Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 102/КС от 13 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Государственному заказчику -

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия

ул. Л. Комсомола, д.3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2.Уполномоченному органу –            

Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия

ул. Кирова, д. 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

3. Государственному казенному

учреждению Республики Хакасия

«Межведомственный     центр

организации закупок»

ул. Вяткина, д.4а,  г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

4. Обществу с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ»

ул. Летчиков, д.6,офис 14,15, г.Уфа, Башкортостан, 450010

 

 

 

12.05.2016 № 06-2755/АЛ

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 102/КС

 

«06» мая 2016 г.                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок в составе:

Председатель комиссии -

«…», руководитель Управления;

Члены комиссии:

«…», начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

 

 

 

при участии  сторон:

1. Уполномоченного органа – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия  (далее - уполномоченный орган, Мингосзакуп Хакасии):

- «…», по доверенности от 26.11.2015 года № 2,

2. Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок» (далее – ГКУ РХ «Центр закупок»):

- «…», по доверенности от 11.01.2016 года № 2,

- «…», по доверенности от 06.05.2016 года № 17,

3. Государственного заказчика – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия:

- «…», по доверенности от 05.05.2016 года б/н,

- «…», по доверенности от 05.05.2016 года б/н,

4. В отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью  «СТРОЙИНВЕСТ» (далее - ООО «СТРОЙИНВЕСТ»), уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии,

рассмотрев жалобу  № 102/КС  ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия уполномоченного органа - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Реконструкция имущественного комплекса Государственного казенного предприятия Республики Хакасия «Ипподром»» (наружные сети теплоснабжения и индивидуальный теплой пункт) (закупка № 0380200000116001690) и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного уполномоченного органа и заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

 

                                                 УСТАНОВИЛА:

 

 В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 27.04.2016 г. входящий № 2199 поступила жалоба                         ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия уполномоченного органа – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Реконструкция имущественного комплекса Государственного казенного предприятия Республики Хакасия «Ипподром»» (наружные сети теплоснабжения и индивидуальный теплой пункт) (закупка № 0380200000116001690).

В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе в сфере закупок, и приводит следующие доводы.

  1. Проект контракта содержит условие о том, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях, и в том же размере, которые указаны в настоящем разделе.

По мнению заявителя, из буквального толкования приведенного положения проекта контракта следует, что он дает заказчику право требовать замены обеспечения в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.

Пунктом 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

На основании частей 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок:

- контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок;

- в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник признается уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. При этом у заказчика имеется возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии. Так как согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок, банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Кроме того, Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную Форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка.

Таким образом, заявитель считает, что у заказчика имеется возможность удостовериться в действительности банковской гарантии до заключения муниципального контракта, убедиться, что срок ее действия соответствует пункту 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок и любое расширительное толкование договора в данном случае, является недопустимым и возлагающим на участника дополнительную нецелесообразную обязанность и ответственность.

2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказником непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

При этом подпункты а) – г) пунктов 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.10.2012 № 1063 «Об утверждении Правил определения корректирующего коэффициента, применяемого негосударственным пенсионным фондом при корректировке размера накопительной пенсии и (или) размера срочной пенсионной выплаты» (далее - Постановление Правительства РФ от 18.10.2012 № 1063), устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от пены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения пены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.

Однако в Проекте контракта данное условие, предписанное Правилами, не выполняется, установлена величина штрафа для заказчика только в отношении одного порогового значения цены (пункт 13.2.3 проекта контракта).

Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В адрес антимонопольного органа 05.05.2016 года в 15 часов 17 минут (по местному времени), то есть после установленного антимонопольным органом в уведомлении о месте и времени рассмотрения жалобы (от 29.04.2016 исх. № 06-2516/АП) срока для представления документов, поступили письменные возражения Центра закупок на жалобу № 102/КС, с приложением документов (приказ о назначении Арокина А.В., обоснование НМЦК, соглашение № 64 о взаимодействии в сфере закупок товаров, работ, услуг от 14.08.2015г.).

На заседании комиссии по рассмотрению настоящей жалобы, представитель Центра закупок пояснил следующее.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.

Законом о контрактной системе в сфере закупок не запрещено установление в проекте контракта требований по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта в случае, если обеспечение исполнения обязательств по контракту в ходе его исполнения перестало быть действительным.

Таким образом, требование, установленное в пункте 12.6 проекта контракта, не противоречит Закону о контрактной системе в сфере закупок.

По второму доводу представитель Центра закупок пояснил, что из содержания текста проекта контракта следует, что конкретная сумма штрафа не определена и не может быть определена, поскольку цена контракта неизвестна до завершения электронного аукциона, однако указано, что размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн.рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта данного аукциона определена в размере 12 501 106,00 рублей, однако, при определении победителя аукциона, цена контракта снижается и контракт заключается по наименьшей цене, предложенной участником закупки, следовательно, установление размера штрафа 2,5 % от цены контракта не нарушает требования Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку цена контракта может быть ниже трех миллионов рублей по результатам торгов.

В случае же, если по результатам торгов цена контракта будет более 3 миллионов рублей, то заказчик при заключении контракта включит в пункт 12.2.3. конкретную сумму в рублях, рассчитанную в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 в размере 2 % от цены контракта, так как пункт 12.2.3. содержит ссылку на Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 при определении размеров штрафа.

На основании вышеизложенного, представитель Центра закупок указал, что считает жалобу № 102/КС необоснованной.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители уполномоченного органа и заказчика поддержали позицию Центра закупок, и также просили признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» необоснованной.

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика и уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки  представлены на рассмотрение жалобы № 102/КС в полном объеме.

        Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015                 № 579 «Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия» утвержден Порядок взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок», заказчиками (далее – Порядок).

Согласно пунктов 2.1.1 и 2.1.3 Порядка, заказчик:

2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.

2.1.3. Подает заявку на размещение закупки по форме, утвержденной Министерством, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Государственный Заказ Республики Хакасия", заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.

Согласно пунктов 2.2.2 и 2.2.6 Порядка, Мингосзакуп Хакасии:

2.2.2. На основании заявок, утвержденных Учреждением, формирует, утверждает и размещает конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).

2.2.6. Осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок), за исключением полномочий по обоснованию закупок, выбору способа определения поставщика, описанию объекта закупки, определению начальной (максимальной) цены контракта, установлению требований к участникам закупки о соответствии лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, определению условий проекта контракта и подписанию контракта.

Согласно пунктов 2.3.2, 2.3.3 и 2.3.6 Порядка, Учреждение - Центр закупок:

2.3.2. Проверяет описание объекта закупки, включенное в заявку, определение начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проверяет на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе.

2.3.3. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке.

2.3.6. В порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, представляет в Министерство разъяснения положений документации.

Заказчиком электронного аукциона № 0380200000116001690 является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.

Заявка № 38367 на выполнение работ по объекту: «Реконструкция имущественного комплекса Государственного казенного предприятия Республики Хакасия «Ипподром»» (наружные сети теплоснабжения и индивидуальный теплой пункт) подписана и.о. Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия «…», утверждена руководителем Центра закупок «…».

Документация об аукционе № 0380200000116001690 утверждена и.о. Министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия «…».

Соглашением № 64 о взаимодействии в сфере закупок товаров, работ, услуг  от 14.08.2015 года определен порядок взаимодействия Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок» и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.

Согласно пункта 2.2 Соглашения, заказчик осуществляет следующие функции:

2.2.1. Разрабатывает и утверждает план-график и план закупок, готовит изменения в план-график и в план закупок, размещает их в единой информационной системе, с внесенными изменениями, после согласования с Межведомственным центром.

2.2.2. На основании информации, представленной Межведомственным центром в рамках настоящего Соглашения, осуществляет подготовку, утверждение по согласованию с Межведомственным центром, а также направление в Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия (далее – Уполномоченный орган) заявок о размещении заказа, в том числе, входящих в нее сведений и документов, в установленном порядке.

Согласно пункта 3.5 Соглашения, Межведомственный центр в срок не позднее - 15 рабочих дней (а при повторной закупке - 13 рабочих дней) со дня получения заявки (потребности) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика осуществляет ее обработку, в том числе:

- осуществляет описание объекта закупки в соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок;

- осуществляет подготовку технического задания;

-осуществляет согласование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к участникам закупки, проекта государственного контракта.

3.9. При установлении отсутствия нарушений требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также каких-либо противоречий в представленных Заказчиком документах, Межведомственный центр согласовывает заявку и входящие в нее сведения и документы.

  11.04.2016 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ)  о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Реконструкция имущественного комплекса Государственного казенного предприятия Республики Хакасия «Ипподром»» (наружные сети теплоснабжения и индивидуальный теплой пункт) (закупка № 0380200000116001690).

Начальная (максимальная) цена контракта 12 501 106 рублей 00 копеек.

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

1. По доводу заявителя о неправомерном возложении на участника дополнительной обязанности, ответственности, путем включения в проект контракта пункта 11.4, который гласит, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях и в том же размере.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Частями 3-5 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено следующее:

3. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Законом о контрактной системе в сфере закупок не установлены требования к представляемой участником размещения заказа банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок), поэтому банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным параграфом 6 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункта 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.

Таким образом, срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства.

Поскольку неустойка, предусмотренная основным договором, предъявляется только после истечения срока исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром, срок, на который выдана гарантия, может превышать указанный срок.

Следовательно, обеспечение исполнения обязательства по государственному контракту в форме безотзывной банковской гарантии, выданной на срок, превышающий срок исполнения обязательств по государственному контракту, не противоречит законодательству и в случае, если обеспечение исполнение контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязании подрядчика представить государственному заказчику надлежащее обеспечение исполнение контракта.

Такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов, поскольку предоставление гарантии является косвенным подтверждением финансовой состоятельности организации и наличия у нее намерения исполнить государственный контракт.

Таким образом, в действиях заказчика – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, включившего в проект контракта условие о предоставлении подрядчиком в течении 10 (десяти) банковских дней нового надлежащего обеспечения исполнения обязательств по контракту (в случае  если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту), не усматривается нарушений статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в силу чего данный довод заявителя признается комиссией антимонопольного органа не состоятельным.

      

  1. По доводу заявителя о том, что в нарушение требований законодательства, в проекте контракта установлена величина штрафа для заказчика только в отношении одного порогового значения цены, а именно 2,5% (случай, когда цена контракта не превышает 3 млн.руб.).

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частями 1-2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

При этом комиссией антимонопольного органа установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, содержит следующее положение:

13.2.3. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы и составляет 2,5% от цены контракта, а именно _____________ руб., в соответствии Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

         Однако, подпункты а) - г) пункта 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено внесение изменений в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке, а также то, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, комиссия антимонопольного органа полагает, что заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Следовательно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 501 106,00 рублей, в проекте контракта необходимо предусмотреть размер штрафных санкций для заказчика не только в случае снижения цены контракта менее 3 млн.руб., но и случай, когда цена контракта по результатам электронного аукциона не будет снижена менее 3млн.руб. (подпункт б) пункта 5 Правил).

Таким образом, в проекте контракта аукционной документации не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в виду чего, действия заказчика и Центра закупок нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

        На основании вышеизложенного, данный довод заявителя нашел свое подтверждение, что дает основание признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» частично обоснованной.

        В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 102/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

  Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки № 0380200000116001690 нарушений не установлено.

В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

Согласно пункта 3.36. Административного регламента,  в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи государственному заказчику предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

Пунктом  2  части 22 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

      На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 1 статьи 2, частей 1-2, 4-5 статьи 34, части 4 статьи 64, частей 1, 3-5 статьи 96, части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 3.31, 3.34, 3.36 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу № 102/КС ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия уполномоченного органа - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Реконструкция имущественного комплекса Государственного казенного предприятия Республики Хакасия «Ипподром»» (наружные сети теплоснабжения и индивидуальный теплой пункт) (закупка № 0380200000116001690) частично обоснованной.

2. Признать государственного заказчика - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» нарушившими часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

3. Государственному заказчику - Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

«…»

Члены комиссии:

«…»

«…»

«…»

 

1. Государственному заказчику -

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия

ул. Л. Комсомола, д.3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2.Уполномоченному органу –            

Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия

ул. Кирова, д. 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

3. Государственному казенному

учреждению Республики Хакасия

«Межведомственный     центр

организации закупок»

ул. Вяткина, д.4а,  г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

4. Обществу с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ»

ул. Летчиков, д.6,офис 14,15, г.Уфа, Башкортостан, 450010

 

5. Оператору электронной площадки

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

12.05.2016 № 06-2756/АЛ

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе по жалобе № 102/КС

 

«06» мая 2016 г.                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок в составе:

Председатель комиссии -

«…», руководитель Управления;

Члены комиссии:

«…», начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

на основании решения от 06.05.2016 года по жалобе № 102/КС                      ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия уполномоченного органа - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика – Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: «Реконструкция имущественного комплекса Государственного казенного предприятия Республики Хакасия «Ипподром»» (наружные сети теплоснабжения и индивидуальный теплой пункт) (закупка № 0380200000116001690), в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере  закупок),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику при заключении государственного контракта включить в контракт условия об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение им обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» и с учетом Решения Хакасского УФАС России от 06.05.2016 года по жалобе № 102/КС.

2. Заказчику - Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия в срок до 06.06.2016 года  представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания с приложением соответствующих документов.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель комиссии:

«…»

Члены комиссии:

«…»

 

«…»

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны