Решение б/н Решение по делу № 10-А-19 от 1 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю

<…>

Ответчикам

<…>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 10-А-19

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 августа 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…>

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в отсутствии заявителя, ответчиков, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев дело № 10-А-19, возбужденное по признакам нарушения индивидуальными предпринимателями <…>, <…>, <…> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах от г. Саяногорска до г. Абакана (маршруты № 245 и № 600) в размере 300 рублей и повышении стоимости проезда в период с 06.12.2018 по 10.12.2018 на одну и ту же величину (с 240 рублей до 300 рублей),

        

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее по тексту – Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) 11.12.2018 (вх. № 6570) поступило заявление <…> относительно правомерности повышения платы за проезд по маршруту от г. Саяногорска до г. Абакана (маршруты № 245 и № 600) с 240 до 300 рублей.

Усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях индивидуальных предпринимателей <…><…><…>, Хакасское УФАС России возбудило дело № 10-А-19 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах от г. Саяногорска до г. Абакана (маршруты № 245 и № 600) в размере 300 рублей и повышении стоимости проезда в период с 06.12.2018 по 10.12.2018 на одну и ту же величину (с 240 рублей до 300 рублей).

Определением о назначении дела № 10-А-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.02.2019 рассмотрение дела назначено на 20.03.2019.

Определением от 20.03.2019 рассмотрение дела отложено на 13.05.2019.

Определением от 13.05.2019 рассмотрение дела отложено на 05.06.2019.

05.06.2019 года проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке.

05.06.2019 года принято заключение об обстоятельствах дела, рассмотрение дела отложено на 22.07.2019 года.

 

На заседаниях комиссии в Хакасском УФАС России ИП <…> с вменяемым нарушением не согласился. Относительно одномоментного повышения стоимости проезда указал, что такое решение было принято ввиду увеличения затрат предпринимателя (в том числе ГСМ и др.). Пояснил, что свидетельство по маршруту № 600 индивидуальному предпринимателю Министерством транспорта Российской Федерации не выдавалось. ИП <…> обслуживается три маршрута, на каждом маршруте задействовано одно транспортное средство.

 

ИП <…> с вменяемым нарушением не согласился. Относительно одномоментного повышения стоимости проезда указал, что такое решение было принято ввиду увеличения затрат предпринимателя (в том числе ГСМ и др.).

 

  Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

Хакасским УФАС России установлено, что автобусные перевозки по маршруту № 245 «г. Абакан – г. Саяногорск» выполняют индивидуальные предприниматели <…><…>, по маршруту № 600 «п. Сизая – г. Абакан» – ИП <…>.

Антимонопольным органом у ОАО «Автовокзал», перевозчиков запрошена информация о дате повышения стоимости проезда.

В соответствии с заявлениями, поступившими от перевозчиков в ОАО «Автовокзал», тариф по маршруту № 245 «г. Абакан – г. Саяногорск» у ИП <…> изменен с 240 рублей до 300 рублей с 06.12.2018 года; у ИП <…>– с 240 рублей до 300 рублей с 08.12.2018 года; по маршруту № 600 «г. Абакан – г. Саяногорск» у ИП <…> изменен с 240 рублей до 300 рублей с 10.12.2018 года.

Как указали сами перевозчики в ответах Хакасскому УФАС России, ИП <…> повысила стоимость проезда и провоза багажа до 300 рублей по вышеуказанному маршруту с 08.12.2018 года; <…>. и ИП <…> с 10.12.2018 года.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, являясь организатором транспортного обслуживания населения в Республике Хакасия, включило маршрут № 245 «г. Абакан – г. Саяногорск» в реестр межмуниципальных маршрутов по нерегулируемым тарифам.

Министерство транспорта Российской Федерации, являясь организатором транспортного обслуживания населения по межрегиональным маршрутам,включило маршрут № 600 «г. Абакан – г. Саяногорск» в реестр межрегиональных маршрутов по нерегулируемым тарифам.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматривается на рынке регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении (код 49.31.2 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Соответствующий товарный рынок не ограничен границами определенного автобусного маршрута (решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-605/2015).

Рынок регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой.

По смыслу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции индивидуальные предприниматели <…>, <…>, <…> являются конкурентами. Так, в соответствии с Выписками из ЕГРИП по состоянию на 05.06.2019 года видом деятельности (основным или дополнительным) вышеуказанных индивидуальных предпринимателей является деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.

Таким образом, географическими границами товарного рынка регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении определим границы Российской Федерации (федеральный рынок).

 

Исследовав материалы дела № 10-А-19 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях индивидуальных предпринимателей <…>, <…><…>нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах от г. Саяногорска до г. Абакана (маршруты № 245 и № 600) в размере 300 рублей и повышении стоимости проезда в период с 06.12.2018 по 10.12.2018 на одну и ту же величину (с 240 рублей до 300 рублей) на основании следующего.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу условий статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В целях Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).

11.01.2016 вступили в силу отдельные положения Закона № 220-ФЗ, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок.

В соответствии с Законом № 220-ФЗ регулярные перевозки подразделяются на:

- регулярные перевозки по регулируемым тарифам – это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Таким образом, регулированию подлежат только те тарифы, которые устанавливаются в отношении перевозчиков, действующих на основании муниципального контракта.

С 11.01.2016 перевозчики имеют возможность устанавливать цену проезда самостоятельно, при этом дата изменения цены также определяется перевозчиками самостоятельно.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе,  с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Антиконкурентное соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, не обусловленных внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, которая замещает конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, ограничивающее конкуренцию соглашение заключается между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.

О наличии антиконкурентного соглашения свидетельствуют следующие обстоятельства, установленные антимонопольным органом.

Из материалов, собранных антимонопольным органом, следует, что в декабре 2018 года <…><…><…> обратились в ОАО «Автовокзал» с уведомлением о повышении стоимости проезда по обслуживаемым спорным маршрутам до 300 рублей.

Непосредственно повышение цены согласно поданным уведомлениям произошло в короткий промежуток времени: <…> – с 06.02.2018 (исходя из пояснений <…> – с 10.12.2018), <…> – с 08.02.2018, <…> – с 10.02.2018.

Необходимо отметить, что ответы <…><…> в Хакасское УФАС России имеют аналогичное содержание.

Хакасским УФАС России установлено, что увеличение цены на 60 рублей, что составляет 25% по сравнению с ранее действующей ценой в 2018 году, не объясняется ни экономическими, ни иными факторами, уровень инфляции за 2018 год значительно меньше повышения цен на проезд (3,8-4,2%).

Кроме того, установлено, что <…><…><…> обслуживают разное количество маршрутов, эксплуатируют разное число транспортных средств, используемых на каждом обслуживаемом маршруте, численность персонала не является одинаковой, из чего следует, что расходы перевозчиков не могут быть одинаковыми, а повышение стоимости проезда на одну и ту же величину не может быть экономически обоснованным для каждого индивидуального предпринимателя.

Таким образом, довод предпринимателей о том, что в спорный период существовали единые для всех перевозчиков объективные причины экономического и организационного характера, которые привели к увеличению стоимости проезда до 300 рублей, не нашел своего подтверждения установленными по делу обстоятельствами.

Факторы, на которые указывают заявители: повышение стоимости топлива, повышение стоимости запчастей, повышение стоимости услуг страхования, обслуживания автомобилей, повышение налоговых обязательств и т.д. могут быть причиной повышения цены проезда, но  не исключают факт заключения индивидуальными предпринимателями <…><…><…>устного соглашения, поскольку повышение ими цены на 60 рублей произошло одновременно на указанных маршрутах, с разницей в пять дней, с 06.02.2018 по 10.02.2018.

Таким образом, с учетом установленных действий предпринимателей, а именно единовременное повышение цены проезда и провоза багажа на одну и ту же величину, с разницей в пять дней, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что перевозчиками совершены синхронные и последовательные действия, свидетельствующие о скоординированности и активности действий хозяйствующих субъектов.

В силу Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

<…><…> свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выданы сроком действия с 30.04.2017 по 29.04.2022.

Учитывая изложенное, период исследования товарного рынка определим периодом с 30.04.2017 года по настоящее время. 

Следовательно, право изменения цены проезда на маршруте возникло у <…><…> с 30 апреля 2017 года.

Между тем, повышение стоимости проезда на одну и ту же величину не может быть экономически обоснованным для каждого индивидуального предпринимателя.

Кроме того, как пояснил <…>, свидетельство индивидуальному предпринимателю не выдано до настоящего времени. Таким образом, по состоянию на дату увеличения цены проезда на спорном маршруте у предпринимателя на указанном маршруте отсутствовало свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, доказательства обратного в материалы дела не представлены. Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России полагает, что у <…> отсутствовало право на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок с применением нерегулируемых тарифов, на самостоятельное установление, изменение (повышение либо понижение) тарифов стоимости проезда и провоза багажа на маршруте № 600, что подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14.04.2017 по делу № А74-13862/2016).

Таким образом, в действиях <…><…><…> усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах от г. Саяногорска до г. Абакана (маршруты № 245 и № 600) в размере 300 рублей и повышении стоимости проезда в период с 06.12.2018 по 10.12.2018 на одну и ту же величину (с 240 рублей до 300 рублей).

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения стоимость проезда и провоза багажа на спорных маршрутах составляет 300 рублей, у Комиссии Хакасского УФАС России имеются основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.    

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать индивидуальных предпринимателей <…><…><…> нарушившими положения пункта 1 части 1 статьи 11Закона о защите конкуренции в части заключения и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах от г. Саяногорска до г. Абакана (маршруты № 245 и № 600) в размере 300 рублей и повышении стоимости проезда в период с 06.12.2018 по 10.12.2018 на одну и ту же величину (с 240 рублей до 300 рублей).
  2. Индивидуальным предпринимателям <…><…><…> с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах от г. Саяногорска до г. Абакана (маршруты № 245 и № 600) в размере 300 рублей и повышении стоимости проезда в период с 06.12.2018 по 10.12.2018 на одну и ту же величину (с 240 рублей до 300 рублей); в срок до «___» августа 2019 года восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, а именно снизить стоимость проезда на маршрутах № 245 и № 600 до 240 рублей.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения в отношении виновных лиц дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны