Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 10/КС от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Государственным заказчикам –

согласно списка рассылки

 

2. Уполномоченному органу –            

Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия

ул. Кирова, 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

                                                                      3. Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок»

Квартал Молодежный,10, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

                                                                       

4. САО «ВСК»

Хакасский филиал

ул. Чехова, д. 93, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

02.02.2016 № 06-572/АЛ

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 10/КС

 

28 января 2016 г.                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок в составе:

Председатель комиссии -

Широкова О.В., заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Козгова Н.П., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Колмаков А.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Лунёва А.В., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии со стороны:

1. Уполномоченного органа – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия  (далее - уполномоченный орган):

- «…», по доверенности от 26.11.2015 г. № 1,

2. Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок» (далее – ГКУ РХ «Центр закупок»):

- «…», по доверенности от 11.01.2016 года № 2,

3. В отсутствии государственных заказчиков, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

4. В отсутствии заявителя – Страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК»), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу № 10/КС САО «ВСК» на действия уполномоченного органа в качестве организатора совместной закупки – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2016-2017 год (закупка № 0380200000116000001), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного уполномоченного органа и заказчиков, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

 

                                                 УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 21.01.2016г. вх. № 233 поступила жалоба САО «ВСК» на действия уполномоченного органа в качестве организатора совместной закупки – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2016-2017 год (закупка № 0380200000116000001).

Податель жалобы считает, что использование такого критерия оценки заявок участников, как «уставной капитал», нарушает положения части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О Защите конкуренции».

Податель жалобы отмечает, что показатель по критерию «уставной капитал» является абсолютным, таким образом, у страховщика, осуществляющего деятельность на всей территории Российской Федерации, априори показатель по указанному критерию будет больше, чем у региональных страховщиков.

Большой размер уставного капитала позволяет предприятию более уверенно планировать поведение на рынке, осуществляя достаточно крупные операции и тем самым иметь возможность выстоять в конкурентной борьбе. Вместе с тем, для оценки платежеспособности страховой компании, что и следует понимать под качеством оказания услуг, необходимо оценивать не только величину уставного капитала, но и величину принятых страховой компанией страховых обязательств, а также их соотношение.

Оценка страховых компаний лишь по величине уставного капитала не может в полной мере отразить качество страховых услуг, но представляет преимущества ряду крупнейших страховых компаний. Таким образом, своими действиями, считает податель жалобы, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия способствует монополизации рынка страхования и препятствует выходу на рынок страхования другим, более мелким страховым организациям, имеющим необходимые лицензии и признанным законодательством в качестве хозяйствующего субъекта, имеющего право заниматься страховой деятельностью.

26.01.2016 года вх. № 287 от подателя жалобы – САО «ВСК» поступили письменные уточнения по существу жалобы, в которых указано, что уполномоченным органом допущены также нарушения норм Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно: статьи 8, пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, поскольку использование критерия «величина уставного капитала» для оценки качества услуг и (или) квалификации участника конкурса может привести к ограничению конкуренции, создавая преимущества нескольким участникам торгов.

Податель жалобы просит признать жалобу СОА «ВСК» обоснованной и выдать уполномоченному органу предписание о внесении изменений в конкурсную документацию (закупка № 0380200000116000001).

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия пояснил, что считает жалобу САО «ВСК» необоснованной в виду следующего. 

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Как следует из пункта 37 информационной карты конкурсной документации, в качестве нестоимостных критериев оценки установлено четыре критерия:

- Размер чистой прибыли;

- Размер уставного капитала;

- Опыт участника по успешному оказанию услуг (опыт работы на рынке ОСАГО);

- Деловая репутация участника закупки (рейтинг надежности страховщика).

Критерий оценки «Размер уставного капитала» не является единственным критерием оценки и не ограничивает допуск к участию в конкурсе.

Из конкурсной документации следует, что критерии оценки заявок включают цену контракту - 60 % и квалификацию участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации- 40 %, что образует сумму значимостей критериев оценки заявок 100 %.

В рассматриваемом случае критерий - «Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер Уставного капитала» имеет значимость показателя 30 %, которая определена из критерия квалификации участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, что свидетельствует о том, что по критерию «Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер Уставного капитала» невозможно сделать вывод о наличии факта создания преимущественных условий участия в конкурсе для узкого круга страховщиков, тем самым ограничивая конкуренцию.

Конкурсная документация на «Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2016-2017 год» является общедоступной и размещена на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет.

Пунктом 18 Информационной карты конкурсной документации определены обязательные требования к участникам закупки. При этом указанный пункт 18 документации не содержит требования к размеру уставного капитала, определяя его как обязательное требования к участнику закупки.

Установление критерия «размер уставного капитала» страховой компании не выходит за пределы критерия квалификации участников закупки по наличию у них финансовых ресурсов.

На основании вышеизложенного, представитель уполномоченного органа просил признать жалобу САО «ВСК» необоснованной.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Центра закупок устно поддержал доводы, озвученные представителем уполномоченного органа – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, и также просил признать жалобу САО «ВСК» необоснованной.

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки  представлены на рассмотрение жалобы № 10/КС в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015                 № 579 «Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия» утвержден Порядок взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок», заказчиками (далее – Порядок).

Согласно пунктов 2.1.1 и 2.1.3 Порядка, заказчик:

2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.

2.1.3. Подает заявку на размещение закупки по форме, утвержденной Министерством, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения «Автоматизированная информационная система "Государственный Заказ Республики Хакасия», заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.

Согласно пунктов 2.2.2 и 2.2.6 Порядка, Мингосзакуп Хакасии:

2.2.2. На основании заявок, утвержденных Учреждением, формирует, утверждает и размещает конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).

2.2.6. Осуществляет иные полномочия, установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок, за исключением полномочий по обоснованию закупок, выбору способа определения поставщика, описанию объекта закупки, определению начальной (максимальной) цены контракта, установлению требований к участникам закупки о соответствии лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, определению условий проекта контракта и подписанию контракта.

Согласно пунктов 2.3.2, 2.3.3 и 2.3.6 Порядка, Учреждение - Центр закупок:

2.3.2. Проверяет описание объекта закупки, включенное в заявку, определение начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проверяет на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе.

2.3.3. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке.

2.3.6. В порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, представляет в Министерство разъяснения положений документации.

Заказчиками открытого конкурса являются 15 учреждений здравоохранения Республики Хакасия и 2 Министерства Республики Хакасия.

Заявка № 36752 на размещение закупки «оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2016-2017 год» утверждена руководителем Центра закупок «…».

Конкурсная документация № 0380200000116000001 утверждена Министром «…».

12.01.2016 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, конкурсная документация, обоснование НМЦ)  о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2016-2017 год (закупка № 0380200000116000001).

Начальная (максимальная) цена контракта 858 483 рублей 89 копеек.

Дата и время окончания подачи заявок и вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам: 02.02.2016 10:00.

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085
«Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункта 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В пункте 37 информационной карты аукционной документации установлено, что критерий «Квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее квалификация участников закупки)» оценивается на основании представленной в составе заявки информации, по следующим показателям:

- Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер чистой прибыли, тыс. рублей – по указанному показателю оценивается размер чистой прибыли, определяемый в соответствии с формой № 2-страховщик (за 2014 год) в соответствии со строкой чистая прибыль, тыс. руб. (строка 3000). (КБi1). Величина значимости критерия 30 %;

- Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер Уставного капитала тыс. рублей – по указанному показателю оценивается размер Уставного капитала, определяемый в соответствии с формой № 1-страховщик (за 2014 год) в соответствии со строкой 2110. (КБi2). Величина значимости критерия 30 %;

- Деловая репутация участников закупки: Опыт участника по успешному оказанию услуг - опыт работы на рынке ОСАГО (оценка производится исходя из сведений о сроке осуществления страховщиком ОСАГО, указанных в заявке на участие в конкурсе). (КБi3). Величина значимости критерия 20 %;

- Деловая репутация участников закупки (рейтинг надежности страховщика). Оценка производится на основе сведений об оценках рейтинговых агентств (как зарубежных, так и российских рейтинговых агентств), представленных  участником в заявке на участие). (КБi4). Величина значимости критерия 20 %.

  Таким образом, критерий «Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер Уставного капитала» является одним из четырех нестоимостных критериев оценки конкурсной заявки участника и не ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2016-2017 год (закупка № 0380200000116000001) в виду следующего.

Частями 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определено, что гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование.

Собственные средства (капитал) страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль.

Следовательно, установления критерия «Квалификация участников закупки в части наличия финансовых ресурсов: размер уставного капитала» - не выходит за пределы критерия квалификации участников закупки по наличию у них финансовых ресурсов.

Из вышеизложенного следует, что заказчики, уполномоченный орган имеют право установить в конкурсной документации в качестве нестоимостного критерия оценки заявок участников такой критерий квалификации участников закупки в части наличия финансовых ресурсов, как размер уставного капитала.

Таким образом, доводы заявителя – САО «ВСК» в ходе рассмотрения жалобы по существу не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.

В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 10/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки № 0380200000116000001 нарушений не установлено.

В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 8 статьи 32, части 1 статьи 48, пункта 9 части 1 статьи 50, части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106  Закона о контрактной системе в сфере закупок,  пунктов 3.34, 3.31 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

       1.Признать жалобу № 10/КС САО «ВСК» на действия уполномоченного органа в качестве организатора совместной закупки – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2016-2017 год (закупка № 0380200000116000001) необоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

О.В. Широкова

Члены комиссии:

Н.П. Козгова

А.В. Колмаков

А.В. Лунёва

     

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны