Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 121-Р-14 от 6 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальному предпринимателю

<…>

 

ТЦ «Модный базар», 1 этаж, отдел «Дон Жуан»

ул. Хакасская, 57,

г. Абакан,

655017

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 121-Р-14

 

 

Резолютивная часть решения оглашена  17.02.2015г.                           г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено  02.03.2015г.

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Франскевич О.П. – заместитель  руководителя

управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены Комиссии:

Алехина А.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;

Чиж Д.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Митрофанова Е.И. – специалист-эксперт  отдела антимонопольного законодательства и рекламы

рассмотрев дело № 121-Р-14, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя <…> о признаках нарушения  части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон «О рекламе»), выразившегося в распространении рекламы на фасаде ТЦ «Модный базар», находящегося по адресу г. Абакан, ул. Хакасская, 57 следующего содержания: «ДОН ЖУАН  магазин любви и здоровья: -игровые костюмы; -интим-игрушки; -обучающая литература; -духи с ферамонами; -эксклюзивные сувениры; -гели, смазки, крема; -DVD для взрослых; -возбуждающие средства…», сопровождающуюся изображением девушки, находящейся в положении полулежа, в корсете, без остальной части одежды, девушки в костюме горничной, а также девушки в укороченной клетчатой юбке с открытым животом в гольфах, в туфлях на шпильках.

В присутствии ИП <…>

В присутствии ИП <…>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено распространение ИП <…> распространение рекламы (на фасаде ТЦ «Модный базар», находящегося по адресу г. Абакан, ул. Хакасская, 57) следующего содержания: «ДОН ЖУАН  магазин любви и здоровья: -игровые костюмы; -интим-игрушки; -обучающая литература; -духи с ферамонами; -эксклюзивные сувениры; -гели, смазки, крема; -DVD для взрослых; -возбуждающие средства…», сопровождающуюся изображением девушки, находящейся в положении полулежа, в корсете, без остальной части одежды, девушки в костюме горничной, а также девушки в укороченной клетчатой юбке с открытым животом в гольфах, в туфлях на шпильках.

Данная реклама нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее-Закон «О рекламе»).

Согласно части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Хакасским УФАС России был направлен запрос предпринимателю о предоставлении документов и сведений относительно распространения указанной рекламы, а также письменные пояснения по поводу размещения данной рекламы. В письменных пояснениях указывается, что данные рекламные конструкции носят информативный характер, с указанием ограничения возраста посетителей от 18+ лет, адреса, и режима работы, что соответствует законодательству РФ, кроме того рекламная конструкция содержит изображение девушек в одежде, без обнажения интимных зон, их внешний вид полностью соответствует требованиям закона. Имеющийся на рекламной конструкции текст содержит перечень товарного ассортимента (игровые костюм, интим-игрушки, обучающая литература, духи с ферамонами, эротическое белье, эксклюзивные сувениры, гели, смазки, крема, DVDдля взрослых, возбуждающие средства) – данный текст не несет в себе информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, он не призывает к насилию, расовой дискриминации, он не содержит описания половых органов, интимной близости, не имеет порнографического содержания, а следовательно полностью соответствует требования Закона РФ.

Данная реклама, была представлена на рассмотрение экспертного совета по рекламе. Члены экспертного совета пришли к единому мнению, что изображенная на рекламном баннере девушка в откровенном наряде, а также находящаяся на этом же рекламном баннере информация, в совокупности носят порнографический характер.

Основными задачами экспертного совета являются экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение экспертного совета, оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации, экспертиза соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе, разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля соблюдения законодательства о рекламе.

Ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель. Рекламодателем спорной рекламы является ИП <…>

Определением  от 22 декабря 2014 года было возбуждено производство по делу № 121-Р-14 в отношении ИП <…> Рассмотрение дела было назначено на 27 января 2015 года.

В адрес Хакасского УФАС России 22.01.2015 года поступило ходатайство от ИП <…> о переносе даты рассмотрения дела № 121-Р-14 в связи с плохим состоянием здоровья.

Определением от 27.01.2015 года исх. № 04-463/ЕМ рассмотрение дела № 121-Р-14 было отложено, заявленное ходатайство удовлетворено. 

17 февраля 2015 года на рассмотрении дела № 121-Р-14 присутствовали ИП <…> и ИП <…>

В ходе рассмотрения дела ИП <…>пояснила, что на рекламных баннерах расположенных на Хакасской 57 изображены 3 женских образа наряженных в карнавальные костюмы. Подобные костюмы широко используются на карнавалах, тематических вечеринках, а также Хэллоуина. Внешний образ девушек крайне скромный, обнажение интимных зон не допущено. Образы моделей выглядят достойно. На первом баннере изображена девушка в корсете и шортах в окружении крылатых сердечек, которые являются логотипом нашей копании и текст дон жуан. Интимные части тела у девушек не обнажены. На следующем рекламном баннере изображена девушка в костюме горничной, а также американской студентки из группы поддержки. Мы не имеем целью привлечения внимания потребителей к нашему товару - тематикой секса. Мы рекламируем именно данную продукцию-наша реклама является достоверной. Рассмотрим тестовую часть рекламы. В ней содержатся контактный телефон для связи и перечень товаров, которые мы продаем. Рассмотрим подробнее. Игровые костюмы-эксклюзивные сувениры –вопросов не возникает. Далее интимные игрушки – слово интим в русском словаре означает глубоко личное, сокровенное, душевное. Данное выражение не несет в себе оскорбительного либо бранного смысла, выражения, а передает суть назначения товара продаваемого и рекламируемого нами. Далее- возбуждающие средства. Толкование слова возбуждающее в разных словарях носит разное выражение, однако смысл у них един. Возбуждать – означает побуждать к действию. В медицине это относится к рецепторам организма, в процессуальном праве как к рождению нового правового акта. В нашем случае это относится к переделенным средствам афродизиаков, которые побуждают организм человека к действию, то есть выражает принцип работы наших товаров не нося никакого оскорбления окружающим своим выражением. Далее- эротическое белье. Рассмотрим понятие эротическое – обозначает переживание и фантазию связанную с сексуально-чувственной областью жизни человека. Согласно медицинской энциклопедии является характеристикой специфической психосоциальной подоплеки действий, связанная с высшими формами эмоций и мышления, такими как чувствами. Переживаниями, представлениями, воображениями. Никакого оскорбление данное выражение в себе не несет. Рассмотрим толкование самого слова брань- оно означает ругань, осуждение, порицание. Ничего из перечисленного в текстовой части нашей рекламы, как и в образах девушек не имеется. На основании вышеизложенного в размещенной нами наружной рекламе отсутствуют непристойные оскорбительные образы, сравнения и выражения в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека, гражданина и др., следовательно в наших действиях отсутствует признаки состава правонарушения части 6 статьи 5 ФЗ О рекламе. Наша реклама является достоверной, мы рекламируем те товары которые продаем. При чем в тесте и изображениях содержаться сугубо скромные товары.

Комиссия Хакасского УФАС России заслушав пояснения, а также проанализировав все материалы дела, пришла к следующему выводу.

Так, согласно Письму ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.). Так же при рассмотрении рекламы на предмет нарушения части 6 статьи 5 рекомендуется создать Экспертные советы при территориальных органах ФАС России, на заседаниях которых может быть дана оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

Так в рассматриваемой рекламной информации используется непристойный образ девушки, находящейся в положении полулежа, в корсете, без остальной части одежды. В части, где предполагается нахождение юбки либо иной части одежды,  изображено крылатое сердечко, которое является логотипом магазина «Дон Жуан».  Рекламный баннер с изображением девушки в укороченной клетчатой  юбке с открытым животом, в гольфах и туфлях на шпильках также является непристойным образом. Как указал ответчик данный образ схож с образом американской студентки из группы поддержки спортивных команд и по его мнению данный образ не является оскорбительным и непристойным.

При анализе данной рекламы на предмет этичности Комиссия Хакасского УФАС России принимала во внимание все обстоятельства данной рекламы. Так, установлено, что рекламные баннеры располагаются на фасаде здания ТЦ «Модный базар» в довольно крупном размере, что несомненно привлекает внимание. Соответственно данная реклама размещена в месте, доступном для обозрения людям разных возрастных групп, в том числе детям и подросткам, чей возврат предполагает постоянную "открытость" психики к внешнему влиянию. Влияние данной рекламы не несет нравственного характера, противоречит государственным нормативно-правовым актам, регламентирующим воспитание ребенка в обществе и в целом государственной политике в области духовно-нравственного воспитания гражданина России. При демонстрации вышеуказанной рекламы у потребителей отсутствует право выбора или ограничения ее восприятия, в отличие от рекламы, распространяемой в печатных СМИ и на телевидении.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Таким образом, необходимо соблюдать и поддерживать информационную безопасность детей и ограничивать их в доступе к такой информации, так как именно детская психика является самой восприимчивой и незащищенной от воздействия внешних факторов. Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Использование рекламируемых товаров связано с интимной стороной жизни человека, публичное обсуждение которой не является общепринятым, пристойным. Соответственно, размещение рекламной информации  имеющей свободное распространение, текстового содержания, сопровождаемого изображениями товаров, внешний вид которых противоречит сложившемуся в обществе этикету и принятым правилам поведения, в данном случае использование непристойного образа медицинского работника - нельзя признать допустимым в силу существующего запрета на использование в рекламе непристойных образов.

Слово "непристойный" в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает "неприличный, бесстыдный". Слово "бесстыдный" согласно вышеуказанному словарю означает "лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный". "Неприличный" - противоречащий правилам приличия. "Приличие" - правило поведения, вежливость, благопристойность.

Изучив все материалы дела, а также проанализировав представленные ответчиком пояснения, Комиссия Хакасского УФАС России установила факт нарушения ИП <…>части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», который  подтверждается материалами дела. В соответствии с частью 6 статьи 38 ответственность за данное нарушение несет рекламодатель.

На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать рекламу Индивидуального предпринимателя <…>ненадлежащей, не соответствующей части 6 статьи 5  Закона «О рекламе» распространенную на фасаде магазина «Дон Жуан», находящегося по адресу г. Абакан, ул. Щетинкина, 73 следующего содержания: «ДОН ЖУАН  магазин любви и здоровья: -игровые костюмы; -интим-игрушки; -обучающая литература; -духи с ферамонами; -эксклюзивные сувениры; -гели, смазки, крема; -DVD для взрослых; -возбуждающие средства…» сопровождающуюся изображением девушки, находящейся в положении полулежа, в корсете, без остальной части одежды,  а также девушки в укороченной клетчатой юбке с открытым животом в гольфах и в туфлях на шпильках.

2. Выдать предписание  ИП <…> об устранении нарушений законодательства о рекламе, а именно:

- прекратить распространение вышеуказанной рекламы, с нарушением части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» путем демонтирования  рекламной конструкции, размещенной с нарушением законодательства о рекламе  в срок до 30 апреля 2015 года;

-предоставить документы, подтверждающие факт прекращения в течение трех дней с момента исполнения предписания.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:

О.П. Франскевич

 

 

Члены Комиссии:

А.А. Алехина

 

Д.А. Чиж

 

Е.И. Митрофанова

 

 

Индивидуальному предпринимателю

<…>

 

ТЦ «Модный базар», 1 этаж, отдел «Дон Жуан»

ул. Хакасская, 57,

г. Абакан,

655017

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 121-Р-14

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

  02  марта 2015 года                                                                              г. Абакан

 

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасские УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Франскевич О.П. – заместитель руководителя правления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены Комиссии:

Алехина А.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;

Чиж Д.А.  – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Митрофанова Е.И. – специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы.

на основании своего решения от  17.02.2015 года по делу № 121-Р-14 о признании ненадлежащей рекламы распространенной Индивидуальным предпринимателем <…> на фасаде ТЦ «Модный базар», находящегося по адресу г. Абакан, ул. Хакасская, 57 следующего содержания: «ДОН ЖУАН  магазин любви и здоровья: -игровые костюмы; -интим-игрушки; -обучающая литература; -духи с ферамонами; -эксклюзивные сувениры; -гели, смазки, крема; -DVD для взрослых; -возбуждающие средства…», сопровождающуюся изображением девушки, находящейся в положении полулежа, в корсете, без остальной части одежды, девушки в костюме горничной, а также девушки в укороченной клетчатой юбке с открытым животом в гольфах, в туфлях на шпильках.

 

Пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 

1. Индивидуальному предпринимателю <…> (<…>) в рок до 30 апреля 2015 года устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей  рекламы, не соответствующей части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», следующего содержания: «ДОН ЖУАН  магазин любви и здоровья: -игровые костюмы; -интим-игрушки; -обучающая литература; -духи с ферамонами; -эксклюзивные сувениры; -гели, смазки, крема; -DVD для взрослых; -возбуждающие средства…», сопровождающуюся изображением девушки, находящейся в положении полулежа, в корсете, без остальной части одежды, а также девушки в укороченной клетчатой юбке с открытым животом в гольфах и в туфлях на шпильках - путем их демонтирования.

2. Индивидуальному предпринимателю<…> (<…>) в течение трех дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания представить в адрес Хакасского УФАС России письменные доказательства данного исполнения.

Согласно статье 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания Федерального антимонопольного органа его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц  в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии:                                                О.П. Франскевич

 

Члены комиссии:                                                             А.А. Алехина

 

                                                                                          Д.А. Чиж

 

                                                                                                    Е.И. Митрофанова

Связанные организации

Связанные организации не указаны