Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-А-Т-15 от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ООО «Тасхыл»

< …>

Советская, ул., 2, лит. 2, Таштыпский район, с. Таштып,

Республика Хакасия, 655740

 

Председателю Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия

О.Ю. Базиеву                                                              

Ленина ул., 67, а/я 728, г. Абакан, Республика Хакасия, 655019

электронная почта: rek@r-19.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-А-Т-15

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 11.03.2015                                                   г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено  17.03.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:       Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                                  Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела  товарных и финансовых рынков и естественных монополий,

при участии:

- директора  ООО «Тасхыл» - <…> на основании Решения единственного учредителя ООО «Тасхыл» № 1 от 06.11.2013;

 - представителя ООО «Тасхыл» <…> (доверенность  № б/н от 10.01.2015);

- представителя Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия   - <…> (доверенность № 2 от 14.01.2015);

 

 

 

рассмотрев дело № 1-А-Т-15 по признакам нарушения  ООО «Тасхыл»  пункта 10 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление) поступили материалы  прокуратуры Таштыпского района Республики Хакасия, указывающие на  нарушение Администрацией МО Таштыпский сельсовет действующего законодательства, выразившегося в передаче муниципального имущества без договорных правоотношений.

Усмотрев в действиях Администрации МО Таштыпский сельсовет признаки нарушения антимонопольного законодательства,  приказом Управления  № 128 от 04.04.2014 возбуждено дело № 29-А-14.

         В ходе рассмотрения данного дела в действиях ООО «Тасхыл» (далее - Общество)  Управлением были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части нарушении порядка ценообразования на тепловую энергию, горячую воду, питьевую воду и водоотведение, Хакасское УФАС России приказом от 05.02.2015 № 51 возбудило дело № 1-А-Т-15 в отношении ООО «Тасхыл» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закона о защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Определением от 05.02.2015 дело назначено к рассмотрению на 05.03.2015.  К участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах  привлечен Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.  До рассмотрения дела ООО «Тасхыл» было представлено ходатайство об отложении рассмотрения данного дела на более поздний срок в связи с невозможностью присутствия на заседании комиссии руководителя предприятия, ввиду его отъезда. Комиссия Хакасского УФАС России, в целях обеспечения всестороннего и полного исследования обстоятельств дела удовлетворило данное ходатайство. Комиссия также  установила, что запрашиваемые в Определении о назначении дела № 1-А-Т-15 к рассмотрению документы и сведения, представлены ответчиком не в полном объеме. Определением от 05.03.2015 рассмотрение дела № 1-А-Т-15 было отложено до 11.03.2015, в связи с необходимостью получения от  ООО «Тасхыл» дополнительных доказательств и пояснений.

 

          В ходе заседания комиссии директор ООО «Тасхыл»<…>. подтвердил пояснения, представленные в материалах дела, указав следующее.

         22.11.2013  между Администрацией МО Таштыпский сельсовет и ООО «Тасхыл» был заключен договор аренды № 3, согласно которому муниципальное имущество  – комплекс коммунальных объектов, Администрация МО Таштыпский сельсовет передает Обществу  в аренду для их использования в целях осуществления деятельности по обеспечению теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории данного муниципального образования.

         После передачи муниципального имущества ООО «Тасхыл» вынуждено было начать осуществление деятельности по оказанию коммунальных услуг в  данном муниципальном образовании, так как нельзя было допустить срыва отопительного сезона и оставить население без  тепла и воды. В связи с тем, что процедура установления тарифов (цен) на коммунальные услуги требует больших временных затрат, а общество не могло безвозмездно оказывать  услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, ООО «Тасхыл»  посчитало возможным  применять тарифы, установленные на период 2013 года  для Муниципального унитарного предприятия «Таштыпское  жилищно - коммунальное хозяйство» (далее - МУП «ТЖКХ»).

         Дополнительно <…>. пояснил,  что тарифы, установленные для общества значительно выше, чем утвержденные на период 2013 года тарифы для МУП «ТЖКХ». По указанным обстоятельствам ООО «Тасхыл»  считает, что в данном случае не нарушило  прав потребителей коммунальных услуг.    

         Присутствующий на заседании комиссии представитель Государственного комитета по тарифам и энергетике <…> пояснил, что в соответствии с информационным письмом ФСТ России от 07.07.2014 № СЗ-7270/5 согласно пункту 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 22.12.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства  в текущий период регулирования в полном объеме приобрела  права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной  организации без открытия дела об установлении цен (тарифов) до утверждения для организации-правопреемника, наступившего в результате реорганизации юридического лица, ранее осуществляющего регулируемую деятельность с использованием переданных источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.

       Также представитель Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия пояснил, что перечисленные тарифы применяются  до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке. А применение тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществляющих эксплуатацию систем теплоснабжения и (или) тепловых сетей, в иных случаях не представляется возможным. Аналогичная позиция ФСТ России и в случае осуществления организацией регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Из предоставленных в адрес Хакасского УФАС России материалов,  анализа  имеющихся в деле  документов и пояснений Комиссией Хакасского УФАС России установлено следующее.

        Общество с ограниченной ответственностью «Тасхыл» 07.11.2013 зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 2 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1131902000977. 

22.11.2013 между администрацией МО Таштыпский сельсовет и ООО «Тасхыл» был заключен договор аренды № 3, согласно которого имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается во временное пользование ООО «Тасхыл» для использования в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории МО Таштыпский сельсовет. Указанный договор заключен  с 22.11.2013 по 22.12.2013.

Приложением № 1 и № 2 к указанному договору № 3 от 22.11.2013 является акт приема-передачи имущества, в котором установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе, сети водоотведения, сети водоснабжения, здание котельной, сети теплоснабжения и др. оборудование, а также расчет арендной платы  за аренду муниципального имущества.

Согласно представленным в адрес Управления документам, 22.12.2013 между администрацией МО Таштыпский сельсовет и ООО «Тасхыл» был заключен договор аренды № 4, согласно которого имущество, являющееся муниципальной собственностью, передается во временное пользование ООО «Тасхыл» для использования в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории МО Таштыпский сельсовет.      Указанный договор заключен  с 22.12.2013 по 22.01.2014.

Приложением № 1 и № 2 к указанному договору № 4 от 22.12.2013 также является акт приема-передачи имущества, в котором установлен перечень имущества, передаваемого в безвозмездное пользование, в том числе, сети водоотведения, сети водоснабжения, здание котельной, сети теплоснабжения, др. оборудование и расчет арендной платы  за аренду муниципального имущества.

После принятия в аренду объектов коммунальной инфраструктуры ООО «Тасхыл» с заявлениями об установлении тарифов на горячую воду, питьевую воду, водоотведение, а также на тепловую энергию и теплоноситель на 2013 года в адрес Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия не обращалось.

С указанными заявлениями об установлении тарифов на горячую воду, питьевую воду, водоотведение, а также на тепловую энергию и теплоноситель ООО «Тасхыл» обратилось в адрес Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия  только 09.01.2014.

Приказами Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия № 14-т от 14.04.2014, № 17-к от 24.04.2014, № 17-т от  28.05.2014 и № 16-т от 28.05.2014 были установлены тарифы для ООО «Тасхыл» на период 2014 года.

Комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению настоящего дела установлено, что до момента утверждения тарифов на осуществление деятельности по оказанию коммунальных услуг ООО «Тасхыл»  при расчетах с потребителями применяли тарифы на регулируемые виды деятельности, установленные для МУП «ТЖКХ», ранее осуществлявшего указанные виды деятельности в данном муниципальном образовании, т.е.  ООО «Тасхыл» осуществляло деятельность  по предоставлению коммунальных услуг в МО Таштыпский сельсовет в период  с 22.11.2013 по 14.04.2014 в отсутствие утвержденных для данного хозяйствующего субъекта  Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия  тарифов (цен).

         Исследовав представленные в материалы дела документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.

         Согласно  пунктам 15, 16 статьи 2  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон о водоснабжении и водоотведении) организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

         В силу положений  статьи 2  Закона о водоснабжении и водоотведении, водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, а под водоотведением понимается – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение),  а водоотведение - это  прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

         Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона  от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), теплоснабжающая  организация – это организация,  осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

         В соответствии с определением, данным в пункте 8 статьи 2 Закона о теплоснабжении,  теплоснабжение представляет собой  обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

         Согласно данным отчета оборота по счету 62, которые были сформированы за период  с 22.11.2013 по 14.04.2014, договоры об оказании услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения заключались ООО «Тасхыл» с потребителями с 22.11.2013, например:  договор об оказании коммунальных услуг, заключенный с Таштыпской районной больницей (ГБУЗ РХ), договор оказания коммунальных услуг с МБДОУ Детский сад «Рябинушка», договор оказания коммунальных услуг  с Индивидуальным предпринимателем <…> и т.д., согласно которым Общество выставляло  к оплате счета-фактуры. Сумма выручки от реализации ООО «Тасхыл» перечисленных коммунальных услуг, согласно указанных отчетов, формировалась по каждому контрагенту отдельно и в общей сумме составила  8686660,32 руб.

         Согласно договорам аренды муниципального имущества, заключенным между ООО «Тасхыл» и Администрацией МО Таштыпский сельсовет Общество в период  с 22.11.2013 по 14.04.2014 осуществляло деятельность по оказанию коммунальных услуг, т.е. являлась теплоснабжающей организацией, а также организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и  водоотведение на территории данных муниципальных образований.

         В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

         В силу  положений статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и  статьи 8 Федерального закона  от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги осуществляются  по тарифам (ценам), подлежащим государственному регулированию.

         В соответствии с требованиями пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности и в отношении каждого регулируемого вида деятельности, на основании  соответствующего заявления с приложением необходимых обосновывающих материалов.

         Таким образом, в рассматриваемый период, ООО «Тасхыл» осуществляла виды деятельности, подлежащие государственному  регулированию, а именно, оказывало услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, поэтому обязано было соблюдать требования  действующего законодательства,  в том числе, установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, путем осуществления расчетов за оказание коммунальных услуг по регулируемым тарифам (ценам).

         Указанные  тарифы (цены) на каждый регулируемый вид  деятельности должны быть установлены органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (цен).  В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.01.2003 № 08 «О передаче полномочий по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Хакасия» данным органом является Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.

         По результатам  рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

         Вместе  с тем, как следует из материалов дела, ООО «Тасхыл» в соответствующий орган исполнительной власти  для установления обществу тарифов (цен) на тепловую энергию, горячее, холодное водоснабжение и водоотведение  на период 2013 год  не обращалось, в то время как регулируемые виды деятельности начало осуществлять с 22.11.2013. Следовательно, в сложившейся ситуации, ООО «Тасхыл» должно было своевременно обеспечить подготовку соответствующих документов и принять меры для  выполнения требований, определенных действующим законодательством. Также из материалов дела следует и подтверждается ООО «Тасхыл», что расчеты с потребителями общество осуществляло исходя из тарифов, установленных приказами Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия № 201-т от 22.11.2012 и № 197-к от 22.11.2012 для МУП «ТЖКХ».

         Таким образом, указанные действия ООО «Тасхыл»  свидетельствуют о нарушении установленного действующим законодательством  порядка ценообразования в сфере оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

         В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

         В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

         Для квалификации совершенных ООО «Тасхыл» действий (бездействия) в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава необходимо,  чтобы предприятие занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий (бездействия) явилось наступление одного из перечисленных в части 1  статьи 10  Закона последствий,  а именно:   недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

         В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Хакасским УФАС России установлено, что доля ООО «Тасхыл» на товарном рынке теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в географических границах МО Таштыпский сельсовет, в рассматриваемый период составляет 100 процентов, то есть положение предприятия в описанных географических границах является доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета. Доказательств того, что положение ООО «Тасхыл» на товарном рынке теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения  не может быть признано доминирующим, не представлено.

         Таким образом, ООО «Тасхыл»  занимает доминирующее положение на товарном рынке теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в географических границах  МО Таштыпский сельсовет.

         Несоблюдение хозяйствующим субъектом, в данном случае ООО «Тасхыл», установленного нормативными правовыми актами  порядка ценообразования, приводит  к ущемлению прав и интересов потребителей коммунальных услуг в данном муниципальном образовании. Действующим  законодательством целенаправленно ограничено свободное установление цен   на коммунальные услуги, так как коммунальная сфера  носит  особую социальную  значимость.

         Однако ООО «Тасхыл» нарушило порядок ценообразования, установленный  действующим законодательством, применяя с 22.11.2013 тарифы, установленные для МУП «ТЖКХ», Общество неправомерно определяло и выставляло потребителям плату за оказанные услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. 

         Позиция  по данному вопросу ФСТ России, отражена в информационном письме от 07.07.2014 № СЗ-7270/5, из содержания которого следует, что только организация-правопреемник с использованием переданных источников (объектов коммунальной инфраструктуры) может использовать тарифы, установленные для реорганизованного юридического лица, при условии, что в текущий период регулирования она в полном объеме приобрела  права и обязанности последнего. В иных случаях применение тарифов  другого хозяйствующего субъекта не представляется возможным.

         В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, связанных с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

         Исследовав материалы дела, Комиссия управления пришла к выводу, что в действиях ООО «Тасхыл» установлен факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, Комиссия Хакасского УФАС России принимает решение предписание не выдавать, с учетом того обстоятельства, что с 14.04.2014 Приказами № 17-т, № 16-т, № 17-к и № 14-к Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия ООО «Тасхыл» установлены тарифы на регулируемые виды деятельности на период 2014 года. В настоящее время ООО «Тасхыл»  осуществляет расчет с потребителями коммунальных услуг по установленным регулирующим органом тарифам на период 2015 года. Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение ООО «Тасхыл» на товарном рынке теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в географических границах МО Таштыпский сельсовет в период с 22.11.2013 по настоящее время доминирующим.

2. Признать ООО «Тасхыл» нарушившим  пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного применения тарифов на оказание услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения,  установленных для иного хозяйствующего субъекта в период  с 22.11.2013 по 14.04.2014.

3. Предписание  о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Председатель комиссии                                                            К.А. Лебедева

Члены комиссии                                                                                  Т.В. Темерева

 

                                                                                                           Е.А. Исакова

      С.В. Мальцева

  

    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны