Решение №06-1152 Решение по жалобе от 27 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Заказчику - Акционерному обществу «Аэропорт Абакан»

пр. Дружбы Народов, д. 59, литера АА1А2А3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

info@abakan.aero

 

2. Обществу с ограниченной ответственностью «Карпов и К»

ул. Чертыгашева, 59А, г. Абакан, Республика Хакасия 655017

karpov.farm@mail.ru

 

3.  Обществу с ограниченной ответственностью Негосударственному учреждению Здравоохранения «Медиком»

ул. Линейная, д.251А, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655158

medikom07@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 20-Т

22.02.2019 года                                                                                            г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения электронного аукциона и порядка заключения договора в составе:

Председатель комиссии -

……………….. врио руководителя управления,

Члены комиссии:

………………. начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

 

………………. специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии представителей сторон:

Заказчика – Акционерного общества «Аэропорт Абакан» (далее - АО «Аэропорт Абакан»):

- ………………., на основании доверенности от 31.01.2019 года № 016,

Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Карпов и К» (далее – ООО «Карпов и К»):

……………….., на основании доверенности от 09.01.2019 года № 016;

Заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью Негосударственного учреждения Здравоохранения «Медиком» (далее – ООО НУЗ Д/ц «Медиком»):

- ……………………………… на основании доверенности от 08.02.2019.

рассмотрев жалобу ООО «Карпов и К» на действия заказчика - АО «Аэропорт Абакан» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников АО «Аэропорт Абакан» (извещение № 31907458904), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 13.02.2019 г. (входящий № 709) поступила жалоба ООО «Карпов и К» на действия заказчика - АО «Аэропорт Абакана при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников АО «Аэропорт Абакан» (извещение № 31907458904).

В жалобе заявитель указывает, что заказчиком - АО «Аэропорт Абакан» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 28 января 2019 года размещено извещение № 31907458904, а также закупочная документация на право заключения «Договора на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников АО «Аэропорт Абакан», где указано место выполнения работ/оказания услуг: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Дружбы Народов, д. 59, литера АА1А2А3, АО «Аэропорт Абакан» (по месту нахождения заказчика).

Заявитель полагает, что заказчиком неправомерно установлено требование о месте оказания услуг «по месту нахождения заказчика», что ведет к ограничению конкуренции для участников закупки.

На основании вышеизложенного, заявитель просит: обязать Заказчика внести в аукционную документацию изменения, в части места выполнения работ/оказания услуг: «по месту нахождения Исполнителя, в пределах города Абакана».

На заседании комиссии Хакасского УФАС России представитель заявителя ООО «Карпов и К» поддержал доводы, указанные в жалобе.

Заказчик, не согласившись с жалобой ООО «Карпов и К», направил в адрес Хакасского УФАС России (вх. № 944 от 19.02.2019) письменные пояснения по доводу, представленному в жалобе. При рассмотрении жалобы представитель заказчика АО «Аэропорт Абакан» поддержал доводы, указанные в пояснениях, а также устно пояснил, что установление в закупочной документации требования к оказанию услуги по месту нахождения заказчика обусловлено графиком работы сотрудников аэропорта и нецелесообразностью проходить медицинский осмотр с затратой большего количества времени. Также представитель заказчика пояснил и предоставил копии лицензий иных организаций, которые могут являться потенциальными участниками закупки, и могут оказать услуги в передвижном медицинском комплексе с имеющейся соответствующей лицензией на оказание данного вида услуг по проведению периодического осмотра сотрудников АО «Аэропорт Абакан».

Представитель заинтересованного лица - ООО НУЗ Д/ц «Медиком» (он же единственный участник электронного аукциона) поддержал позицию заказчика, представив в материалы дела письменные пояснения.

 

Комиссия Хакасского УФАС России рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы № 20-Т, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы следует, что при проведении аукциона заказчиком нарушены положения Закона о закупках, что ведет к ограничению количества участников закупки, по мнению подателя жалобы.

Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Комиссия Хакасского УФАС России рассмотрела доводы заявителя об обжалуемых действиях и пришла к следующим выводам.

Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках установлено:

  1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
  2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки.

Пунктом 4 части 9, пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к указанию в извещении об осуществлении конкурентной закупки, а также в аукционной документации места поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с требованиями Закона о закупках заказчиком - АО «Аэропорт Абакан» разработано «Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Аэропорт Абакан», утвержденное Советом директоров АО «Аэропорт Абакан» (20.12.2018 протоколом № 5) (далее - Положение о закупках), которое 21.12.2018 года размещено в ЕИС.

Пунктом 11.3 главы 11 Положения о закупках установлено, что извещение и аукционная документация должны содержать требование, установленное главой 8 положения о закупках, а именно место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Учитывая вышеуказанное, на основании Закона о закупках и Положения о закупках заказчик - АО «Аэропорт Абакан» установил требование к месту оказания услуг: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Дружбы Народов, д. 59, литера АА1А2А3, АО «Аэропорт Абакан» (по месту нахождения заказчика), что соответствует имеющейся потребности заказчика.

 

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).

В соответствии с Законом № 323-ФЗ, приоритет интересов пациента при оказании медицинского осмотра, проводится путем организации медицинской услуги с учетом рационального использования рабочего времени и приближенности к месту работы. Периодический медосмотр проводится согласно утвержденному Графику в установленные сроки, в рамках законодательных требований.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В перечень работ, относящихся к медицинской деятельности, входят, в том числе и медицинские осмотры (предварительные, периодические) (Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее - Положение)).

В силу части 1 статьи 46 Закона № 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Пунктом 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение № 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда») предусмотрено, что для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. В лицензии на осуществление медицинской деятельности должен быть указан конкретный адрес места осуществления лицензируемого вида медицинской деятельности.

Под указанное определение полностью подпадает передвижной мобильный комплекс (далее – ПМК), который является иным объектом и имеет данные, позволяющие его идентифицировать (например, идентификационный номер (VIN)).

Услуга медицинского осмотра с использованием ПМК в силу пункта 10 статьи 2 Закона № 323-ФЗ не относится к медицинской помощи, а относится к медицинским осмотрам.

В свою очередь пункт 7 Требований (утв. Приказом МЗРФ от 11.03.2013 года №121н) к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно­противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз не определено в каких условиях (амбулатория, стационар, дневной стационар, или передвижные медицинские комплексы и т.д.) могут проводиться работы (услуги).

При этом лицензирование площадок, на которые планируется выезд мобильных медицинских бригад, не требуется при условии осуществления медицинской деятельности в специализированном автотранспорте, зарегистрированном, как изделие медицинского назначения в установленном порядке.

Таким образом, Закон о лицензировании не устанавливает запрет на осуществление медицинских осмотров с использованием передвижных медицинских комплексов, которые являются медицинскими изделиями.

 

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона № 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона № 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно правилам государственной регистрации медицинских изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Документом, подтверждающим факт регистрации, является действующее регистрационное удостоверение, выданное Министерством здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации.

Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий»

В номенклатурной классификации под пунктом 2.8 указано - «Комплексы передвижные медицинские».

Следовательно, передвижные медицинские комплексы являются медицинскими изделиями и подлежат обязательной регистрации в Росздравнадзоре и сертификации в системе ГОСТ.

Установлено, что единственный участник электронного аукциона в составе заявки представил лицензию № ЛО-19-01-001099 от 18.12.2018 года на осуществление медицинской деятельности, в том числе приложения 6, 7, 8 к указанной лицензии подтверждают возможность производить медицинский осмотр с применением «Комплекса медицинского передвижного лечебно – диагностического» с указанием в них моделей транспортных средств.

Кроме того, рассматривая довод заявителя об ограничении количества участников закупки, Инспекция антимонопольного органа принимает во внимание представленные в материалы дела заказчиком документы, подтверждающие наличие ещё как минимум двух потенциальных участников закупки (ООО «Инфоком-М», ООО «Лечебно – диагностическая клиника «Медицина компьютерных технологий»), способных оказать услуги, соответствующие заявленной потребности заказчика. У таких юридических лиц также имеются лицензии на осуществление медицинской деятельности с использованием Комплекса медицинского передвижного.

Как указано в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

В соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, частями 1 и 2 статьи 2, частями 11, 13 статьи 3, пунктами 1, 4 части 9, пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу № 20-Т ООО «Карпов и К» на действия заказчика - АО «Аэропорт Абакан» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников АО «Аэропорт Абакан» (извещение № 31907458904) необоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны