Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 109-А-14 от 9 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1) Главе Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия

«…»

ул. Ленина, д. 69, с. Аршаново, Алтайский район, Республика Хакасия, 655682

 

2) ООО «Центр оценки, землеустройства и тех. инвентаризации»

пр. Дружбы Народов, 3-106, г. Абакан, Республика Хакасия, 655016

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 109-А-14

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 02 апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 03 апреля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Франскевич О.П. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   Алехина А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Чиж Д.А. - главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует, в связи с нахождением в очередном отпуске;

                                               Марова О.О. – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

в присутствии:

1) представителя ООО «Центр оценки, землеустройства, и тех. инвентаризации» «…», на основании доверенности от 10.01.2014 года № 10,

2) главы муниципального образования Аршановский сельсовет «…», на основании Решения Избирательной комиссии муниципального образования Аршановский сельсовет от 19.10.2010 года № 8/9,

рассмотрев дело № 109-А-14, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, в части заключения договоров от 30.08.2013 года №27/08/2013-10 и № 29/08/2013-10 с ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» без установленной процедуры торгов,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по результатам проведенной проверки Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, установило следующее.

Между Администрацией Аршановского сельсовета и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» заключены следующие договоры:

- Договор на выполнение землеустроительных работ от 30.08.2013 года № 27/08/2013-10. Предмет договора – выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков под полосой отвода следующих улиц в с. Аршаново: ул. Ленина и ул. Геологическая; оформление и предоставление заказчику межевых планов. Стоимость работ составляет 99 000 рублей;

- Договор на выполнение землеустроительных работ от 30.08.2013 года № 29/08/2013-10. Предмет договора – выполнение кадастровых работ по образованию объектов капитального строительства (дорог) на следующие улицы в с. Аршаново: ул. Ленина и ул. Геологическая; оформление и предоставление заказчику межевых планов. Стоимость работ составляет 99 000 рублей.

В своих пояснениях пояснения от 26.09.2014 года № 459 (входящий от 07.10.2014 года № 5706) Администрация указала, что торги на выполнение землеустроительных работ не проводились.

Таким образом, в действиях Администрация Аршановского сельсовета имеются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 20.10.2014 года № 527 возбуждено дело № 109-А-14 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех. инвентаризации». Определением о назначении дела № 109-А-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 20.10.2014 года данное дело назначено на 11.11.2014 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 109-А-14 рассмотрение дела отложено на 10.12.2014 года.

Определение об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 109-А-14 рассмотрение дела продлено и отложено на 22.01.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 109-А-14 рассмотрение дела отложено на 19.02.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 109-А-14 от 19.02.2015 года рассмотрение дела отложено на 17.03.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 109-А-14 от 17.03.2015 года рассмотрение дела отложено на 02.04.2015 года.

ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» с вменяемым нарушением не согласилось, в своих пояснениях от 05.11.2014 года № 197 (входящий № 6343) общество указало, что спорный договоры были заключены в соответствии с положениями статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), работы по договорам являются разноименными услугами. На заседании комиссии представитель общества также пояснил, что является активным участником торгов, знал, что для выполнения землеустроительных работ по спорным договорам Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия необходимо проводить торги.

Администрация Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия в своих пояснениях от 05.11.2014 года № 529 (входящий № 6371) также указала, что возможность заключения двух договоров стоимостью менее 100 000 рублей с разными предметами договора с одним контрагентом без проведения торгов законодательством Российской Федерации не запрещена. В пояснениях от 05.12.2014 года № 589 (входящий № 7346) администрация указала, что услуга по предметам спорных договоров была отнесена к группе 7010052 Услуги по приватизации в непроизводственной сфере. Глава администрации также указал, что обратился с просьбой заключения договоров именно в ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации, так как ему посоветовали.

Кроме указанного представитель ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» и глава Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия пояснили, что стоимость выполнения работ по договорам от 30.08.2013 года № 27/08/2013-10 и № 29/08/2013-10 устанавливалась в сумме не превышающей 100 000 рублей с целью не проведения торгов в соответствии с положениями Закона о размещении заказов. Установив же стоимость выполнения работ менее 100 000 рублей заказчик имел право в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов разместить заказ у единственного подрядчика.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 109-А-14 и установила следующее.

Между Администрацией Аршановского сельсовета и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» заключены 30.08.2013 года следующие договоры:

- Договор на выполнение землеустроительных работ от 30.08.2013 года № 27/08/2013-10. Предмет договора – выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков под полосой отвода следующих улиц в с. Аршаново: ул. Ленина и ул. Геологическая; оформление и предоставление заказчику межевых планов. Стоимость работ составляет 99 000 рублей;

- Договор на выполнение землеустроительных работ от 30.08.2013 года № 29/08/2013-10. Предмет договора – выполнение кадастровых работ по образованию объектов капитального строительства (дорог) на следующие улицы в с. Аршаново: ул. Ленина и ул. Геологическая; оформление и предоставление заказчику межевых планов. Стоимость работ составляет 99 000 рублей.

Торги на выполнение землеустроительных работ заказчиком Администрацией Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия не проводились.

Из анализа имеющихся материалов настоящего дела комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлено следующее:

1) Стоимость выполнения землеустроительных работ по договорам от 30.08.2013 года рассчитана специально менее 100 000 рублей с целью обоюдного избежания проведения конкурентных торгов. Администрация Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия осознанно заключила договоры по цене именно менее 100 000 рублей с целью не проведения торгов. ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» рассчитало стоимость по договорам менее 100 000 рублей, а не исходя из обоснованного установления цен. Стороны заключили договоры от 30.08.2013 года – соглашение.

2) Другие хозяйствующие субъекты, выполняющие работы на рынке землеустроительных работ, кадастровых работ, выполнили бы работы по договорам от 30.08.2013 года по цене такой же или ниже, чем установило ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации».

Так, следующие хозяйствующие субъекты выполнили бы требуемые заказчику работы по следующим ценам.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Стоимость выполнения работ по Договору от 30.08.2013 года № 27/08/2013-10

Стоимость выполнения работ по Договору от 30.08.2013 года № 29/08/2013-10

Алтайский филиал ГУП РХ «Управление технической инвентаризации»

75 000 рублей 00 копеек

102 000 рублей 00 копеек

ООО «Олимп»

99 000 рублей 00 копеек

99 000 рублей 00 копеек

Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РХ

82 865 рублей 00 копеек

72 634 рублей 69 копеек

 

Тогда как ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» осуществила расчет цены и выполнило кадастровые работы по следующей стоимости.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Стоимость выполнения работ по Договору от 30.08.2013 года № 27/08/2013-10

Стоимость выполнения работ по Договору от 30.08.2013 года № 29/08/2013-10

ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации»

99 000 рублей 00 копеек

99 000 рублей 00 копеек

 

3) Хозяйствующие субъекты могли бы выполнить работы по договорам от 30.08.2013 года. Действия ответчиков нарушают, ущемляют права и законные интересы хозяйствующих субъектов – конкурентов ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации».

Таким образом, Администрация Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» заключили соглашение, которое приводит / может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка, устранение с него хозяйствующих субъектов.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 109-А-14 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 7 статьи 4 вышеназванного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определения конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

В части 2 статьи 10 Закона о размещении заказов закреплено общее правило, согласно которому во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Применение других способов размещения заказа, то есть без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), рассматривается как исключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных Законом о размещении заказов.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Однако как видно из представленного выше анализа, Администрацией Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия в нарушение пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов  заключены договоры на одноименные виды работ (кадастровые работы) на сумму превышающую 100 000 рублей.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на рынке оказания кадастровых работ. Согласно Номенклатуре одноименных товаров, работ, услуг (Приказ Минэкономразвития РФ от 7 июня 2011 года № 273), данные виды работ обозначены как «услуги строительные и объекты строительства», код ОКДП - 4500000. Географическими границами рынка, согласно Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220, учитывая расходы, связанные с поиском и приобретением товара (услуги), транспортные расходы, региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (услугу), особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в т. ч. природно-климатическими и социально-экономическими особенностями, наличием зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования), является Республика Хакасия.

Рынок выполнения кадастровых работ в Республике Хакасия достаточно развит и является высококонкурентным, что подтверждается высоким количеством рассмотренных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия жалоб государственных заказчиков и участников аукционов в сфере оказания кадастровых работ. Например, данный рынок в рамках территории Республики Хакасия представлен такими хозяйствующими субъектами – конкурентами, как ООО «Олимп», Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РХ, ГУП РХ «Управление технической инвентаризации».

В нарушение части 2 статьи 10 и пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов Администрацией Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия заключен договор с единственным поставщиком ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации», без проведения торгов. Тем самым, такие действия Администрации ограничили доступ другим хозяйствующим субъектам в возможности заключения указанных выше договоров, что в свою очередь ограничило конкуренцию на рынке кадастровых работ.

Не проведение торгов в случаях, когда они должны были проводиться,  является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В ситуации, когда существует несколько альтернативных контрагентов (имеется функционирующий рынок), необходимо создать условия для их состязательности (конкуренции) друг с другом за право стать стороной (контрагентом) по договору.

ООО «Олимп», Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РХ, ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» указали, что могли выполнить кадастровые работы по договорам от 30.08.2013 года по цене, равной стоимости договоров или даже ниже.

Таким образом, материалами настоящего дела подтверждено, что рассматриваемый рынок конкурентный, и еще, как минимум, три хозяйствующих субъекта имеют возможность выполнять аналогичные работы.

Из материалов дела следует, что Администрацией Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, 30.08.2013 года, на основании гражданско-правовых договоров, было привлечено ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» для выполнения кадастровых работ для нужд Администрации без проведения торгов.

Привлекая указанное общество на бесконкурсной основе, Администрация Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия предоставило преимущество данным хозяйствующим субъектам и тем самым ущемило права и законные интересы как других хозяйствующих субъектов – конкурентов (ООО «Олимп», Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РХ, ГУП РХ «Управление технической инвентаризации») так и неопределенного круга лиц, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право участвовать в торгах и выполнять аналогичные работы, что свидетельствует о нарушении конкурентной среды, несоблюдении части 2 статьи 10 и пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» знало о запрете для администрации размещения в течение квартала заказов на выполнение одноименных работ, стоимость которых превышает 100 000 рублей. Кроме того, общество предприняло все действия для получения наибольшей выгоды:

- приблизив стоимость кадастровых работ по договорам к максимально большой (в сумме 99 000 рублей), то есть до 100 000 рублей;

- раздробив работы на 2 договора, пытаясь тем самым избежать конкурентного и законного способа размещения заказа.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу о нарушении Администрацией Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, в части заключения договоров от 30.08.2013 года №27/08/2013-10 и № 29/08/2013-10 с ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» без установленной процедуры торгов:

1) Стоимость выполнения землеустроительных работ по договорам от 30.08.2013 года рассчитана специально менее 100 000 рублей с целью обоюдного избежания проведения конкурентных торгов.

2) Осведомленность ответчиков, что для заключения договоров от 30.08.2013 года необходимо в соответствии с положениями Закона о размещении заказов проводить конкурентные способы осуществления размещения заказа (открытый конкурс, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок цен).

3) Другие хозяйствующие субъекты, выполняющие работы на рынке землеустроительных работ, кадастровых работ, выполнили бы работы по договорам от 30.08.2013 года по цене такой же или ниже, чем установило ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации».

4) Действия ответчиков нарушают, ущемляют права и законные интересы хозяйствующих субъектов – конкурентов ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации», приводят к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка, устранению с него хозяйствующих субъектов.

При указанных обстоятельствах соглашение Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» при заключении договоров от 30.08.2013 года №27/08/2013-10 и № 29/08/2013-10 признается комиссией антимонопольного органа создающим препятствия равным условиям доступа на данный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

На основании вышеизложенного в действиях Администрации Ашановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» содержатся нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашение – договоров от 30.08.2013 года №27/08/2013-10 и № 29/08/2013-10, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов

Предписание по настоящему делу ответчикам не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части заключения соглашения – договоров от 30.08.2013 года №27/08/2013-10 и № 29/08/2013-10, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

2. Предписание по делу Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и ООО «Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации» не выдавать.

 

Председатель комиссии

 

 

О.П. Франскевич

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

А.А. Алехина

 

 

 

 

 

 

 

О.О. Марова

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны