течение которого необходимо реализовать работы по поставке и внедрению АИС «Учет контингента» согласно пункта 3.6 технического задания.

Таким образом, потенциальный исполнитель не может оценить объем услуг, рассчитать и подготовить календарный план по оказанию услуг  и гарантировать оказание услуг.

5. В техническом задании не предъявлено требований к интеграции с ИСПДн АГС по Республике Хакасия, не указано для чего используется данная система и на основании чего функционирует в республике.

6. В техническом задании заказчиком не указано, какое количество информационных систем органов ЗАГС функционирует в регионе, кто является их разработчиком и правообладателем. Будет ли обеспечивать заказчик взаимодействие потенциального исполнителя с разработчиками информационных систем органов ЗАГС. Доработаны ли ИС органов ЗАГС под требования УФТТ и технического задания, и если не доработаны, то в какой срок будут доработаны.

Таким образом, потенциальный исполнитель не может оценить необходимый объем услуг по техническому заданию.

7. В техническом задании заказчиком не указано, кто будет предоставлять имитирующее программное обеспечение - заказчик или исполнитель. Если исполнитель, то не указаны требования к написанию данного имитирующего программного обеспечения.

Таким образом, потенциальный Исполнитель не может однозначно оценить необходимый объем услуг по техническому заданию.

8. В таблице 1 пункта 3.7 технического задания одним из результатов оказанных услуг является подписание Акта приемки ввода в промышленную эксплуатацию и уведомление в письменной форме Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации о приеме регионального сегмента в промышленную эксплуатацию, при этом в пункте 9.9 и в пункте 9.13 подписывается Акт приемки в промышленную эксплуатацию, так как на основании пункта 9.13 по итогам проведённых испытаний, при наличии у заказчика всех документов, предоставленных исполнителем в соответствии с пунктом «требования по оформлению документов» настоящего ТЗ, подписанного всеми членами приемочной комиссии «Протокола приемочных испытаний» между заказчиком и исполнителем подписывается Акт оказанных услуг, а не Акт приемки в промышленную эксплуатацию. 

Заявитель также полагает, что действия заказчика нарушают нормы части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель ООО «Прагматик» поддержал доводы, указанные в жалобе, и просил признать аукционную  документацию не соответствующей требованиям действующего законодательства, на основании чего выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию, либо отменить закупку.

14.01.2016г. (входящий № 69) в адрес антимонопольного управления поступил пакет документов от государственного заказчика - Министерства образования и науки Республики Хакасия, в том числе письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано следующее.

1. Контракт, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, является договором оказания услуг, при исполнении которого исполнитель должен осуществить поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия.

Для осуществления таких мероприятий, и в рамках таких мероприятий, Исполнителем может производится как поставка имеющего у исполнителя решения для обеспечения нужд заказчика, так и разработка. При этом в рамках контракта осуществляется не только поставка (разработка), но и иных - взаимосвязанных в рамках внедрения - услуг, в том числе сверка данных, обучение персонала и т. д. При этом программное обеспечение, осуществляющее функции сегмента передается заказчику на условиях неисключительной лицензии.

2. Положения о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, утвержденное Приказом председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 27.10.1995 г. № 199 гласят, что Федеральный орган по сертификации средств защиты информации в пределах своей компетенции рассматривает заявки на сертификацию, принимает по ним решения, определяет схему проведения сертификации средств защиты информации и испытательный центр (лабораторию) с учетом предложений заявителя и назначает орган по сертификации.

Федеральный орган по сертификации в месячный срок после получения заявки направляет заявителю, в назначенные для проведения сертификации орган по сертификации и испытательный центр (лабораторию) решения по заявке на проведение сертификации.

Таким образом, заказчик не может указать конкретный срок сертификации регионального сегмента в связи с тем, что такой срок зависит от третьих лиц (таких как Федеральный орган по сертификации средств защиты информации).

3. В соответствии с понятийным аппаратом, принятым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и фигурирующих в Унифицированных функционально-технические требованиях к региональному сегменту единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, письмах Минкомсвязи России, автоматизированные информационные системы учета контингента субъектов Российской Федерации являются региональными сегментами федеральной автоматизированной информационной системы.

При этом понятие «модуль» не противоречит обоюдному использованию с понятием «сегмент», так как имеет пересекающееся значение:

Сегмент (от лат, segmentum — отрезок, полоса, от seco — режу, рассекаю) — часть чего-либо.

Модуль - отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации.

Пунктом 3.7 технического задания так же закреплено, что исполнитель позволяет заказчику «использование регионального сегмента Межведомственной системы на территории Республики Хакасия, в том числе подсистемы организации дополнительного образования, для неограниченного количества пользователей», что подразумевает подчинение и вхождение подсистемы организации дополнительного образования в региональную автоматизированную информационную систему.

По доводам жалобы 4, 5, 6 в письменных пояснениях указано, что заказчик имеет действующий контракт на доработку АИС ОО под требования УФТТ и интеграции с системой «Контингент обучающихся». Вся доработка под требования УФТТ имеющейся системы осуществляется правообладателем в рамках срока, указанного в техническом задании.

Требования по интеграции с информационной системой органов ЗАГС субъекта Российской Федерации включены в техническое задание в соответствии с наличием таких требований в УФТТ, утвержденных Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При этом доработка внешних систем для обеспечения интеграции с Региональным сегментом не входит в данное техническое задание, кроме того в рамках технического задания исполнитель не является лицом, ответственным за выгрузку данных из внешних систем в региональный сегмент, а взаимодействие с системами ЗАГС согласно техническому заданию осуществляется через СМЭВ, что позволяет в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания услуг гражданам и организациям.

Вместе с тем заказчик не является конечным пользователем информационных систем ЗАГС, не имеет на неё каких-либо прав и не может вмешиваться в правоотношения третьих лиц в рамках их использования.

7. Техническим заданием не предусмотрено предоставление программного обеспечения исполнителем.

8. Согласно технического задания ввод регионального сегмента в промышленную эксплуатацию осуществляется исполнителем и заказчиком совместно. При этом пункт 3.7 технического задания описывает все мероприятия, проводимые с целью внедрения регионального сегмента, включающие последовательные стадии (пункты). Так, подписание акта приемки в промышленную эксплуатацию является пунктом 3 мероприятия 8 данного раздела. Такой акт подписывается на основании пунктов 1 и 2 мероприятия 8, то есть после интеграции регионального сегмента с федеральным сегментом и подписания протокола приемочных испытаний.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель государственного заказчика - Министерства образования и науки Республики Хакасия, поддержал доводы, указанные в письменных пояснениях, и просил признать жалобу ООО «Прагматик» необоснованной.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа устно сообщил, что не согласен с доводами и требованиями ООО «Прагматик», изложенными в жалобе, поддержал позицию государственного заказчика – Министерства образования и науки Республики Хакасия, сообщил, что на участие в аукционе поступило 4 заявки, участники закупки выразили свое согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, частью которой является техническое задание и проект контракта. Следовательно, по мнению представителя уполномоченного органа, данных, размещенных на официальном сайте, достаточно и все участники смогли определить необходимый объем и стоимость услуг.

Представитель уполномоченного органа просил признать жалобу            ООО «Прагматик» необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у уполномоченного органа и государственного заказчика документы и информация о размещении вышеуказанной закупки  представлены на рассмотрение жалобы № 05/КС в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

20.11.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование НМЦ)  о проведении электронного аукциона на оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия (закупка № 0380200000115005504).

Начальная (максимальная) цена контракта 4 700 000,00 рублей.

Заказчиком электронного аукциона является Министерство образования и науки Республики Хакасия.

Уполномоченным органом выступает Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия.

24.12.2015 года Извещением о внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе от 20 ноября 2015 г. на оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия внесены изменения в извещение и документацию об электронном аукционе № 0380200000115005504.

Рассматриваемая закупка № 0380200000115005504 размещена уполномоченным органом 20.11.2015 года, то есть до момента переименования Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, поэтому после внесения изменений в извещение и аукционную документацию, уполномоченный орган и заказчик также руководствовались Порядком взаимодействия заказчиков и Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия (далее - Порядок), утвержденным Постановлением Правительства РХ от 12.05.2009 № 146 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по размещению государственных заказов Республики Хакасия».

Согласно части 3.1 Порядка, в целях организации и подготовки определения конкурентными способами поставщиков в форме конкурса (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукциона (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запроса котировок, запроса предложений (далее - торги):

1) Госкомитет:

а) на основании заявки, представленной заказчиком, формирует и утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация), в части не отнесенной к непосредственному утверждению заказчиком. Срок подготовки документации не должен превышать 20 рабочих дней с даты поступления заявки заказчика в Госкомитет;

г) осуществляет иные действия, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), за исключением полномочий по обоснованию закупок, выбору способа определения поставщика, описанию объекта закупки, определению начальной (максимальной) цены контракта, определению условий проекта контракта и подписанию контракта.

2) заказчик:

а) по запросу Госкомитета в установленном порядке представляет разъяснения положений документации;

б) в случае принятия заказчиком решения о необходимости внесения изменений в извещение о проведении конкурса (аукциона), запроса котировок или внесения изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе), запроса котировок или об отказе от проведения конкурса (аукциона) в течение дня, следующего после принятия такого решения, уведомляет Госкомитет о принятом решении. Уведомление подается по форме, установленной Госкомитетом;

г) утверждает заявку, в том числе входящие в нее сведения и документы, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке как часть, утвержденную непосредственно заказчиком.

В соответствии с частью 3.3. Порядка при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Госкомитет и заказчики несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за действия (бездействие), приведшие к нарушению норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных настоящим Порядком, в том числе в части утверждения документации.

Заявка № 35636 на размещение закупки на оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия утверждена Министром образования и науки Республики Хакасия Салата Галиной Александровной.

Документация об аукционе № 0380200000115005504 утверждена  и.о. руководителя уполномоченного органа «…».

Извещение о внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе от 24.12.2015 года подписано и.о. Министра «…».

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.01.2016 № 0380200000115005504-1_1 на участие в электронном аукционе подано 4 (четыре) заявки. Все участники правомерно допущены аукционной комиссией уполномоченного органа до участия в электронном аукционе.

Протоколом проведения электронного аукциона от 18.01.2016 № 0380200000115005504-2 установлено, что в электронном аукционе принял участие один участник:

 

Порядковый

номер участника

Предложенная цена

Время подачи предложения

Вид аукциона

4

4 676 500

18.01.2016 06:30:58.697 (по московскому времени)

понижение

1

(нет)

(нет)

понижение

2

(нет)

(нет)

понижение

3

(нет)

(нет)

понижение

 

По доводам заявителя, указанным в жалобе, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. Согласно извещения о проведении электронного аукциона от 20.11.2015 №0380200000115005504, пункта 1 Информационной карты аукционной документации, информации, размещенной на ООС, объектом рассматриваемой закупки является: оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия.

Техническое задание аукционной документации содержит описание объекта закупки. В пункте 3.7 технического задания аукционной документации указаны мероприятия (поэтапно) по созданию и внедрению регионального сегмента.

Вместе с тем, техническим заданием аукционной документации не ограничивается возможность поставки как имеющегося у потенциального исполнителя решения для  обеспечения  нужд  заказчика,  так  и  его разработка. 

Согласно положений проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, в рамках заключаемого контракта предусмотрена не  только поставка  (разработка) регионального сегмента,  но  и  оказание услуг, в том числе сверка данных, обучение персонала и прочее.

На основании вышеизложенного, довод заявителя о том, что объект закупки противоречит содержанию технического задания и извещению о проведении электронного аукциона, что, в свою очередь, вводит в заблуждение потенциального исполнителя и тем самым ограничивает конкуренцию, не находит своего подтверждения.

Подателем жалобы не представлены доказательства, свидетельствующие об ограничении конкуренции. Комиссией антимонопольного органа также принято во внимание наличие четырех заявок, поданных на участие в электронном аукционе.

2. Согласно пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В пункте 3.6 технического задания аукционной документации указаны сроки оказания услуг:

- поставка (разработка), внедрение, пуско-наладка и предварительные испытания (с коррекцией ошибок) – в течение 20 дней с момента заключения контракта;

- ввод регионального сегмента в промышленную эксплуатацию – в течение 10 дней с момента аттестации ИСПДн Заказчиком.

Согласно пункта 3.7 технического задания аукционной документации, за мероприятие по аттестации ИСПДн в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и требований ФСТЭК и ФСБ отвечает заказчик.

Вместе с тем, аукционная документация, в том числе техническое задание не содержит указания на сроки, в течение которых будет проведена аттестации ИСПДн Заказчиком.

При этом, как пояснил представитель заказчика на рассмотрении жалобы по существу, Федеральный орган по сертификации в месячный срок после получения заявки на сертификацию направляет заявителю, в назначенные для проведения сертификации орган по сертификации и испытательный центр (лабораторию) решения по заявке на проведение сертификации.

Следовательно, заказчик, с учетом вышеуказанной информации, может рассчитать максимальные сроки, необходимые для аттестации ИСПДН, а, потенциальный исполнитель, в свою очередь, сможет оценить длительность оказания услуг по контракту.

Не указание заказчиком сроков оказания услуг (в части начала исчисления срока по вводу регионального сегмента в промышленную эксплуатацию) и завершения работ, является нарушением пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод заявителя о том, что сроки окончания оказания услуг в извещении, документации об электронном аукционе не установлены, подтвердился.

3. Региональный сегмент – информационная система, являющаяся частью Межведомственной системы, предназначенная для учета контингента обучающихся Республики Хакасия в рамках Межведомственной системы.

Согласно пункта 5.1 технического задания аукционной документации, АИС «Учет контингента» является региональным сегментом Межведомственной системы, предназначенным для учета контингента обучающихся в Республике Хакасия, в рамках Межведомственной системы.

Пунктом 3.7 технического задания аукционной документации, заказчику предоставляется неисключительное право на использование регионального сегмента Межведомственной системы в объеме, включающем право на использование регионального сегмента Межведомственной системы на территории Республики Хакасия, в том числе подсистемы организации дополнительного образования, для неограниченного количества пользователей.

Согласно пункта 9.11 и пункта 9.12 технического задания аукционной документации:

9.11. Исполнитель берет на себя обязательства по консультированию заказчика, по работе модуля «Учет контингента» и подсистемы «Организация дополнительного образования»,  на протяжении всего гарантийного срока.

9.12. Исполнитель по завершению услуг, предусмотренных настоящим техническим заданием, предоставляет заказчику техническую и эксплуатационную документацию на АИС «Учет контингента».

Исходя из пояснений представителя государственного заказчика о том, что понятие «АИС «Учет контингента»» и понятие «модуль «Учет контингента» равнозначны, а также, исходя из дословного прочтения вышеуказанных пунктов технического задания, следует, что АИС «Учет контингента» (модуль «Учет контингента») является региональным сегментом Межведомственной системы, подсистемой которого выступает подсистема «Организация дополнительного образования».

В пункте 9.12 технического задания аукционной документации заказчиком прописано, что по завершению услуг, предусмотренных техническим заданием, исполнитель предоставляет заказчику техническую и эксплуатационную документацию на АИС «Учет контингента».

Таким образом, довод заявителя о противоречии информации, представленной в техническом задании по указанным выше пунктам, не нашел своего подтверждения.

4. По доводам жалобы 4, 5, 6 комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.

Согласно пункта 9.12 технического задания аукционной документации АИС «Учет контингента» должна взаимодействовать с АИС ОО, действующими в Республике Хакасия.

Пунктом 7.3.1 технического задания аукционной документации предусмотрено, что Региональный сегмент должен обеспечивать информационное взаимодействие со следующими внешними информационными системами:

  • федеральный сегмент (с момента его ввода в эксплуатацию);
  • ИСПДн АГС по Республике Хакасия;
  • АИС ОО;
  • СМЭВ;
  • ЕСИА;
  • ЕСНСИ.

Доработка внешних систем для обеспечения интеграции с Региональным сегментом не входит в данное техническое задание.

В пункте 7.3.4 технического задания аукционной документации указано, что заказчик имеет действующий контракт на доработку АИС ОО под требования УФТТ и интеграции с системой «Контингент обучающихся».

Таким образом, в рамках рассматриваемого технического задания не предусмотрена доработка АИС ОО для обеспечения интеграции с системой «Контингент обучающихся», как и не предусмотрена доработка ИСПДн АГС по Республике Хакасия.

Представителем ООО «Прагматик» на рассмотрении жалобы по существу не аргументированы доводы о необходимости внесения изменений в аукционную документацию в части указания информации, указанной по доводам жалобы 4, 5, 6.

При таких обстоятельствах, комиссия антимонопольного органа полагает, что информации по данным вопросам, указанной в техническом задании аукционной документации, достаточно для оценки объема требуемых к оказанию услуг по рассматриваемой закупке, в связи с чем, доводы заявителя жалобы 4, 5, 6 комиссия антимонопольного органа находит несостоятельными.

5. Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок  установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункта 7.3.6 технического задания аукционной документации, проверка осуществления взаимодействия с федеральным сегментом, в случае отсутствия готовности к информационному взаимодействию федерального сегмента с региональным сегментом на момент сдачи услуг, может быть проведена без непосредственного взаимодействия с федеральным сегментом, за счет использования имитирующего программного обеспечения и данных, полно воспроизводящих требования к информационному взаимодействию.

Вместе с тем, аукционная документация не содержит информации о том, кто будет предоставлять имитирующее программное обеспечение – заказчик или исполнитель. В случае, если исполнитель, то заказчику необходимо указать требования к данному имитирующему программному обеспечению, чтобы потенциальный участник закупки смог оценить объем требуемых к оказанию услуг, их стоимость, и, как следствие, целесообразность участия в данных торгах.

Комиссия антимонопольного органа полагает, что информация об объекте закупки доведена до потенциальных участников закупки не в полном объеме. Описание объекта закупки носит необъективный характер, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и дает основание признать довод подателя жалобы обоснованным.

6. Пунктом 3.7 технического задания аукционной документации под 8 мероприятием по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия значится «Ввод регионального сегмента в промышленную эксплуатацию» со следующими результатами:

1) Интеграция регионального сегмента с федеральным сегментом;

2) протокол приемочных испытаний;

3) акт приемки в промышленную эксплуатацию;

4) акт сдачи-приемки работ;

5) уведомление в письменной форме Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации о приеме регионального сегмента в промышленную эксплуатацию.

Согласно пункта 9.13 технического задания аукционной документации, по итогам проведённых испытаний, при наличии у заказчика всех документов, предоставленных исполнителем в соответствии с пунктом «требования по оформлению документов» технического задания, подписанного всеми членами приемочной комиссии «Протокола приемочных испытаний» между заказчиком и исполнителем подписывается Акт оказанных услуг в 2 (двух) экземплярах.

Пунктом 9.12 технического задания аукционной документации «Требования к оформлению документов» предусмотрено, что исполнитель по завершению услуг, предусмотренных техническим заданием, предоставляет заказчику техническую и эксплуатационную документацию на АИС «Учет контингента», в составе следующих документов:

  • описание программы;
  • программа и методика испытаний;
  • руководство администратора системы;
  • руководство пользователя системы;
  • проект регламента взаимодействия со службой технической поддержки.

Исходя из совокупности вышеприведенных положений технического задания аукционной документации, с учетом пояснений заказчика, следует, что акт приемки в промышленную эксплуатацию будет подписан после интеграции регионального сегмента с федеральным сегментом и подписания протокола приемочных испытаний. А после подписания последнего и представления исполнителем документов (описание программы; программа и методика испытаний; руководство администратора системы; руководство пользователя системы; проект регламента взаимодействия со службой технической поддержки) будет подписан Акт оказанных услуг, являющийся основанием для оплаты исполнителю оказанных услуг.

На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы о том, что в аукционной документации не указано на основании каких работ (услуг) подписывается Акт приемки в промышленную эксплуатацию не находит своего подтверждения.

В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 05/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки № 0380200000115005504 установлено следующее.

В пункте 19 Извещения о внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе от 20 ноября 2015 г. на оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия указано:  обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма – не установлено.

Вместе с тем, в пункте 3.7 технического задания аукционной документации указано, что в результате создания заказчику предоставляется неисключительное право на использование регионального сегмента Межведомственной системы.

Частью 1 статьи 1229 Гражданского кодека Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 1233 ГК РФ, правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Согласно части 1 статьи 1235 ГК РФ, по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное (часть 4 статьи 1235 ГК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 1235 ГК РФ, по лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.

Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

Не допускается безвозмездное предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии, если настоящим Кодексом не установлено иное (часть 5.1 статьи 1235 ГК РФ).

Частью 1 статьи 1236 ГК РФ установлено, что лицензионный договор может предусматривать:

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

На основании вышеизложенного, при размещении данной закупки, заказчик обязан был установить требование об обладании участником закупки исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности (то есть на использование программного обеспечения на условиях простой (неисключительной) лицензии), либо иметь полномочия от правообладателя на передачу неисключительного права (письменное согласие лицензиара на право использования результата интеллектуальной деятельности).

Таким образом, заказчиком нарушен пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

        Пунктом  2  части 22 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.31, 3.34, 3.36 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать жалобу № 05/КС ООО «Прагматик» на действия уполномоченного органа – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Министерство образования и науки Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия (закупка № 0380200000115005504) частично обоснованной.

2. Признать государственного заказчика - Министерство образования и науки Республики Хакасия нарушившим пункт 8 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

3. Государственному заказчику - Министерству образования и науки Республики Хакасия, уполномоченному органу - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

1. Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия

ул. Кирова, 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2. Министерству образования и науки Республики Хакасия

ул.Крылова, 72, г.Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

3. ООО «Прагматик»

ул.Жиделева, 21, г.Иваново, Ивановская область, 153002

 

4. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе по жалобе № 05/КС

 

«18» января 2016 г.                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии -

Лебедевой К.А., руководителя управления;

Членов комиссии:

Козговой Н.П., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Алёхиной М.А., главного специалиста-эксперта отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

Лунёвой А.В., специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

на основании решения от 18.01.2016 года по жалобе № 05/КС                      ООО «Прагматик» на действия уполномоченного органа – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Министерство образования и науки Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на оказание услуг на поставку и внедрение регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Республики Хакасия (закупка № 0380200000115005504), в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере  закупок),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Государственному заказчику - Министерству образования и науки Республики Хакасия, уполномоченному органу – Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия устранить нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, для чего:

     а) отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.01.2016 № 0380200000115005504-1_1;

       б) разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) информацию об отмене Протокола, указанного в пункте а) настоящего предписания;

       в) внести изменения в аукционной документацию, руководствуясь нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок и в соответствии с решением Хакасского УФАС России по жалобе № 05/КС от 18.01.2016г.;

г) осуществить проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Хакасского УФАС России по жалобе № 05/КС от 18.01.2016г.

II. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»:

а) обеспечить уполномоченному органу – Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия возможность отменить протокол, указанный в пункте а) раздела I настоящего предписания;

б) отменить Протокол проведения электронного аукциона от 18.01.2016 № 0380200000115005504-2_1, разместить на официальном сайте информацию об отмене Протокола;

в) вернуть участникам закупки № 0380200000115005504 ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе;

г) уведомить участников закупки № 0380200000115005504, подавших заявки на участие в электронном аукционе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в электронном аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе;

д) прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участниками закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе № 0380200000115005504, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе;

е) назначить время проведения электронного аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения электронного аукциона;

ж) уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения электронного аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в электронном аукционе.

з) осуществить проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере  закупок и с учетом решения Хакасского УФАС России по жалобе № 05/КС от 18.01.2016г.

III. Государственному заказчику - Министерству образования и науки Республики Хакасия, уполномоченному органу – Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия подтверждение исполнения настоящего предписания по пунктам а)-в) раздела I настоящего предписания, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» – по пункту а)-б) раздела II настоящего предписания с приложением соответствующих документов до 08.02.2016г.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель комиссии:

К.А. Лебедева

Члены комиссии:

Н.П. Козгова

М.А. Алёхина

А.В. Лунёва

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны