Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 11-Р-15 от 24 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Ювента»

ул. Сурикова, д.6,

г. Красноярск,

660049

<…>

<…>

<…>

 

ООО «Виктория»

ул. Юбилейная, 16,

г. Черногорск,

655158

 

Заявителю:

<…>

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела №  11-Р-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

19 февраля  2015 года                                                                             г. Абакан

 

         Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Франскевич Ольга Павловна – заместитель  руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы, рассмотрев заявление от <…> о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившихся в распространении ненадлежащей рекламы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Хакасского УФАС России поступило заявление от <…> о признаках нарушения законодательства о рекламе выразившихся в распространении на телеканале ТНТ-Черногорск ненадлежащей рекламы.

Так, 27.04.2014 года на телеканале ТНТ Черногорск размещена реклама, которая не соответствует Закону о рекламе, в частности в рекламе магазина «Позитроника», которая размещена в период с 21.00 до 22.00 не указано лицо, осуществляющее финансовую услугу в частности рассрочку и кредит, что не соответствует части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закона «О рекламе»).

Хакасским УФАС России был проанализирован DVD диск представленный заявителем с записью телеэфира за 27.04.2014 года в период с 21:00 по 22:00. Согласно хронометража видеозаписи реклама магазина «Позитроника» проходила в период с 00:51:11 по 00:51:25. Рекламный видеоролик магазина «Позитроника» содержит следующий текст: «Только в магазинах Позитроника с 12 по 30 апреля – Уникальное горячее предложение. Например ноутбук IRU с двухъядерным процессором всего 11990р и новейшая операционная система Windows 8 в подарок. Подробности на сайте позитроника точка ру» сопровождающийся изображением ноутбука и текстом «Этот ноутбук в кредит 0%».

Хакасским УФАС России проанализирован текст рекламного ролика а также изображение содержащее информацию о кредите и привлекающей себя процентной ставкой 0%, в результате было установлено отсутствие имени либо наименования лица предоставляющего кредит.

Данная реклама нарушает часть 1,3 статьи 28  и часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В вышеуказанной рекламе магазина «Позитроника» Хакасским УФАС России установлено отсутствие имени либо наименования лица предоставляющего кредит.

Согласно части 3 статьи 28 если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В Письме ФАС России от 16.12.2011 № АК/47126 «Об актуальных вопросах применения Федерального закона «О рекламе» арбитражными судами», в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Данная позиция ФАС России подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (далее - ФАС ВВО) от 26.07.2011 N А43-23080/2010.

В частности, ФАС ВВО указывает на то, что в случае отсутствия в рекламе вида предоставляемого кредита при покупке товара: товарный, коммерческий (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковский, такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. Следовательно, такая реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Рекламное законодательство не допускает в рекламе умалчивать о существенных для потребителей условиях оказания финансовых услуг и предписывает сообщать все без исключения условия соответствующих договоров, влияющие на фактические доходы и расходы потребителей, если в рекламе содержится хоть одно из таких условий.

Поскольку распространяемая реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита будет указано любое из условий таких как процентная ставка, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В данной рекламе информация  о существенных условиях рекламируемой услуги написана мелким шрифтом, трудным для восприятия, формальное присутствие в рекламе сведений о существенных условиях финансовой услуги не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие. Потребителем в рекламе воспринимается единственная информация изображенная крупным шрифтом – «Этот ноутбук в кредит 0%». В указанной рекламе банковских услуг существенной является  не только информация, привлекательная для потребителя, но и остальная (указанная мелким шрифтом) информация о существенных условиях.

Хакасским УФАС России был направлен запрос в адрес ООО «Виктория» (вещатель ТНТ-Черногорск) о предоставлении документов и сведений по поводу распространения указанной рекламы. На данный запрос общество предоставило копию платежного поручения от ООО «Ювента» (Позитроника) № <…>на сумму <…> рублей. В назначении платежа указано «Согласно счета 49 от 11.04.2014 года прокат видеоролика на канале ТНТ-Черногорск». Договор с рекламодателем на размещение рекламного видеоролика салона «Позитроника» не сохранился. Рекламодатель самостоятельно указывает дату и время выхода в эфир своей рекламы.

  В соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 1 статьи 28  несет как рекламодатель так и рекламораспространитель. За нарушение части 3 статьи 28 и  части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель. Рекламодателем является ООО «Ювента» (на основании платежного поручения № 202 предоставленного ООО «Виктория»), рекламораспространителем является ООО «Виктория».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 10-Р-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

-заявитель –<…> (<…>);

-лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Ювента» (ул. Сурикова, д.6, г.Красноярск,660049);

-лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Виктория» (655158, г. Черногорск ул. Юбилейная, 16).

3. ООО «Ювента» представить в Хакасское УФАС России  в срок до 10 марта  2015года  следующие документы:

- Письменные пояснения по факту оплаты за рекламный видеоролик?;

- Письменные пояснения: кто является рекламодателем указанной рекламы?

- Иные документы и сведения по Вашему усмотрению.

4.  ООО «Виктория» представить в Хакасское УФАС России  в срок до 10 марта  2015года  следующие документы:

- Письменные пояснения: на каком основании выходит в эфир реклама магазина «Позитроника»? (указать договорные отношения);

- Письменные пояснения: кем непосредственно составляется рекламный видеоролик магазина «Позитроника»?;

-Письменные пояснения: кто несет ответственность за информацию содержащуюся в рекламном ролике магазина «Позитроника»?

- Иные документы и сведения по вашему усмотрению.

         Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренной законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, представление недостоверных сведений (информации) – влечет административную ответственность по части 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Назначить дело №  11-Р-15 к рассмотрению на 19 марта 2015 года в 08  часов 30 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина 3, каб. 309.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                              О.П. Франскевич

Связанные организации

Связанные организации не указаны